№ 7 июль 2023 — 08 июля 2023

Открытость местного бюджета — принцип бюджетной системы и требование времени

Сургутский район

Версия для печати 512 Материалы по теме
Открытость местного бюджета — принцип бюджетной системы и требование времени

Местное самоуправление — ближайший к населению уровень власти, осуществляющий непосредственное взаимодействие с гражданами. Вызовы современности обязывают органы власти создавать условия и механизмы для диалога с населением. Определение приоритетов граждан, вовлечение их в процесс реализации вопросов местного значения, информирование о деятельности местной администрации — все эти вопросы могут быть решены с помощью современных инструментов, позволяющих получить отклик от жителей и использовать результаты открытого диалога для повышения качества жизни граждан и их удовлетворенности.

Максим Эдуардович Нигматуллин, заместитель главы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Инициативное бюджетирование

С внесением изменений в Федеральный закон № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и установлением на федеральном уровне требований к практике инициативного бюджетирования начался новый этап участия граждан в принятии бюджетных решений. Стандартизация требований обеспечила равный доступ населения к реализации вопросов местного значения независимо от территории проживания. При этом усложнился процесс выдвижения и внесения инициативного проекта в местную администрацию, особенно для жителей, не обладающих специальными знаниями и навыками.

Администрация Сургутского района ставит перед собой задачу не столько по информированию граждан о наличии у них права выдвинуть инициативный проект, сколько по их методическому сопровождению на всех этапах реализации практики. Но, помимо этого, мы, конечно, занимаемся и популяризацией инициативного бюджетирования, демонстрируя четкую связь между идеей и непосредственным результатом, встраиванием инициативного бюджетирования в устоявшиеся процессы. Решение данных задач требует поисков новых способов взаимодействия с гражданами всех возрастов и социальных групп.

Так, например, в рамках проведения мероприятий по повышению открытости местных бюджетов и финансовой грамотности в 2023 году с практикой инициативного бюджетирования познакомились учащиеся старших классов общеобразовательных учреждений. Они не только подготовили свои инициативные проекты, но и защитили их в публичном пространстве. Итогом данной работы стало выдвижение одного из инициативных проектов на муниципальный конкурс.

Формирование прямой взаимосвязи между личным участием граждан и созданием конечного результата, улучшающего их жизнь, повышает не только удовлетворенность населения, но и уровень доверия к органам власти

Формирование прямой взаимосвязи между личным участием граждан и созданием конечного результата, улучшающего их жизнь, повышает не только удовлетворенность граждан, но и уровень доверия к органам власти. Работа администрации по данному направлению приносит значительные положительные результаты.

ab8402f9d8cf2e878e0423e38b71751b.png

Реализация практики в новых условиях в Сургутском районе началась с семи проектов в 2021 году, в 2022 году было реализовано девять проектов, еще столько же запланировано к реализации в 2023 году (по итогам первого полугодия). За период с 2021 по 2023 год общий объем средств, предусмотренный на реализацию инициативных проектов, составил порядка 158 миллионов рублей, из них за счет бюджета района — 85 миллионов.

Проекты реализуются как в рамках муниципального, так и окружного конкурса. Жители района выражают свое мнение не только через участие в собрании при выдвижении проекта и его обсуждении, но и посредством участия в общественном голосовании, проводимом на территории всего Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Охват здесь значителен — почти 96 тысяч человек (за 2021, 2022 годы и первое полугодие 2023 года).

Среди особенностей Сургутского района в сфере инициативного бюджетирования можно отметить использование практики для развития молодежных центров (инициатива от молодежи и для молодежи). А также реализацию креативных и необычных проектов, таких как создание кулинарной медиастудии, арены для занятий фиджитал-спортом, обустройство многофункциональной дворовой площадки для проведения пленэров. Основные потребности населения мы закрываем в рамках вопросов местного значения, в связи с чем практика инициативного бюджетирования позволяет реализовывать проекты, направленные не на удовлетворение ежедневных потребностей граждан, а на создание, в том числе точек притяжения, досуга и развития.

Обратная связь

Спецификой Сургутского района является отдаленность поселений, входящих в его состав, друг от друга. Желание жителей участвовать в мероприятиях, проводимых администрацией, в том числе в рамках бюджетного процесса, зачастую входит в противоречие с временными затратами на то, чтобы добраться к месту их проведения. Опросы граждан, проводимые в очном порядке, проигрывают современным инструментам по трудоемкости и финансовым затратам. Эти проблемы решает платформа обратной связи.

Данная платформа позволила не только обеспечить единый стандарт взаимодействия граждан с органами власти, но и получать достоверные результаты опросов без накрутки голосов, а также от жителей, проживающих на конкретной территории. Платформа обратной связи используется также при проведении публичных слушаний, на которых рассматривается проект бюджета района, отчет о его исполнении, и позволяет жителям задать свои вопросы и высказать предложения без необходимости личного присутствия на самих заседаниях.

