№ 5 май 2022 — 16 мая 2022

Регионы получили инфраструктурные кредиты, но не торопятся их осваивать

Версия для печати 933 Материалы по теме
Регионы получили инфраструктурные кредиты, но не торопятся их осваивать

Президент РФ не раз указывал на то, что, несмотря на крайне непростую текущую ситуацию, очень важно продолжать реализовывать мероприятия, нацеленные на долгосрочное развитие российских регионов. Федеральный проект «Инфраструктурное меню» из их числа. О том, как субъекты РФ сегодня используют финансовые инструменты, предложенные «Инфраструктурным меню», шла речь на круглом столе в Совете Федерации.

Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам А. Д. Артамонов напомнил, что по итогам мартовского совещания о мерах социально-экономической поддержки регионов Президент РФ рекомендовал главам субъектов РФ создать и лично возглавить оперативные штабы по обеспечению устойчивого развития. «Задача долгосрочного развития остается в приоритете, — подчеркнул сенатор. — Инфраструктура — один из ключевых показателей качества жизни человека и фактор развития бизнеса и экономики».

В настоящее время предусмотрены различные механизмы государственной поддержки реализации инфраструктурных проектов. Но в центре внимания находится комплекс мер, включенных в федеральный проект «Инфраструктурное меню». По мнению Артамонова, инструменты «Инфраструктурного меню» позволят достичь целей долгосрочного развития в условиях ограниченности бюджетного финансирования и достаточно значительных объемов задолженности у регионов.

Инструменты «Инфраструктурного меню»

Все инструменты проекта направлены на привлечение льготного финансирования. Они во многом новые для большинства субъектов РФ. Ранее регионы на реализацию конкретных объектов получали, как правило, безвозмездную поддержку из центра. В «Инфраструктурном меню» впервые заложена модель, при которой территориям средства предоставляют на возвратной основе.

Одним из инструментов комплекса господдержки являются инфраструктурные бюджетные кредиты. «Мы положительно оцениваем решение Правительства РФ о внесении изменений в Правила отбора инфраструктурных проектов[1], — отметил сенатор. — Теперь у регионов появилась возможность осуществлять замену проекта, на который предоставлен инфраструктурный кредит, или изменять его отдельные параметры». Он также считает, что необходимо продолжить корректировать условия предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов регионам, в частности смягчить требования к экономическому и бюджетному эффектам инвестиционных проектов. По мнению спикера, сегодня они очень жесткие. Кроме того, важно минимизировать риски реализации тех проектов, которые связаны с импортным оборудованием и комплектующими.

Следующий инструмент «Инфраструктурного меню» — реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестпроектов. Говоря о нем, сенатор подчеркнул, что у регионов появилась возможность более активно использовать высвобождаемые в рамках реструктуризации бюджетных кредитов средства, в том числе на финансирование объектов инфраструктуры для новых инвестпроектов в сельском хозяйстве, туризме, обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа), жилищном и дорожном строительстве.

Финансирование объектов инфраструктуры с использованием облигаций (с субсидированием купонного дохода по ним) — еще один значимый инструмент «Инфраструктурного меню». Он, по словам Артамонова, только набирает обороты. «Планируемый объем программы составляет 150 миллиардов рублей, сегодня облигаций выпущено на 20 миллиардов рублей», — рассказал сенатор.

Инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру (программа модернизации городского электротранспорта), предоставление средств Фонда национального благосостояния фонду ЖКХ для финансирования строительства, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, также включены в федеральный проект. По словам сенатора, в целом на весь период реализации «Инфраструктурного меню» до 2030 года планируется направить бюджетные и внебюджетные средства в объеме порядка 2 триллионов рублей. «При этом эффект от „Инфраструктурного меню“ ожидается как в виде дополнительных поступлений в бюджет, так и в виде квадратных метров вводимого жилья, новых рабочих мест, — подчеркнул сенатор. — Все эти инструменты должны сделать вклад и в обеспечение финансовой стабильности российских регионов».

