Версия для печати 637 Материалы по теме
Местное самоуправление в системе публичной власти

В экспертных кругах продолжается дискуссия о роли и месте местного самоуправления в единой системе публичной власти. Сегодня мы рассмотрим, какую позицию по данному вопросу занимают известные конституционалисты и Конституционный суд РФ.

Михаил Федорович Гацко, доцент департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат философских наук

В 2020 году на конституционном уровне был закреплен принцип единой системы публичной власти. Теперь Конституция РФ предусматривает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и взаимодействуют для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Конституция РФ не дает нормативное определение единой системы публичной власти (это сделано на законодательном уровне, см. информацию «Единая система публичной власти»), но устанавливает, что организация публичной власти отнесена к полномочиям Российской Федерации (пункт «г» статьи 71). При этом согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, обеспечивает Президент РФ, который в этих целях формирует Государственный совет РФ.

Единая система публичной власти

Нормативное определение единой системы публичной власти дает Федеральный закон от 8 декабря 2020 года № 394‑ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации». Им установлено, что под единой системой публичной власти понимаются «федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие <...> свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства».

Поделиться