25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 7 июль 2022 — 12 июля 2022

Оперативность формирования и исполнения бюджета Щелково в условиях экономической нестабильности

Версия для печати 554 Материалы по теме
Оперативность формирования  и исполнения бюджета Щелково в условиях экономической нестабильности

Современный этап экономического развития страны требует оперативного принятия и реализации решений практически в любой отрасли и в любом направлении. Не стали здесь исключением бюджетный процесс и бюджетные процедуры. Следует добавить, что по целому ряду параметров планирование и исполнение бюджета осуществляются в условиях экономической нестабильности. В статье рассказано о механизмах, которые использует городской округ Щелково для увеличения оперативности формирования и исполнения муниципального бюджета.

Александр Владимирович ФРЫГИН, начальник финансового управления Администрации городского округа Щелково, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Нестабильность экономической ситуации, несомненно, усложняет как процесс бюджетного планирования, так и его исполнения, но не отменяет необходимости обоснованной и своевременной разработки и исполнения основного финансового документа территории. Как показала практика, формирование бюджета городского округа Щелково происходит не только в ходе подготовки проекта, но, когда уже пройдены все необходимые процедуры, и в ходе его рассмотрения на заседании Совета депутатов, так как поступают новые данные, на основе которых могут быть скорректированы отдельные показатели. Ими могут быть сведения об объемах межбюджетных трансфертов с соответствующим софинансированием из местного бюджета, приоритизации бюджетных расходов, изменение отдельных экономических показателей и т. д. Это обуславливает необходимость пересмотра как доходов, так и расходов бюджета. Также непосредственно в процессе исполнения бюджета на основе вновь поступающих данных, влияющих на бюджетные показатели, вносятся соответствующие изменения в уже утвержденный бюджет.

Эту задачу мы решаем с помощью инструментов и механизмов, позволяющих оперативно справляться с вновь возникшими проблемами с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджета, предотвращению кассовых разрывов и своевременной реакции на изменение поступлений доходов и приоритетов в расходах, которые регламентированы бюджетным законодательством РФ.

Во-первых, это использование возможности внесения поправок в сводную бюджетную роспись, а не в решение представительного органа о бюджете.

Во-вторых, реализация механизма доведения и отзыва лимитов бюджетных обязательств.

В-третьих, резервирование бюджетных ассигнований с указанием в первоначальном решении о бюджете их объема и направлений использования в составе утвержденных бюджетных ассигнований (рисунок 1).

В-четвертых, реализация права, предоставленного муниципальным образованиям Федеральным законом от 29 ноября 2021 года № 384‑ФЗ, позволяющего использовать несвязанные остатки бюджетных средств на начало текущего года в объеме, не превышающем разницы между остатками, образовавшимися в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в ходе исполнения в отчетном финансовом году, и суммой бюджетных ассигнований, предусмотренных абзацем 2 части 3 статьи 96 Бюджетного кодекса (рисунок 2).

Дополнительные основания

Согласно статье 217 Бюджетного кодекса, статье 12 Положения о бюджетном процессе в городском округе Щелково были установлены дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете в соответствии с решениями начальника финансового управления. Это:

  • внесение изменений в муниципальные программы в части изменения объемов финансирования и (или) состава мероприятий в пределах общего объема бюджетных ассигнований, утвержденного решением о бюджете;
  • увеличение бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов за счет экономии по использованию в текущем году бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг — в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных ГРБС в текущем финансовом году, на оказание муниципальных услуг;
  • изменение кода целевой статьи бюджетной классификации, перераспределение бюджетных ассигнований между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов классификации расходов бюджетов в пределах средств бюджета округа, предусмотренных главному распорядителю, для софинансирования расходных обязательств в целях выполнения условий предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов;
  • осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства округа за счет экономии бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности) и группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов;
  • использование средств в объеме остатка субсидий, предоставленных в отчетном году муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, образовавшегося в связи с недостижением установленных муниципальным заданием показателей, характеризующих объем муниципальных услуг (работ), а также остатка субсидий указанным учреждениям на иные цели, в отношении которого в установленном порядке принято решение о наличии или отсутствии потребности в направлении данных субсидий на те же цели в текущем году;
  • изменение кода целевой статьи бюджетной классификации, перераспределение бюджетных ассигнований между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов классификации расходов бюджетов в пределах средств бюджета округа, предусмотренных главному распорядителю, для погашения кредиторской задолженности прошлых лет;
  • увеличение бюджетных ассигнований, зарезервированных в составе утвержденных решением о бюджете городского округа мероприятий по реализации государственных (муниципальных) функций, связанных с общегосударственным управлением, предусмотренных по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов;
  • перераспределение бюджетных ассигнований между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов классификации расходов бюджета округа в пределах средств, предусмотренных ГРБС округа, в целях обособления бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий, направленных на реализацию федеральных (национальных) проектов. Данная норма позволяет оперативно решать вопросы перераспределения средств на приоритетные направления расходов, в том числе на обеспечение выполнения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области в части финансирования расходных обязательств городского округа, на софинансирование которых они предоставляются.

