Один из инструментов инфраструктурного меню, предложенного Правительством РФ регионам, — инфраструктурный кредит. Ростовская область получила право на привлечение в
Лилия Вадимовна Федотова, заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов
Ростовская область в рамках установленного лимита, а также по итогам конкурсного отбора получила право на привлечение в
Низкая ставка (3%) привлечения бюджетных кредитов для реализации инфраструктурных проектов и самоокупаемость инвестиций делают привлекательным данный инструмент для использования в целях инфраструктурного развития региона. Кроме того, условия заключаемых соглашений о предоставлении бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов гарантируют поступление заемных средств точно в срок, необходимый для расчетов с поставщиками (подрядчиками). В результате расходы на обслуживание данных бюджетных кредитов снижаются до минимального значения.
Проекты региона
Первым проектом, одобренным Ростовской областью в рамках распределенного лимита, стал проект модернизации и расширения трамвайной инфраструктуры в Ростове-на-Дону с инфраструктурным кредитом 15,4 миллиарда рублей. Общий объем инвестиций на реализацию проекта с применением инструмента концессионного соглашения на момент подачи заявки оценивался в 51,2 миллиарда рублей. Проект предусматривает создание сети современной инфраструктуры линий городского трамвая на базе существующей трамвайной системы и перспективных участков трамвайных линий с востока на запад и с севера на юг города, связывающих отдаленные микрорайоны жилой и общественно-деловой застройки с центром.
В сложившейся экономической ситуации и в условиях ограничительных мер в отношении Российской Федерации были выявлены существенные риски реализации данного проекта. Его финансирование предполагается в рамках концессионной модели с привлечением инвестором кредитных средств. В результате повышения ключевой ставки Банка России стоимость кредитных заимствований существенно возросла.
Следует отметить, что федеральный центр в контексте инфраструктурных проектов реализует гибкую политику и особое внимание уделяет нивелированию возникающих рисков. Это позволило региону одному из первых выдвинуть инициативу по замене инфраструктурного проекта. Наиболее оптимальным вариантом замены стало перенаправление инфраструктурного бюджетного кредита на финансирование другого масштабного и важного для региона проекта, реализуемого с 2019 года. Это строительство Ростовского транспортного кольца, которое станет объездной дорогой вокруг города-миллионника. В частности, за счет средств кредита будет построена автодорога «Западная хорда». Проектная стоимость западного обхода южной столицы с использованием механизма государственно-частного партнерства составляет порядка 30 миллиардов рублей. Дорога первой категории будет иметь четыре полосы и существенно разгрузит интенсивность движения в прилегающем районе города.
Несмотря на сложности с финансированием, регион не отказался и от модернизации и создания инфраструктуры трамвая в Ростове-на-Дону. В апреле текущего года проект с учетом его удорожания был одобрен правительственной комиссией в рамках реализации Программы комплексного развития городского электрического общественного транспорта. При этом в настоящее время прорабатывается вопрос замены формы предоставления бюджетных средств — вместо инфраструктурного бюджетного кредита предполагается предоставить субсидию из федерального бюджета.
Предложения по минимизации рисков
По нашему мнению, в целях минимизации риска, в том числе наиболее полного учета налоговых поступлений в бюджет, необходимо внести соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты РФ в части возможности передачи финансовым органам субъектов РФ и муниципальным образованиям информации о платежах, поступивших от налогоплательщиков в рамках реализации инфраструктурных проектов.
Несколько слов о возврате кредитных средств. Ростовской области значительная часть инфраструктурных кредитов предоставлена на строительство автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры. В связи с этим освоение средств, источником которых являются инфраструктурные кредиты, будет осуществляться в рамках дорожного фонда. При этом бюджетное законодательство не позволяет погашать и обслуживать такие инфраструктурные кредиты за счет средств дорожных фондов субъектов РФ. В то же время такая возможность позволила бы высвободить значительные бюджетные ресурсы за счет «несвязанных» доходов регионального бюджета, что особенно важно в условиях возрастающего объема расходных обязательств по поддержке граждан и бизнеса в текущих экономических реалиях.
Несомненно, мы только в самом начале пути реализации этого масштабного всероссийского проекта. Учитывая пристальное внимание федеральных властей и лично Президента РФ к строительной отрасли как драйверу развития отечественной экономики, уверены, что трудности будут преодолены и все инфраструктурные проекты будут реализованы с максимальной эффективностью. Региональная команда настроена на результативную и плодотворную работу.
В рамках лимита инфраструктурного кредита, одобренного Ростовской области на
«Северный радиус» позволит значительно повысить безопасность дорожного движения, сократить время доставки грузов как внутри Ростовской агломерации, так и по направлению на порты Таганрога и Азова. Будет обеспечена транспортная доступность развивающихся жилых микрорайонов «Платовский», «Суворовский» и перспективного микрорайона «Декоративные культуры», а также развитие жилищного и промышленного строительства на территориях, прилегающих к автодороге Северный обход Ростова-на-Дону.
Другой инфраструктурный проект, «Строительство канализационного коллектора № 62 в Ростове-на-Дону», будет способствовать перспективному развитию территории старого аэропорта. Размер инфраструктурного кредита на
Риски
В рамках всех перечисленных выше программ Ростовская область претендует на получение порядка 45 миллиардов рублей на инвестиции, что для региона является внушительным объемом средств на развитие. Безусловно, в сегодняшних экономических условиях появляются дополнительные риски в части реализации данных проектов.
Прежде всего нас беспокоит удорожание материалов и комплектующих, нарушение существующих логистических цепочек, что не может не сказаться на общих финансовых параметрах реализуемых проектов. С учетом повышения ключевой ставки Банка России существенно повысились в цене кредитные заимствования, поэтому для инвесторов становится сложнее привлекать средства на реализацию проектов в рамках концессионной модели. Между тем одним из основных условий получения инфраструктурных кредитов является использование внебюджетных источников не менее суммы такого кредита.
В сложившейся ситуации возникает риск недостижения запланированного в регионе бюджетного эффекта. Условием реализации инфраструктурного проекта должна быть его самоокупаемость. Вместе с тем объем средств, направленных Ростовской областью на погашение и обслуживание бюджетного кредита, может превысить объем налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет области от реализации инфраструктурного проекта.