На мероприятии, организованном Всемирным банком по вопросам развития экономики России, с докладами выступили представители трех субъектов РФ – Тверской и Ростовской областей, Краснодарского края. Выделение этих регионов, по словам специалистов, обусловлено их огромным инвестиционным потенциалом и умением находить возможности для его практической реализации.
Анастасия АНДРЕЕВА
Краснодарский край
Сразу все
Существует определенный порядок повышения инвестиционной привлекательности региона: совершенствование законодательства, развитие рынков, укрепление инфраструктуры, а затем – конкретные мероприятия для поддержки отдельных отраслей. Однако на практике следовать данной схеме удается редко. Например, большинство российских субъектов пытаются применять сразу все названные инструменты. К сожалению, под силу это немногим. Одно из исключений – Краснодарский край. Одновременно реализуя административную реформу, направленную на уменьшение административных барьеров, и привлекая федеральные средства для строительства дорог, администрация региона успевает создавать стимулирующие инструменты в виде особых экономических зон (ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Новая Анапа»). Кроме того, активно проводятся имиджевые мероприятия с целью привлечения в субъект иностранных и отечественных инвесторов.
Решить без поддержки нельзя
По объему инвестиций Кубань занимает первое место в Южном федеральном округе, а по темпам их роста – 26% в 2007 г. – опережает такие регионы, как Москва, Республика Татарстан и Ленинградская область. В прошлом году в экономику Краснодарского края было привлечено 225 млрд руб., за семь месяцев нынешнего года – более 134 млрд (почти на 50% больше, чем за тот же период 2007 г.).
По оценкам экспертов, инвестиционное законодательство Краснодарского края – одно из лучших в России. Кубань стабильно входит в десятку российских регионов с минимальными инвестиционными рисками. В крае принят целый ряд законодательных актов и нормативных документов, защищающих и гарантирующих права инвесторов.
Для того чтобы инвесторы делали выбор в пользу Краснодарского края, была перестроена и систематизирована работа на местах. С 2007 г. в регионе введена система управления инвестиционным процессом, создана единая краевая инвестпроводящая сеть. В каждом муниципалитете появились комитеты реформ и развития, которые разрабатывают программы инвестиционного развития территорий, обеспечивают подготовку «зеленых площадок» и проектов.
В Краснодарском крае впервые в России создана система сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Эта служба также входит в структуру краевого департамента инвестиций и проектного сопровождения. В городах и районах края функции службы «одного окна» реализуют комитеты реформ и развития. Кроме того, в регионе обеспечен равный доступ бизнеса к госзаказам и надежно защищены права собственности.
Однако существуют проблемы, решить которые без федеральной поддержки невозможно. Например, до сих пор нет закона о государственном стратегическом планировании. Многие регионы в отсутствие на федеральном уровне законодательной и методической базы самостоятельно разработали стратегии развития. Поэтому в случае принятия федерального документа всем субъектам РФ придется переделывать свои стратегии.
На сегодняшний день не существует механизмов согласования инвестиционных планов и программ территорий с естественными монополиями, федеральными министерствами и региональными стратегиями. Без этих механизмов субъект РФ не в состоянии адекватно оценить существующие перспективы развития транспортных, энергетических и прочих сетей. Хотелось бы, чтобы работа, начатая Министерством регионального развития РФ по решению этого вопроса, была завершена к 2010 г. – это позволит четко выстроить систему стратегического и территориального планирования.
Направление работы
Инвестиционная политика Краснодарского края в ближайшие годы будет проводиться по нескольким направлениям, в числе которых:
•совершенствование системы государственной поддержки инвесторов;
•развитие инфраструктурного потенциала края через привлечение инвестиций для реализации стратегических инвестиционных проектов в сфере инженерной и транспортной инфраструктуры;
•совершенствование системы продвижения конкурентных преимуществ субъекта РФ и целенаправленного привлечения потенциальных инвесторов на основе использования передовых маркетинговых технологий;
•повышение производительности и конкурентоспособности приоритетных секторов экономики Краснодарского края на внутрироссийском и международном рынках;
•реализация инвестиционных проектов в рамках подготовки города Сочи к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г.