Порядок утверждения (изменения) доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств позволил сделать механизм уменьшения и отзыва ЛБО гибким и вместе с тем обратимым инструментом приостановления бюджетных расходов, что важно, учитывая возможность выпадения доходов.

Доведение и отзыв ЛБО

Согласно статье 217 Бюджетного кодекса финансовым органом городского округа установлен порядок утверждения (изменения), доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения бюджета муниципалитета. В соответствии с порядком механизм уменьшения и отзыва лимитов бюджетных обязательств стал гибким и вместе с тем обратимым инструментом приостановления бюджетных расходов, учитывая возможность выпадения доходов.

Финансовый орган городского округа в различных ситуациях применял такую форму оперативного реагирования, как отзыв лимитов бюджетных обязательств по отдельным позициям. Происходило это при ухудшении динамики поступления налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Отзывался неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов по расходам, не носящим первоочередной и социально значимый характер, а также экономия, образовавшаяся по итогам закупок.

Это стало возможным благодаря тесной интеграции информационных систем исполнения бюджета, управления закупками и государственными (муниципальными) программами.

Изменения бюджетного законодательства: новые возможности

Имеющаяся в настоящее время форма внесения изменений в сводную бюджетную роспись позволила в 2020 году достаточно быстро решить вопросы выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий государственной программы Московской области «Строительство объектов социальной инфраструктуры». В ее рамках построены школы в микрорайонах «Солнечный», «Жегалово» (строительство завершено в 2020 году с опережением ранее установленных сроков). Такой инструмент дал возможность профинансировать мероприятия и других государственных программ Московской области, муниципальных программ городского округа Щелково.

Срок выделения бюджетных ассигнований на выбранные приоритетные направления расходов по сравнению с внесением изменений в решение Совета депутатов о бюджете (30–50 дней) составляет от одного до пяти дней (рисунок 3). Это способствует ускоренному переходу к таким процедурам, как закупки, постановка на учет бюджетных обязательств, оплата выполненных работ. Изменения в решение Совета депутатов о бюджете в 2020 году вносились лишь дважды.

В 2021 году практика исполнения расходной части бюджета с применением механизма перераспределения бюджетных ассигнований путем изменений в сводную бюджетную роспись успешно продолжалась. Были оперативно решены вопросы выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, предусмотренных соглашением «О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов городского округа Щелково Московской области». Бюджетные ассигнования выделялись на выполнение и других мероприятий, например в рамках государственной программы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды». Необходимость внесения изменений в решение Совета депутатов о бюджете в 2021 году была сведена к минимуму: изменения вносились один раз.

Внесение изменений в Положение о бюджетном процессе в 2022 году позволило достичь следующих результатов:

  • принятие своевременных решений о финансовом обеспечении мероприятий, направленных на решение приоритетных задач;
  • улучшение управления достижением результатов муниципальных программ (имеется в виду принятие решений по уточнению параметров их финансового обеспечения за счет средств бюджета городского округа);
  • обеспечение сбалансированности бюджета городского округа до внесения изменения в решение о бюджете в качестве меры быстрого реагирования;
  • синхронизация мероприятий муниципальных программ городского округа с государственными программами Московской области в части их финансового обеспечения с использованием механизма софинансирования;
  • оперативность заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно