№ 5 май 2022 — 16 мая 2022

Открытость и прозрачность власти — условие повышения эффективности госуправления

Версия для печати 1849 Материалы по теме
Открытость и прозрачность власти — условие повышения эффективности госуправления
ВГЩ_(2)300dpi.jpg

Уровень доверия к власти определяется посредством оценки общественного мнения. Поэтому все решения Правительство Приморского края принимает публично с участием широкого спектра населения, в том числе бизнеса и общественности. Один из основных механизмов повышения открытости бюджета и доверия граждан к власти — цифровые технологии. О цифровизации государственного управления в Приморье — статья Веры Георгиевны ЩЕРБИНЫ, первого вице-губернатора — председателя Правительства Приморского края.

Открытость власти — это один из важнейших показателей эффективности реализации полномочий властных структур, это элемент постоянной и качественной связи между обществом и властью. В указе Президента РФ от 4 февраля 2021 года № 68, регламентирующем вопросы оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов власти на региональном уровне, самый весомый показатель из 20 существующих — порядка 30% — это уровень доверия населения власти. В условиях нарастающей сложности социальных процессов и новых экономических вызовов серьезной задачей органов исполнительной власти является необходимость формирования моделей принятия решений и реализации государственных функций, основанных на активном участии гражданского общества в управлении государством, а также использования современных механизмов общественного контроля.

Повышение уровня открытости бюджета, доверия граждан к деятельности органов государственной власти можно обеспечить с помощью применения цифровых технологий. Цифровизация государственного управления прежде всего и направлена на повышение доверия граждан к государству за счет открытости и прозрачности деятельности органов власти.

Справка

По итогам рейтинга субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных за 2021 год Приморский край вошел в число российских регионов-лидеров, попав в группу «А», которую характеризует очень высокий уровень открытости бюджетных данных — 80% и более от максимально возможного количества баллов. Соответствующее исследование ежегодно проводится по поручению Министерства финансов РФ.

Уже в прошлом году общественные обсуждения законопроекта о бюджете Приморского края на 2022 и плановый период 2023–2024 годов проходили в дистанционно-очном формате. Большинство участников со всех уголков Приморья обсуждали документ в режиме видео-конференц-связи — они подключались к слушаниям из студий муниципалитетов. Все желающие также смогли следить за ходом события с помощью трансляции в официальных социальных сетях Правительства Приморского края.

Всего на площадке Правительства Приморского края прошло семь общественных слушаний. Каждое из них по отдельности охватило темы здравоохранения, дорог, сельского хозяйства и рыбной промышленности, социальной политики, культуры и спорта, ЖКХ и энергетики, образования и занятости. Представители общественных объединений, экспертных сообществ и все заинтересованные приморцы смогли задать свои вопросы губернатору края, председателю правительства Приморья, представителям профильных министерств и ведомств. Нас очень радует такая обратная связь.

За семь проведенных слушаний по различным социально значимым направлениям политики региона в мероприятии приняли участие порядка 40 тысяч человек, было озвучено более 1,5 тысячи вопросов и предложений от жителей региона. Часть из них нашли отражение в проекте закона о бюджете. Эта работа ведется в рамках повышения открытости бюджета. Основная цель — привлекать общественность для совместного проектирования главного финансового документа края.

Порталы

В Приморском крае значительная часть бюджетной информации стала доступной для широкой общественности с помощью портала управления общественными финансами Приморского края и портала «Инициативное бюджетирование». Портал управления общественными финансами в удобной и понятной форме предоставляет гражданам широкий спектр финансовой и справочной информации, необходимой для обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса, вовлечения в бюджетный процесс широкой общественности с активной гражданской позицией и улучшения финансовой грамотности населения.

Для реализации проектов по инициативному бюджетированию в Приморском крае в 2021 году был запущен и успешно функционирует одноименный портал. Здесь реализован полный спектр мероприятий, связанных с гражданскими инициативами: от подачи заявок на включение объектов в голосование до освещения исполнения гражданских инициатив, прошедших конкурсный отбор. На сегодняшний день проведено два голосования по инициативному бюджетированию. Первое не только проведено, но уже реализованы проекты. Второе голосование проведено с авторизацией через систему «Госуслуги», что обеспечило полную прозрачность (по 532 проектам проголосовало 92 964 гражданина), проекты будут реализованы в текущем году.

Соцподдержка

Одной из важных задач, поставленных Правительством Приморского края, стал перевод в электронный вид процесса оказания мер государственной поддержки населения, информирование граждан о положенных им выплатах и льготах. В целом для создания качественной среды для жителей Приморского края, повышения доступности мер поддержки проведена оптимизация механизмов предоставления услуг:

  • в настоящее время на территории края на основании только одного заявления предоставляются семь государственных услуг;
  • упрощены процедуры предоставления услуг путем оптимизации сведений, поступающих с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • о полагающихся социальных выплатах граждан информируют через СМИ, социальные сети, Единый контактный центр взаимодействия с гражданами на базе многофункционального центра.

В 2019 году был начат проект «Социальная карта „Приморец“». Это один из приоритетных региональных проектов. Карта «Приморец» создана на базе национального платежного инструмента — карты «Мир». Слаженная деятельность Правительства Приморского края, Центробанка и АО «Национальная система платежных карт» позволила запустить выдачу карт в кратчайшие сроки с минимальными затратами для всех участников. Карта «Приморец» является банковской картой «Мир», выпускается банками-эмитентами, присоединившимися к проекту (семь банков).

Суть проекта — создание с применением современных информационных технологий единого инструмента, с помощью которого жители нашего края могут максимально просто и удобно в полной мере воспользоваться своим правом на различные виды льгот и мер социальной поддержки, производить безналичную оплату товаров и услуг, получать скидки и другие преференции от партнеров проекта.

В 2020 году прием граждан по вопросам социальной защиты населения полностью передан в МФЦ. Граждане имеют возможность получать все услуги по принципу одного окна.

Цифровизация общественных финансов

Системно процесс цифровизации управления общественными финансами в Приморском крае был начат в 2014 году с разворачивания подсистемы планирования бюджета и подключения к финансовым процессам ГРБС. Мощный толчок к ускорению темпов цифровизации был получен в 2019 и 2020 годах, когда из-за COVID-19 в кратчайшие сроки было необходимо перестроить процесс управления общественными финансами с минимизацией бумажного документооборота. Так, именно в этот период в рамках подсистемы консолидированной отчетности все формы сдаваемой отчетности были переведены в электронный вид с возможностью электронной подписи ответственных специалистов.

1624354474_karta-primorec_sb.jpg

Социальная карта «Приморец»

По инициативе Правительства Приморского края расширен перечень мер социальной поддержки, перечисляемых на платежные карты «Мир» (шесть мер поддержки). Это позволяет обеспечить минимальный срок зачисления выплат и сокращение расходов краевого бюджета, так как в этом случае не выплачивается комиссия кредитным организациям.

Подсистема планирования бюджета

Подсистема планирования бюджета обеспечивает формирование приложений к проекту закона о бюджете на основе заполняемых ГРБС обоснований бюджетных ассигнований. Помимо этого, в процесс планирования бюджета встроены подсистемы формирования планов финансово-хозяйственной деятельности, государственных заданий краевых бюджетных и автономных учреждений, а также подсистема расчета межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям края.

Внедрение подсистемы планирования бюджета повысило прозрачность и четкость бюджетных процессов, увеличило оперативность внесения данных и принятия решения о их корректировке, позволило проводить оперативный анализ и принимать административные решения — от корректировки первоначальных расчетов на уровне учреждений до формирования проекта закона о бюджете и внесения в него изменений.

Подсистема исполнения бюджета

С подсистемы исполнения бюджета начался процесс цифровизации управления общественными финансами Приморского края. Подсистема предназначена для автоматизации процессов исполнения бюджета всеми участниками бюджетного процесса с возможностью применения электронных подписей.

В подсистеме реализовано формирование регионального реестра соглашений между федеральным и региональными ОИВ, что позволяет анализировать не только соглашения и их изменения, но и иметь базу точных процентов софинансирования межбюджетных трансфертов для формирования оперативной отчетности по плановым назначениям и кассовому расходу в разрезе уровней бюджетов. Применение подсистемы позволило достичь высокой унификации процессов, осуществляемых в процессе исполнения бюджета края.