Ростовская область
В 2007 г. в экономику Ростовской области было привлечено более 126 млрд руб. В 2008 г. эта цифра может увеличиться до 170 млрд. Администрация области всеми силами старается поддержать сложившуюся тенденцию.
Хорошие перспективы
Сможет ли Ростовская область стать локомотивом развития Юга России? Администрация области уверена: сможет. Первым шагом к решению поставленной задачи стало утверждение Законодательным собранием Ростовской области Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г., определившей основные векторы развития территории и позволившей по-новому взглянуть на конкурентоспособность региона.
Ростовская область обладает рядом преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций:
•выгодное географическое положение, дающее области возможность играть роль «ворот» Юга России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов;
•важное геополитическое расположение;
•развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в Ростове-на-Дону;
•высокий природно-ресурсный потенциал (умеренно континентальный климат, 65% земельных ресурсов составляют черноземы) и, как следствие, богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности;
•широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов;
•высокий потребительский спрос;
•наличие высококвалифицированных кадров;
•нормативно-правовая база, обеспечивающая инвестиционную привлекательность области;
•стабильная социально-политическая ситуация.
За счет привлечения капиталов Ростовская область планирует к 2010 г. войти в пятерку регионов-лидеров по темпам экономического роста и в десятку – по темпам повышения уровня жизни населения. Для достижения цели в этот период в экономику Ростовской области необходимо привлечь около 14,5 млрд долл. вложений в основной капитал.
Однако существуют факторы, которые мешают использовать конкурентные преимущества области в полной мере: например, медленное развитие транспортной структуры и логистики – как в регионе, так и по стране в целом. Сегодня в России складывается несколько транспортно-распределительных узлов, обеспечивающих вовлеченность страны в глобальные рынки. Присутствуют они и в Ростовской области.
Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию приведет к значительному росту в ряде секторов экономики, что, в свою очередь, будет способствовать повышению нагрузки на транспортную и логистическую системы страны. Однако слабый уровень развития логистики, низкая эффективность перевозок, недостаточный уровень
транспортной связанности, ограниченное количество федеральных магистральных путей сообщения, малая доля авиаперевозок могут затормозить развитие экономики. Например, в Ростовской области уже сейчас чувствуется острая нехватка крупной агломерации, которая включала бы в себя федеральную трассу между Ростовом и Москвой, аэропорт,
оснащенный современным оборудованием, и т.д. В будущем отсутствие такого транспортного узла на Юге России будет ощущаться еще острее. При этом привлекательность южного и западного направлений, которые в перспективе могли бы стать специализацией для транзита через регион, постоянно растет. В настоящее время емкость рынка направления «Россия – Европа» оценивается в 10 млн пассажиров, а «Европа – Азия» – в 20 млн.
Конечно, постепенно описанная проблема решается. На территории области второй год действует закон «О зонах экономического развития». Уже существует пять зон: Новоалександровская, Юго-Восточная Азовская, Красносулинская, Октябрьская и Южно-Батайская. В последней идет работа по формированию мультимодального десятичного логистического комплекса, возведение которого предусматривает строительство аэропорта «Южный» с объемом перевозок 6–8 млн человек в год и грузооборотом 700 тыс. тон на первом этапе, а также строительство бизнес-центров, логистических комплексов, развитие промышленной зоны и т.д. В настоящее время реализуется план мероприятий по созданию и обеспечению инфраструктурой игорной зоны «Азов-Сити». Таким образом, акцент делается на создание новых производств, возведение технологических и индустриальных парков, экономических зон, бизнес-инкубаторов за счет притока инвестиций и инноваций.
Помимо традиционных видов производства, планируется развивать и новые отрасли, что позволит обеспечить устойчивость и конкурентоспособность Ростовской области в будущем. Субъект имеет уникальную возможность сформировать на своей территории инновационно-технологическую и образовательную инфраструктуру мирового уровня за счет открытия Южного федерального университета, вовлечения других крупных вузов в разработку и внедрение НИОКР, подготовку высококвалифицированных специалистов для конкретных предприятий.
Чтобы не замедлять развитие
Сохраняющаяся на сегодняшний день технологическая отсталость целого ряда крупных предприятий Дона, низкий уровень инновационной активности, имеющийся на рынке дефицит высококвалифицированных кадров технического профиля, рост экологических рисков – вот основные факторы, замедляющие развитие Ростовской области.