Авторизация через ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг» подтверждает, что за каждым вопросом и ответом, направленным в администрацию, стоит реальный человек. При этом при проведении, допустим, опросов сбор персональных данных не осуществляется, что позволяет гражданам сохранить в некотором смысле их анонимность и открыто выражать свое мнение.

Так, например, в трех последних опросах, проведенных финансовым органом с использованием платформы обратной связи, приняло участие почти 800 человек и 40 организаций. По результатам данных опросов будут скорректированы способы взаимодействия финоргана с населением в сфере инициативного бюджетирования, а также уплаты налогов.

Привлечение граждан к решению вопросов местного значения на территории района также осуществляется через проведение ежегодного голосования по распределению бюджетных средств. В 2022 году в данном голосовании приняло участие порядка шести тысяч человек. Оно проводится в рамках формирования проекта бюджета и позволяет выявить, какие направления, по мнению жителей района, требуют большего финансирования. Например, сфера образования, благоустройство, дороги или спорт.

Также в опросе присутствует дополнительная детализация по каждой сфере, и граждане могут выбрать конкретное направление, допустим, обеспечение учреждений социальной сферы современными средствами обучения и досуга или, к примеру, расширение перечня услуг дополнительного образования. Результаты опроса рассматривают отраслевые органы администрации Сургутского района и учитывают их при распределении предельных объемов доведенных бюджетных ассигнований.

Голосование за распределение средств бюджета Сургутского района позволяет определить взаимное соответствие потребностей населения и планов администрации. Также оно напрямую связано с формированием так называемого бюджета развития, в который включаются расходы исключительно местного бюджета на мероприятия, непосредственно направленные на улучшение качества жизни граждан.

Бюджет для граждан

Представление бюджета в доступной и легкой для понимания форме является основной целью формирования бюджета для граждан. На сайте администрации Сургутского района создан специальный раздел «Открытый бюджет», который позволяет познакомиться с финансовой отчетностью, решениями о бюджете, иными аналитическими материалами, содержащими информацию о том, как формируется и расходуется бюджет. Однако в современных условиях только лишь размещение документов в одном месте для общего доступа хоть и полностью соответствует требованиям открытости и прозрачности, предъявляемым к муниципалитетам вышестоящими органами власти, зачастую не может обеспечить уровень открытости, необходимый самим гражданам.

Понимание того, как формируется доходная и расходная части бюджета, повышает уровень доверия к власти, способствует формированию личной ответственности граждан за исполнение, например, их налоговых обязательств. Знание механизма распределения функций между представительным, исполнительным и контрольным органами власти позволяет человеку понять, каким образом и на каком этапе он может повлиять на формирование и исполнение бюджета в целях реализации мероприятий, имеющих для него приоритетное значение.

Эти задачи Сургутский район решает с использованием современных и интересных подходов. Так, в 2021 году финансовый орган создал видеоролик «Я знаю о бюджете все», для съемок которого было привлечено более 70 человек из различных категорий населения, возраст участников составил от 1 до 61 года. Ролик содержит информацию об основных принципах формирования бюджета, а также о том, какой вклад может внести каждый человек в этот процесс. Впоследствии ролик также был включен в программу трансляции на интерактивных инвестиционных картах Сургутского района, установленных в городе Сургуте, а также в аэропортах Тюмени и Москвы.

В 2022 и 2023 годах упор был сделан на проведении очных мероприятий по типу деловых игр и квизов. В прошедшем году участникам деловой игры была представлена возможность примерить на себя роли руководителей отраслевых органов, председателя Думы, главы Сургутского района и совместными усилиями сформировать и утвердить бюджет района. В текущем году финансовым органом был проведен квиз, направленный на получение гражданами знаний об органе местного самоуправления, муниципальной службе, бюджете района. Игровая форма проведения мероприятий позволяет уйти от формализованного взаимодействия, что особенно важно при работе с подростками и молодежью.

Также хочу отметить, что в 2021 и 2022 годах проекты Сургутского района заняли второе место на всероссийском конкурсе проектов по представлению бюджета для граждан. Все упомянутые выше материалы возможны к тиражированию и предложены для включения в программы повышения финансовой грамотности населения.

Повышение финансовой грамотности — еще одно направление улучшения качественного взаимодействия населения и органов власти. Здесь основной упор делается на работу с детьми и подростками, потому что сегодняшние дети — это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики и, возможно, получатели бюджетных средств. Помимо работы в образовательных организациях, администрация Сургутского района создала портал, на котором собраны обучающие и информационные материалы для детей, их родителей и педагогов, рассказывающие о грамотном финансовом поведении. Несмотря на то что социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности молодого поколения проявляется постепенно, работа в этом направлении должна осуществляться постоянно и на системной основе. Ведь конечным результатом здесь будет повышение уровня жизни граждан и, как следствие, стабильность и процветание экономики и общества в целом.

Поделиться