Учиться работать с «Инфраструктурным меню»

А. А. Шевченко, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, отметил, что применяемый сегодня механизм безвозмездного финансирования не может полностью решить комплексные задачи по инфраструктурному развитию российских регионов. Набор финансовых инструментов, разработанных Правительством РФ, позволит направить преимущественно именно возвратные средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых проектов. При этом, по словам Шевченко, федеральный уровень власти готов предоставить регионам сильную финансовую поддержку. «Так, по информации Правительства РФ, в ближайшие годы регионы получат около 650 миллиардов рублей через инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации. Привлечение такого колоссального финансового ресурса позволит субъектам РФ решить поставленные задачи», — полагает спикер.

В то же время, по мнению Шевченко, стоит учитывать и то, что действенность новых инструментов напрямую зависит от эффективности системы регионального управления и создания необходимой нормативной правовой базы в субъектах РФ. Сенатор убежден, что сегодня положительный опыт регионов по использованию этих инструментов необходимо транслировать на всех площадках. Также важной частью работы в рамках федерального проекта Шевченко назвал обучение региональных специалистов грамотно использовать новые финансовые инструменты.

Деньги надо тратить

Первый заместитель министра финансов РФ Л. В. Горнин заострил внимание на проблемах реализации «Инфраструктурного меню». «Есть определенные вопросы по культуре бюджетного планирования кассового освоения средств бюджетных инфраструктурных кредитов. — отметил Горнин. — При этом кассовое исполнение мы рассматриваем не как саму цель, а в большей степени как индикатор, показатель выполнения физических объемов мероприятий инфраструктурных проектов». По словам замминистра, по состоянию на 14 апреля по тем графикам, которые были определены самостоятельно субъектами РФ, Минфин профинансировал практически 41 миллиард рублей 38 регионам. Кассовое же исполнение составляет 16 миллиардов рублей, или 41%. «Возникают обоснованные вопросы: зачем регионы устанавливают графики, при которых не могут израсходовать полученные средства? Насколько субъекты РФ могут позволить себе обслуживать госдолг, платить проценты по инфраструктурным бюджетным кредитам, хоть и небольшие — три процента, в то время как деньги лежат мертвым грузом? — недоумевал спикер. — Здесь мы, я думаю, совместно будем решать выявленную проблему». Он также напомнил, что в рамках второго транша инфраструктурных бюджетных кредитов на 2024–2025 годы одобрены кредиты на сумму 314 миллиардов рублей. Большой объем средств предусмотрен для Красноярского края, Краснодарского края, Нижегородской, Челябинской областей.

По словам замминистра, сегодня в Минфин и Минстрой России идет поток документации, связанной с изменением проектов. Некоторые изменения обоснованы, поскольку в них фигурирует импортное оборудование, но, как подчеркнул Горнин, неизменной частью проекта является его эффективность. «Мы должны видеть источники возврата бюджетных кредитов, то есть дополнительные доходы, которые были задекларированы при защите инфраструктурного проекта и которые декларируются сейчас, при изменении проекта», — отметил представитель финансового ведомства.

В рамках реструктуризации задолженности бюджетных кредитов запланирован большой ресурс — 629 миллиардов рублей с 2021 по 2024 год. По словам спикера, у всех субъектов РФ были предусмотрены источники возврата бюджетных кредитов, то есть в наличии реально высвобождающиеся ресурсы, которые могут быть направлены на решение проблем. Тем более что спектр использования таких средств расширяется. Это и инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства. «К сожалению, сегодня субъекты РФ не очень активно используют данный инструмент, — заявил замминистра. — Штабом[2] одобрены проекты 66 регионам на 215 миллиардов рублей».

Первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ А. Н. Ломакин также выразил беспокойство в отношении темпов освоения средств инфраструктурных кредитов, полученных регионами. «Мы видим слабую работу в регионах по освоению денежных средств. Освоение порядка 40 процентов недопустимо. Это я сейчас говорю про инфраструктурные бюджетные кредиты. К сожалению, по всем остальным бюджетным инструментам такая же динамика», — сообщил замминистра. Он напомнил, что у регионов есть возможность опережающего освоения выделяемых бюджетных средств. Также спикер обратился к сенаторам, чтобы те подключились к контролю освоения денег регионами.

О. В. ИЗУТОВА



[1] Утверждены постановлением Правительства РФ от 14 июля 2021 года № 1189.

[2] Правительственная комиссия по региональному развитию.

Поделиться