В настоящее время власти субъекта разрабатывают комплекс законодательных актов, занимаются стратегическим планированием, проводят мониторинги развития, организуют различные формы поддержки, повышают уровень управления и т.д. При условии решения всех перечисленных проблем ВРП к 2020 г. планируется увеличить в 4 раза, инвестиций – в 5 раз, оборот торговли повысить на 3,7%, а уровень зарплаты поднять в 5 раз.
Тверская область
Поддержка…
Повышение инвестиционной привлекательности региона – одна из важнейших задач, стоящих перед руководством Тверской области. Проблемы, мешающие ее решению, можно разделить на две группы: первая связана с низкой плотностью экономически активного населения и невысоким уровнем жизни, вторая – с отсутствием эффективной системы предоставления государственных услуг. В частности, к первой группе относятся:
•административные барьеры при создании новых производств и развитии малого бизнеса;
дефицит доступных финансовых ресурсов для модернизации существующих и создания новых производств, особенно в •сфере малого и среднего бизнеса;
•конкуренция, возникающая между субъектами РФ в борьбе за потенциального инвестора;
•инфраструктурные ограничения: транспортная доступность, возможность подключения к энергетическим коммуникациям и т.д.;
•дефицит трудовых кадров.
Власти пытаются решить перечисленные проблемы несколькими способами. Например, уменьшением административных барьеров занимаются специальные комиссии. Для облегчения взаимодействия между чиновниками различных уровней и инвесторами создано управление регионального развития – орган власти, который оказывает предпринимателям помощь практически по всем вопросам по принципу «одного окна».
Особое внимание уделяется «опеке» малого бизнеса. Создан специальный портал, на котором представлена вся необходимая и актуальная информация, обновляющаяся в режиме реального времени; работает «горячая» линия. Активно поддерживаются инициативы граждан и общественных организаций.
…рублем
В отношении применения финансовых инструментов администрация Тверской области практикует возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам для малого бизнеса из специального фонда, средства которого распределяются на основании конкурса. В 2008 г. в рамках программы «Развитие малого бизнеса» планируется создание Гарантийного фонда для малого бизнеса. Кроме того, продолжается процесс по законодательному закреплению понятия «промышленная зона», на территориях которых планируется осуществлять приоритетные для региона инвестиционные проекты.
Обсуждается и предложение субсидировать инвесторов путем налоговых льгот: это позволит региону достойно конкурировать с соседними территориями за инвесторов и даст дополнительный стимул для создания инфраструктуры (дороги, коммуникации и т.д.) в рамках приоритетных инвестиционных проектов.
…и кадрами
Кадровую проблему в Тверской области стараются решить путем реформирования среднего специального образования. Принятая программа подразумевает переход на нормативно-подушевое финансирование, систему оплаты труда по отраслевому принципу, создание базовых школ и т.д., а также формирование образовательных программ с учетом потребностей экономики. Основная задача сформулирована таким образом: стратегия развития региональных предприятий должна определять образовательные программы, в том числе для средних специальных учреждений и вузов. Хотя, безусловно, это инновационная система и она требует доработки.
Руководство региона понимает, что развитие экономики невозможно без улучшения условий жизни населения, поэтому значительные средства сейчас вкладываются в инфраструктуру районных центров и городские поселения. В настоящее время расходы на социальную инфраструктуру в рамках инвестиционной программы в среднем составляют 1 млрд руб., ведь большая часть учреждений здравоохранения и образования региона была создана еще в военные годы. Аналогичная сумма идет на создание инженерной инфраструктуры: реформирование системы ЖКХ, газификацию, дорожное строительство.
Ограничения второй группы
Для удачного решения обозначенных проблем Тверской области необходимо:
•разработать стратегию регионального развития в рамках общей государственной политики развития территорий;
•увеличить софинансирование центром региональных программ, направленных на развитие субъекта РФ. Например, Инвестиционный фонд РФ оперирует огромными средствами, но претендовать на их получение в настоящее время может лишь малое количество регионов; следовательно, необходимо расширение этого списка;
•сформировать законодательную базу. Территориям требуется содействие внешних институтов при изучении мировой практики, помощь при разработке региональных документов, доступные финансовые ресурсы для поддержки региональных и муниципальных инвестиционных и образовательных программ.
