В статье описаны проблемы бюджетного планирования, которые возникают из-за различия НПА субъектов РФ и муниципалитетов, а также рассмотрены примеры устранения данных проблем с помощью предусмотренных ЭС «РАМЗЭС 2.0» методов автоматизации и оптимизации.
Роман Олегович Белов, руководитель отдела развития автоматизированных систем — руководитель проектов ИТ-компании «ФИНАТЕК», старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ
Проблема взаимодействия
Финансовое планирование и бюджетирование в государственных (муниципальных) учреждениях является неотъемлемой частью ведения финансового учета. Это довольно трудоемкий и длительный процесс, который требует, во-первых, привлечения основного штата работников из подразделений различных уровней и, во-вторых, максимальной концентрации всей службы, занимающейся финансовой деятельностью.
В ходе выполнения данной задачи многие организации сталкиваются с различного рода трудностями, в результате чего вынуждены принимать не совсем удобные решения. Например, об увеличении количества сотрудников службы в сфере финансов либо увеличении их рабочего времени. Однако спустя время выясняется, что данные решения не приносят желаемого результата, а порой даже снижают общую производительность и результативность работы специалистов финансовой сферы.
Помоги себе сам
Основная проблема заключается во взаимодействии отраслевого министерства с муниципалитетами в каждом регионе нашей огромной страны. Рассмотрим данный вопрос на примере сферы образования Московской области. Полученная в ходе проведенного анализа информация о проблемах взаимодействия органа исполнительной власти субъекта с муниципальными учреждениями представлена на рисунке 1.
При доведении субъектом РФ субвенции муниципалитетам, как и других средств регионального бюджета, возникает проблема разницы в уровнях бюджета, так как каждая районная администрация устанавливает свои порядки, принимая соответствующие нормативные правовые акты по собственному разумению. При этом выделяемые из регионального бюджета денежные средства Министерство образования нигде отследить не может. Связано это с тем, что не предусмотрено системы, которая бы могла обеспечить взаимодействие между региональным министерством и всеми муниципалитетами региона.
В этой ситуации Министерству финансов субъекта было бы целесообразно разработать региональную систему взаимодействия (например, некий аналог регионального электронного бюджета). Но это упирается в колоссальные денежные расходы, тем более что коммерческие компании в сфере ИТ автоматизируют разные уровни бюджета в соответствии с нормой закона, а тут различия довольно-таки серьезные. Например, с помощью ГИИС «Электронный бюджет» можно отследить движение денежных средств, но только федеральных.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что регионы должны позаботиться о себе самостоятельно. И тут для обеспечения качественного расходования региональных бюджетных средств принимать решение вынуждены отраслевые органы исполнительной власти и вырабатывать алгоритм совместной деятельности с муниципалитетами.
Выход — автоматизация
Для того чтобы решить озвученные проблемы, необходимо перейти к автоматизации бюджетного планирования и подбору системы, позволяющей это осуществить. Автоматизация способствует достижению следующих целей:
- выявлению проблемных участков в различных ЭД учреждений;
- финансовой устойчивости в рамках бюджетного цикла;
- снижению затрат по финансовому сопровождению процессов.
Эти и другие цели представлены на рисунке 2 на примере плана финансово-хозяйственной деятельности с распределением по определенным ролям («Учреждение» и «Учредитель»).
Почему в качестве примера взят план ФХД? Следует отметить, что финансовое планирование у учреждений федерального, муниципального и регионального уровней сильно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности. Данное планирование строится на основе показателей производственного плана (например, таких показателей, как план капвложений, объем реализации, объем производства, смета затрат на производство и т. д.).
Где можно проводить автоматизацию для достижения вышеописанных целей? Согласно приказу Минфина России от 17 августа 2020 года № 168н план финансово-хозяйственной деятельности, который не содержит сведения о государственной тайне или иной тайне, охраняемой законом, составляется и утверждается для федеральных казенных, бюджетных (автономных) госучреждений в ГИИС «Электронный бюджет» в форме электронных документов, которые подписываются ЭЦП лицом, являющимся уполномоченным действовать от имени учреждения. Для учреждений муниципального и регионального уровней этого не предусмотрено. Что возможно предпринять в их случае?
Российский рынок систем автоматизации финансового планирования и бюджетирования в муниципальных и региональных учреждениях представлен множеством программных продуктов. С помощью таких продуктов и электронных систем как раз и появляются возможности для проведения автоматизации.
Основные рекомендации
Для того чтобы качественно провести автоматизацию финансового планирования и бюджетирования, существует перечень основных рекомендаций по автоматизации процедур планирования и исполнения бюджета. Эти рекомендации не привязаны к какому-либо программному обеспечению. Рассматриваемый перечень основных рекомендаций изображен в виде блок-схемы на рисунке 3.
Следует учитывать, что описанный перечень основных рекомендаций является общим для любой информационной системы, которая сделана, к примеру, в Microsoft Excel. При этом применение онлайн-технологий дает реальные преимущества: автоматизация документооборота, контроль изменений документов (статусов изменений), одновременная работа с рабочих мест в удаленном режиме, форматно-логический контроль результатов (внутренний документарный контроль, или ВДК) и многое другое. Веб-технологии позволяют ускорять рутинные операции в десятки раз, освобождая и оптимизируя при этом временные затраты сотрудников и их руководителей.
Как же автоматизация бюджетного планирования поможет в решении ранее озвученных проблем? Рассмотрим данный вопрос на примере использования электронного сервиса «РАМЗЭС 2.0». Программный продукт принадлежит ООО «ФИНАТЕК».
В электронном сервисе для всех муниципалитетов реализована единая методология. К примеру, имеется раздел «ПФХД», в котором по всем школам и детским садам для редакций документов имеется возможность отследить:
- количество редакций;
- номер и дату редакции;
- статус редакции;
- ЭЦП (как со стороны учреждения, так и со стороны учредителя);
- тип сформированного отчета (имеется возможность выгрузки в виде файла Excel для просмотра выявленных ошибок внутренним документарным контролем).
Данная информация позволяет, например, Министерству образования субъекта РФ по всем детским садам и школам региона:
- проверять эффективность использования денежных средств учреждением;
- выявлять самый неэффективный муниципалитет, который существенно отстает от остальных (то же касается и отдельного учреждения);
- отслеживать субвенции/дотации из бюджета региона до образовательных учреждений, что снижает вероятность возникновения расхождений;
- проверять детализацию по каждой затратной и доходной статье, которая проводится по видам финансового обеспечения (например, субсидии на иные цели, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и т. д.), с разделением расходов/доходов (за счет остатка на начало года и за счет планируемых поступлений);
- проверять обоснования расходов и доходов, где благодаря своду данных предусмотрена возможность проанализировать запланированные и обоснованные суммы, отклонения между этими суммами, а также текущий статус.
Автоматизация бюджетного планирования, хранение необходимой информации в одной базе данных, установленные сроки составления и утверждения документов — все это позволяет проводить мониторинг качества финансового менеджмента и в случае необходимости его улучшать. А также дает возможность сводить к минимуму нарушения в части финансовой дисциплины благодаря наглядности информации, внутреннему документарному и форматно-логическому контролю.