Версия для печати 568 Материалы по теме
Цифровые инструменты  Архангельской области

Бюджет играет одну из ключевых ролей в системе государственного управления. Без построения современного бюджетного процесса на основе цифровых технологий невозможно говорить о новом качестве управления регионом в целом.

Елена Юрьевна УСАЧЕВА, министр финансов Архангельской области

Активное внедрение цифровых инструментов является одним из приоритетов совершенствования системы государственных финансов Архангельской области. Основными принципами развития в данном сегменте являются комплексная автоматизация всех бюджетных процедур, технологическая централизация бухгалтерского учета и обеспечение электронного взаимодействия между всеми участниками бюджетного процесса.

В Архангельской области цифровизацию бюджетного процесса осуществляет региональное Министерство финансов на базе профильной государственной информационной системы «Автоматизированная система управления бюджетным процессом Архангельской области». Система функционирует на единой программно-технической платформе, современные веб-технологии которой обеспечивают полную бесшовную интеграцию всех ее подсистем, а также удаленную работу пользователей без необходимости установки программного обеспечения и администрирования на местах.

Построение единого информационного пространства — сложный процесс, требующий поэтапного внедрения новаций, постоянного анализа результатов автоматизации и возможностей совершенствования, оценки удовлетворенности пользователей. Действующую конфигурацию информационной системы Минфин Архангельской области начал строить в конце нулевых. За прошедшие годы функциональность системы постоянно наращивалась. В итоге к настоящему времени на ее базе осуществляется цифровое регулирование большинства процессов составления и исполнения бюджета, сбор и консолидация бюджетной и иной отчетности, формирование единого реестра государственных услуг (работ) и мониторинг выполнения государственных заданий (рисунок 1). Система также обеспечивает выполнение требований по размещению информации на едином портале бюджетной системы РФ.

Пользователями системы являются главные администраторы бюджетных средств, государственные учреждения, финансовые органы, иные государственные органы Архангельской области и иные органы местного самоуправления муниципальных образований. Участвующие в опросах пользователи отметили, что использование системы улучшает производительность их труда и эффективность взаимодействия.

Своевременное импортозамещение

Автоматизация бюджетных процедур настраивается с учетом необходимости реализации сквозного процесса передачи данных между всеми компонентами информационной системы. При этом следует соблюсти однократность ввода данных и обеспечить их идентичность, а также максимальное использование возможностей цифрового взаимодействия и юридически значимого электронного документооборота между органами государственной власти, государственными учреждениями, органами местного самоуправления (рисунок 2).

Важным этапом развития информационной системы стал и ее успешный перевод на отечественную систему управления базами данных PostgreSQL. В 2016 году Архангельская область стала первопроходцем в части реализации требований законодательства РФ по импортозамещению программного обеспечения. Текущая ситуация только подтвердила правильность принятого тогда решения по поддержке отечественных разработок.

Сопоставимость данных

Пандемия COVID-19 повысила актуальность цифровой трансформации. В новых условиях еще более востребованными стали оперативность и гибкость управленческих решений, возможность дистанционного взаимодействия. Это особенно актуально для Архангельской области, которая является одним из крупнейших по площади территории субъектом РФ и имеет в своем составе труднодоступные районы Крайнего Севера.

Сквозная система единых реестров, справочников и классификаторов позволяет получать информацию по различным направлениям областного бюджета в разрезе до получателей бюджетных средств, по отдельным направлениям бюджетных данных — в разрезе до получателей средств местных бюджетов. Это возможно благодаря использованию бюджетной классификации, а также набора дополнительных классификаторов и справочников регионального уровня. В результате информационная система позволяет строить произвольные аналитические отчеты, задавать условия по множеству параметров и получить сопоставимые данные на всех этапах бюджетного процесса.

Контроль за инвестиционными проектами

Важным направлением развития стала автоматизации контроля за средствами, направляемыми на реализацию инвестиционных проектов. Автоматический контроль начинается в момент возникновения потребности в финансировании и длится до окончательной оплаты выполненных работ, в том числе и на уровне местных бюджетов за счет предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Для сопоставимости данных на протяжении всего жизненного цикла объекта бюджетных инвестиций в 2021 году введен единый код объекта, на основании которого аккумулируется информация о заказчиках, планируемых сроках реализации, источниках финансового обеспечения, прогнозной мощности и общей сметной стоимости и т. д. Единый код объекта используется при планировании бюджетных ассигнований, формировании и утверждении областной адресной инвестиционной программы, ведении сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, а также в кассовом плане и при отражении кассовых выплат, в том числе в разрезе конкретных получателей средств областного и местных бюджетов.

В 2022 году полностью введен в эксплуатацию блок для заключения соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, а также субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Новая веха развития

Внедрение указанных подходов значительно снизило трудозатраты, повысило оперативность формирования и согласования документов за счет снижения количества вводов однотипной информации и использования единых классификаторов на всех стадиях бюджетного процесса, а также улучшило взаимодействие участников бюджетных правоотношений. Органы государственной власти региона последовательно расширяют сферы внедрения цифровых инструментов. Новой вехой развития стала поддержка депутатским корпусом инициативы регионального правительства представлять проект областного бюджета, сопутствующие ему документы и отчет о его исполнении на рассмотрение Архангельского областного Собрания депутатов, а также в Контрольно-счетную палату Архангельской области в электронном виде и с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Таким образом, в сфере государственных финансов региона создается современная система цифрового управления бюджетными данными, направленная на повышение прозрачности и подотчетности бюджетных средств. Она способствует повышению качества финансового менеджмента отдельных участников и совершенствованию бюджетного процесса Архангельской области в целом.

Поделиться