Анастасия АНДРЕЕВА
Краснодарский край
Сразу все
Существует определенный порядок повышения инвестиционной привлекательности региона: совершенствование законодательства, развитие рынков, укрепление инфраструктуры, а затем – конкретные мероприятия для поддержки отдельных отраслей. Однако на практике следовать данной схеме удается редко. Например, большинство российских субъектов пытаются применять сразу все названные инструменты. К сожалению, под силу это немногим. Одно из исключений – Краснодарский край. Одновременно реализуя административную реформу, направленную на уменьшение административных барьеров, и привлекая федеральные средства для строительства дорог, администрация региона успевает создавать стимулирующие инструменты в виде особых экономических зон (ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Новая Анапа»). Кроме того, активно проводятся имиджевые мероприятия с целью привлечения в субъект иностранных и отечественных инвесторов.
Решить без поддержки нельзя
По объему инвестиций Кубань занимает первое место в Южном федеральном округе, а по темпам их роста – 26% в 2007 г. – опережает такие регионы, как Москва, Республика Татарстан и Ленинградская область. В прошлом году в экономику Краснодарского края было привлечено 225 млрд руб., за семь месяцев нынешнего года – более 134 млрд (почти на 50% больше, чем за тот же период 2007 г.).
По оценкам экспертов, инвестиционное законодательство Краснодарского края – одно из лучших в России. Кубань стабильно входит в десятку российских регионов с минимальными инвестиционными рисками. В крае принят целый ряд законодательных актов и нормативных документов, защищающих и гарантирующих права инвесторов.
Для того чтобы инвесторы делали выбор в пользу Краснодарского края, была перестроена и систематизирована работа на местах. С 2007 г. в регионе введена система управления инвестиционным процессом, создана единая краевая инвестпроводящая сеть. В каждом муниципалитете появились комитеты реформ и развития, которые разрабатывают программы инвестиционного развития территорий, обеспечивают подготовку «зеленых площадок» и проектов.
В Краснодарском крае впервые в России создана система сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Эта служба также входит в структуру краевого департамента инвестиций и проектного сопровождения. В городах и районах края функции службы «одного окна» реализуют комитеты реформ и развития. Кроме того, в регионе обеспечен равный доступ бизнеса к госзаказам и надежно защищены права собственности.
Однако существуют проблемы, решить которые без федеральной поддержки невозможно. Например, до сих пор нет закона о государственном стратегическом планировании. Многие регионы в отсутствие на федеральном уровне законодательной и методической базы самостоятельно разработали стратегии развития. Поэтому в случае принятия федерального документа всем субъектам РФ придется переделывать свои стратегии.
На сегодняшний день не существует механизмов согласования инвестиционных планов и программ территорий с естественными монополиями, федеральными министерствами и региональными стратегиями. Без этих механизмов субъект РФ не в состоянии адекватно оценить существующие перспективы развития транспортных, энергетических и прочих сетей. Хотелось бы, чтобы работа, начатая Министерством регионального развития РФ по решению этого вопроса, была завершена к 2010 г. – это позволит четко выстроить систему стратегического и территориального планирования.
Направление работы
Инвестиционная политика Краснодарского края в ближайшие годы будет проводиться по нескольким направлениям, в числе которых:
•совершенствование системы государственной поддержки инвесторов;
•развитие инфраструктурного потенциала края через привлечение инвестиций для реализации стратегических инвестиционных проектов в сфере инженерной и транспортной инфраструктуры;
•совершенствование системы продвижения конкурентных преимуществ субъекта РФ и целенаправленного привлечения потенциальных инвесторов на основе использования передовых маркетинговых технологий;
•повышение производительности и конкурентоспособности приоритетных секторов экономики Краснодарского края на внутрироссийском и международном рынках;
•реализация инвестиционных проектов в рамках подготовки города Сочи к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г.
Ростовская область
В 2007 г. в экономику Ростовской области было привлечено более 126 млрд руб. В 2008 г. эта цифра может увеличиться до 170 млрд. Администрация области всеми силами старается поддержать сложившуюся тенденцию.