Подсистема консолидированной отчетности

Организация работы всех субъектов бюджетного планирования в едином информационном пространстве позволила обеспечить минимизацию времени на подготовку отчетности и ее проверку, уменьшить количество этапов согласования и доработок в случае замечаний к представленным данным.

Централизованная бухгалтерия

Автоматизация бухгалтерского учета, соответствующая требованиям единой методологии, вынуждает бухгалтеров вести учет в строгом соответствии с инструкциями, а руководителей учреждений — осуществлять хозяйственные операции без нарушений действующего законодательства. В связи с чем Правительством Приморского края было принято решение о создании с 1 января 2022 года ГКУ «Межведомственный центр бухгалтерского обслуживания».

Следует отметить, что увеличение численности бухгалтерской службы не произошло, так как централизуемые полномочия исполняют высвободившиеся сотрудники ГРБС. Система предназначена для обеспечения централизации бухгалтерского учета, контроля и оперативного получения информации по каждому учреждению. Все это возможно благодаря интеграции существующих информационных систем управления бюджетным процессом (исполнение бюджета, формирование консолидированной бухгалтерской отчетности, «Веб-торги») с создаваемой системой централизованного бухгалтерского учета.

РИС «Веб-торги»

С целью обеспечения единого информационного пространства в сфере закупок в Приморском крае внедрена региональная система «Веб-торги». Программный комплекс позволил организовать взаимодействие региональных и муниципальных заказчиков края с органом исполнительной власти, ответственным за централизацию закупочных процедур в регионе (Министерством закупок).

Централизация закупочной деятельности и организация работы посредством автоматизированной системы в нашем регионе произошли относительно недавно (с 2020 года). Но за этот короткий промежуток времени мы смогли добиться значительных результатов, которые сильно облегчили работу заказчиков.

На сегодняшний день программный комплекс решает следующие задачи:

  • автоматическая генерация технических заданий на лекарственные препараты, медицинские изделия, продукты питания, что позволяет исключить как технические ошибки при ручном составлении документа, так и излишние требования к товарам;
  • автоматическая генерация типовых контрактов на поставку товаров, оказание услуг, что значительно сокращает срок на подготовку документов, а также исключает возможность ошибок;
  • согласование закупок муниципальных заказчиков с заинтересованными ОИВ края, что позволяет оценивать эффективность расходования средств краевого бюджета при софинансировании муниципальных мероприятий;
  • заключение контрактов до 600 тысяч рублей с производителями и поставщиками региона через электронный магазин края;
  • уведомление контрольного органа в сфере закупок о заключении контракта в случае, если закон требует такого уведомления.

Автоматизированный сбор и анализ данных по обоснованию цен на товары, возможность формирования справочной информации по средней стоимости товара, включенного в региональный каталог, позволяют исключить закупку товара по завышенным ценам.

В вопросах доработки и совершенствования программного комплекса нам помогают наши заказчики, которые больше всех заинтересованы в упрощении своей работы. Значительная роль в совершенствовании системы отведена опыту других регионов. В любом случае полагаю, что мы должны пользоваться всеми возможностями времени, в котором мы живем, и в первую очередь информационными технологиями, позволяющими оптимизировать рабочие процессы и, следовательно, эффективнее использовать наше время.

Адресная инвестиционная программа

В рамках Системы управления общественными финансами Приморского края реализована подсистема формирования адресной инвестиционной программы региона. Она позволяет вести весь процесс работы с объектами АИП: от планирования объекта к внесению в программу до формирования факта об освоении капитальных вложений.

В рамках подсистемы работу осуществляют как главные распорядители, так и муниципальные образования, а также все виды казенных, автономных и бюджетных учреждений. Работа в подсистеме ведется, начиная с формирования ГРБС карточки объекта, планируемого к включению в АИП, содержащей в себе всю информацию об объекте и до информации о кассовом расходе в разрезе объектов.

Подсистема АИП интегрируется с другими подсистемами системы управления общественными финансами края. Так, перечень объектов с основными характеристиками автоматически интегрируется в подсистемы исполнения бюджета и РИС «Веб-торги». Из подсистем исполнения в подсистему АИП передается информация о кассовом расходе в разрезе объектов. На основе данных подсистемы АИП формируется карта, расположенная на портале «Открытый бюджет Приморского края».

В результате внедрения подсистемы АИП дополнительно реализован широкий спектр отчетов и аналитических форм, позволяющих в режиме реального времени как получать информацию в различных разрезах по плановым назначениям и срокам выполнения работ, так и осуществлять оперативный мониторинг за расходованием выделенных средств и выявлять вероятные риски при реализации объекта капитального вложения.

Планы развития

До конца 2022 года мы планируем обеспечить полное импортозамещение. Курс на импортозамещение в сфере информационных технологий, применяемых в органах власти, призван обеспечить существенный толчок развитию отечественной ИТ-отрасли и обеспечить независимость от иностранного программного обеспечения.

В рамках реализации концепции импортозамещения в 2020–2021 годах подсистемы Системы управления общественными финансами Приморского края уже были переведены на импортозамещенный веб-интерфейс под управлением российских серверных операционных систем. Данный переход позволил использовать на рабочих местах пользователей операционные системы, включенные в реестр российского программного обеспечения.

Также в наших планах:

  • развитие Единой централизованной информационной системы Приморского края по бухгалтерскому учету и отчетности;
  • автоматизация закупочного процесса в рамках Федерального закона № 223‑ФЗ (сейчас только в рамках 44‑ФЗ);
  • до конца 2022 года планируем актуализировать структуру государственных программ Приморского края с учетом изменений, принятых постановлением Правительства РФ (от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации»);
  • активное развитие подсистем открытости данных.

Современные ИТ-решения позволяют увеличить показатель открытости и прозрачности деятельности органов власти, а соответственно, и повысить доверие населения к власти. Нынешние вызовы, связанные с внешним санкционным давлением, заставляют нас принимать новые управленческие решения.

Это меры государственной поддержки бизнеса, субъектов МСП. В первую очередь мы поддержали предприятия сельскохозяйственной отрасли, направив на эти цели более миллиарда рублей. И это не случайно. Идет посевная кампания. Вопросы продовольственной безопасности у нас в приоритете.

Любой кризис — это и вектор развития. В России есть возможность льготного налогообложения для компаний, которые решили осуществить переезд из офшоров на территорию нашей страны. Снижение налога на дивиденды до уровня, не уступающего общеизвестным офшорным зонам, предусмотрено в специальных административных районах. В Приморском крае специальный административный район (САР), который позволяет увеличить скорость управления бизнесом и снижает транзакционные расходы, создан на острове Русский.

В настоящее время реестр участников САР острова Русский включает в себя пять предприятий. Это предприятия оптовой торговли от сельскохозяйственных до топливно-энергетических ресурсов. В текущем году зарегистрированы две международные компании по перевозке грузов морскими судами заграничного плавания, а также холдинговая компания. В марте 2022 года подали заявки еще 20 компаний, желающих стать участниками САР. Инвесторы предпочли регистрацию в Приморском крае в связи с тем, что основные их активы сосредоточены на Дальнем Востоке.

Сегодня бизнес видит, что механизм САР работает и обеспечивает возможность смены «прописки» компании без каких-либо рисков для предпринимательской деятельности. Тем увереннее можно заявить о том, что процесс деофшоризации получил новый эффективный инструмент в условиях санкций.

В Приморском крае осуществляют деятельность восемь основных портов. Порты отработали санкционный март месяц в соответствии со своими планами — 35,5 миллиона тонн грузов за первый квартал 2022 года, а это на 1,5% выше плановых показателей. Несмотря на то что крупнейший контейнерный перевозчик ушел из России, объемы по перевалке контейнеров удалось сохранить на уровне предыдущих месяцев благодаря зашедшим новым линиям.

Все решения принимаются по согласованию с оперативным региональным штабом по обеспечению устойчивости экономики края в условиях санкций под руководством губернатора Приморья Олега Николаевича Кожемяко.

Поделиться