За первый квартал 2022 года аукционов на предоставление кредитных средств бюджетам субъектов РФ и муниципальным образованиям было объявлено в объеме 40,4 миллиарда рублей. Это более чем в 4,5 раза меньше запрашиваемого финансирования за аналогичный период 2021 года. В целом ситуация схожа с началом пандемии в 2019 году, но в тот период падение все же было не столь значительным. Причины в данном случае очевидны — это продолжавшийся с середины 2021 года постепенный рост ключевой ставки ЦБ РФ и ее резкое повышение 28 февраля 2022 года на фоне введения санкций и беспрецедентного давления со стороны недружественных стран (рисунок 1).
На фоне неизбежного роста ставок кредитования в целях ограничения роста расходов на обслуживание государственного и муниципального долга Правительство России оказало необходимую помощь субъектам бюджетной сферы, в том числе за счет предоставления бюджетных кредитов, а также трансфертов. В результате субъекты РФ и муниципальные образования заместили часть коммерческих заимствований, дата погашений по которым наступала в первой части 2022 года. Однако, несмотря на снижение коммерческих заимствований, общий объем долговых обязательств субъектов РФ и муниципальных образований остался практически без изменений. На 1 апреля 2022 года общий объем долговых обязательств субъектов РФ и муниципальных образований составил 2,8 триллиона рублей (рисунок 2).
Приведенные в статье данные рассчитаны на основе сведений, публикуемых на официальных сайтах Министерства финансов РФ minfin.ru, Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, а также Банка России cbr.ru.
Р. А. ГЛУШКИН, начальник управления аналитического сопровождения бизнеса департамента государственных финансов АО «СМП Банк»