Хорошие перспективы
Сможет ли Ростовская область стать локомотивом развития Юга России? Администрация области уверена: сможет. Первым шагом к решению поставленной задачи стало утверждение Законодательным собранием Ростовской области Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г., определившей основные векторы развития территории и позволившей по-новому взглянуть на конкурентоспособность региона.
Ростовская область обладает рядом преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций:
•выгодное географическое положение, дающее области возможность играть роль «ворот» Юга России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов;
•важное геополитическое расположение;
•развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в Ростове-на-Дону;
•высокий природно-ресурсный потенциал (умеренно континентальный климат, 65% земельных ресурсов составляют черноземы) и, как следствие, богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности;
•широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов;
•высокий потребительский спрос;
•наличие высококвалифицированных кадров;
•нормативно-правовая база, обеспечивающая инвестиционную привлекательность области;
•стабильная социально-политическая ситуация.
За счет привлечения капиталов Ростовская область планирует к 2010 г. войти в пятерку регионов-лидеров по темпам экономического роста и в десятку – по темпам повышения уровня жизни населения. Для достижения цели в этот период в экономику Ростовской области необходимо привлечь около 14,5 млрд долл. вложений в основной капитал.
Однако существуют факторы, которые мешают использовать конкурентные преимущества области в полной мере: например, медленное развитие транспортной структуры и логистики – как в регионе, так и по стране в целом. Сегодня в России складывается несколько транспортно-распределительных узлов, обеспечивающих вовлеченность страны в глобальные рынки. Присутствуют они и в Ростовской области.
Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию приведет к значительному росту в ряде секторов экономики, что, в свою очередь, будет способствовать повышению нагрузки на транспортную и логистическую системы страны. Однако слабый уровень развития логистики, низкая эффективность перевозок, недостаточный уровень
транспортной связанности, ограниченное количество федеральных магистральных путей сообщения, малая доля авиаперевозок могут затормозить развитие экономики. Например, в Ростовской области уже сейчас чувствуется острая нехватка крупной агломерации, которая включала бы в себя федеральную трассу между Ростовом и Москвой, аэропорт,
оснащенный современным оборудованием, и т.д. В будущем отсутствие такого транспортного узла на Юге России будет ощущаться еще острее. При этом привлекательность южного и западного направлений, которые в перспективе могли бы стать специализацией для транзита через регион, постоянно растет. В настоящее время емкость рынка направления «Россия – Европа» оценивается в 10 млн пассажиров, а «Европа – Азия» – в 20 млн.
Конечно, постепенно описанная проблема решается. На территории области второй год действует закон «О зонах экономического развития». Уже существует пять зон: Новоалександровская, Юго-Восточная Азовская, Красносулинская, Октябрьская и Южно-Батайская. В последней идет работа по формированию мультимодального десятичного логистического комплекса, возведение которого предусматривает строительство аэропорта «Южный» с объемом перевозок 6–8 млн человек в год и грузооборотом 700 тыс. тон на первом этапе, а также строительство бизнес-центров, логистических комплексов, развитие промышленной зоны и т.д. В настоящее время реализуется план мероприятий по созданию и обеспечению инфраструктурой игорной зоны «Азов-Сити». Таким образом, акцент делается на создание новых производств, возведение технологических и индустриальных парков, экономических зон, бизнес-инкубаторов за счет притока инвестиций и инноваций.
Помимо традиционных видов производства, планируется развивать и новые отрасли, что позволит обеспечить устойчивость и конкурентоспособность Ростовской области в будущем. Субъект имеет уникальную возможность сформировать на своей территории инновационно-технологическую и образовательную инфраструктуру мирового уровня за счет открытия Южного федерального университета, вовлечения других крупных вузов в разработку и внедрение НИОКР, подготовку высококвалифицированных специалистов для конкретных предприятий.
Чтобы не замедлять развитие
Сохраняющаяся на сегодняшний день технологическая отсталость целого ряда крупных предприятий Дона, низкий уровень инновационной активности, имеющийся на рынке дефицит высококвалифицированных кадров технического профиля, рост экологических рисков – вот основные факторы, замедляющие развитие Ростовской области.
В настоящее время власти субъекта разрабатывают комплекс законодательных актов, занимаются стратегическим планированием, проводят мониторинги развития, организуют различные формы поддержки, повышают уровень управления и т.д. При условии решения всех перечисленных проблем ВРП к 2020 г. планируется увеличить в 4 раза, инвестиций – в 5 раз, оборот торговли повысить на 3,7%, а уровень зарплаты поднять в 5 раз.
Тверская область
Поддержка…
Повышение инвестиционной привлекательности региона – одна из важнейших задач, стоящих перед руководством Тверской области. Проблемы, мешающие ее решению, можно разделить на две группы: первая связана с низкой плотностью экономически активного населения и невысоким уровнем жизни, вторая – с отсутствием эффективной системы предоставления государственных услуг. В частности, к первой группе относятся:
•административные барьеры при создании новых производств и развитии малого бизнеса;
дефицит доступных финансовых ресурсов для модернизации существующих и создания новых производств, особенно в •сфере малого и среднего бизнеса;
•конкуренция, возникающая между субъектами РФ в борьбе за потенциального инвестора;
•инфраструктурные ограничения: транспортная доступность, возможность подключения к энергетическим коммуникациям и т.д.;
•дефицит трудовых кадров.
Власти пытаются решить перечисленные проблемы несколькими способами. Например, уменьшением административных барьеров занимаются специальные комиссии. Для облегчения взаимодействия между чиновниками различных уровней и инвесторами создано управление регионального развития – орган власти, который оказывает предпринимателям помощь практически по всем вопросам по принципу «одного окна».
Особое внимание уделяется «опеке» малого бизнеса. Создан специальный портал, на котором представлена вся необходимая и актуальная информация, обновляющаяся в режиме реального времени; работает «горячая» линия. Активно поддерживаются инициативы граждан и общественных организаций.
…рублем
В отношении применения финансовых инструментов администрация Тверской области практикует возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам для малого бизнеса из специального фонда, средства которого распределяются на основании конкурса. В 2008 г. в рамках программы «Развитие малого бизнеса» планируется создание Гарантийного фонда для малого бизнеса. Кроме того, продолжается процесс по законодательному закреплению понятия «промышленная зона», на территориях которых планируется осуществлять приоритетные для региона инвестиционные проекты.
Обсуждается и предложение субсидировать инвесторов путем налоговых льгот: это позволит региону достойно конкурировать с соседними территориями за инвесторов и даст дополнительный стимул для создания инфраструктуры (дороги, коммуникации и т.д.) в рамках приоритетных инвестиционных проектов.
…и кадрами
Кадровую проблему в Тверской области стараются решить путем реформирования среднего специального образования. Принятая программа подразумевает переход на нормативно-подушевое финансирование, систему оплаты труда по отраслевому принципу, создание базовых школ и т.д., а также формирование образовательных программ с учетом потребностей экономики. Основная задача сформулирована таким образом: стратегия развития региональных предприятий должна определять образовательные программы, в том числе для средних специальных учреждений и вузов. Хотя, безусловно, это инновационная система и она требует доработки.
Руководство региона понимает, что развитие экономики невозможно без улучшения условий жизни населения, поэтому значительные средства сейчас вкладываются в инфраструктуру районных центров и городские поселения. В настоящее время расходы на социальную инфраструктуру в рамках инвестиционной программы в среднем составляют 1 млрд руб., ведь большая часть учреждений здравоохранения и образования региона была создана еще в военные годы. Аналогичная сумма идет на создание инженерной инфраструктуры: реформирование системы ЖКХ, газификацию, дорожное строительство.
Ограничения второй группы
Для удачного решения обозначенных проблем Тверской области необходимо:
•разработать стратегию регионального развития в рамках общей государственной политики развития территорий;
•увеличить софинансирование центром региональных программ, направленных на развитие субъекта РФ. Например, Инвестиционный фонд РФ оперирует огромными средствами, но претендовать на их получение в настоящее время может лишь малое количество регионов; следовательно, необходимо расширение этого списка;
•сформировать законодательную базу. Территориям требуется содействие внешних институтов при изучении мировой практики, помощь при разработке региональных документов, доступные финансовые ресурсы для поддержки региональных и муниципальных инвестиционных и образовательных программ.