В настоящее время правительством Калужской области завершена работа по формированию проекта областного бюджета на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. и документов, составляемых одновременно с проектом бюджета.
Валентина АВДЕЕВА, министр финансов Калужской области
Необходимо отметить, что в текущем году работа по составлению проекта областного бюджета на трехлетний период была организована в совершенно новом ключе. Правительством области был принят ряд постановлений, в частности «О Положении о порядке и сроках составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период», «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Калужской области на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.», «О прогнозе социально-экономического развития Калужской области на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг., сценарных условиях формирования и отдельных показателях проекта областного бюджета на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.».
На основании указанных нормативных правовых актов была организована работа всех министерств Калужской области по формированию необходимых документов. Параллельно комиссия по бюджетным проектировкам в очередном финансовом году и на плановый период рассмотрела основные параметры и бюджетные проектировки областного бюджета на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. по субъектам бюджетного планирования, а также несогласованные вопросы по распределению расходов по главным распорядителям средств областного бюджета.
В результате проведенной работы проект закона Калужской области «Об областном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 г.» был составлен и уже 15 сентября 2008 г. – на месяц раньше установленного срока – направлен для рассмотрения в Законодательное собрание. Досрочное принятие областного бюджета позволит муниципальным образованиям Калужской области сформировать и утвердить свои бюджеты значительно раньше, чем в предыдущие годы.
Задачи и приоритеты областного бюджета в основном остались прежними: это устойчивый экономический рост и инвестиционная активность, обеспечение социальной стабильности, решение комплекса задач по повышению уровня и качества жизни населения Калужской области, создание потенциала для будущего развития.
Наши усилия направлены на достижение стратегической по масштабу, но вполне конкретной цели, которую мы объявили несколько лет назад. А именно: стать самодостаточным регионом, способным обеспечить свою финансовую самостоятельность и независимость. За период с 2000 г. удельный вес федеральной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
сократился с 23 до 9%, а по плану текущего года он составит уже 6,3%. И к 2011 г. мы сможем решить поставленную задачу – войти в число регионов-доноров.
Для достижения названных целей область продолжит активно участвовать в реализации приоритетных национальных проектов, а работа органов исполнительной власти будет направлена на выявление дополнительных финансовых ресурсов, развитие налоговой базы области, в том числе по проектам создания и развития инфраструктуры индустриальных парков.
В сфере расходов необходимо обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование бюджетных средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, ведущих к дальнейшему увеличению финансовых возможностей областного бюджета на среднесрочную перспективу.
Принимаются меры по улучшению демографической ситуации в Калужской области, повышению престижа семейного воспитания детей, поддержке института семьи, планируется дальнейшее повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, совершенствование системы социальной поддержки граждан при оплате жилищных и коммунальных услуг и переход к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в денежной форме.
Кроме того, предполагается перейти на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений на основе заключения контрактов на весь период реализации инвестиционных проектов и четко зафиксированных обязательств подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию, а также обязательств по финансированию.
Основные показатели исполнения областного бюджета в 2008 г. свидетельствуют о стабильности в регионе. Для выполнения поставленной задачи по увеличению доходов бюджета продолжается работа по развитию налогового потенциала области за счет привлечения инвестиций и открытия новых современных производств; принимаются меры, направленные на повышение официальных доходов работающего населения, а исполнительные органы государственной власти области и территориальные федеральные органы исполнительной власти проводят согласованные действия по мобилизации всех видов доходов.
В первом полугодии 2008 г. в областной бюджет поступило 10 957,6 млн руб. доходов, в том числе 6 521,7 млн (на 1 713,3 млн больше соответствующего периода прошлого года) – налоговые и неналоговые доходы. Расходы областного бюджета за этот период исполнены в сумме 9 560 млн руб., что на 1 827 млн больше, чем в первом полугодии 2007 г., рост расходов к указанному периоду прошлого года составил 123,6%. Областной бюджет сохраняет социальную направленность: в первом полугодии текущего года на финансирование расходов социальной сферы направлено 5 281,9 млн руб., или 55,3% от общего объема расходов областного бюджета.
О политике в области государственного долга
За последние несколько лет в связи с реализацией на территории Калужской области крупных инвестиционных проектов потребность в привлечении заемных средств возросла. В этих условиях крайне актуальной становится оптимизация управления государственным долгом региона посредством обеспечения приемлемого объема и экономически обоснованной структуры государственного долга, сокращения стоимости его обслуживания и совершенствования механизмов управления долгом. Решению указанных задач служит повышение качества организации обслуживания и погашения государственного долга, размещения долговых обязательств, подготовка соответствующих нормативных правовых актов. В целях управления государственным долгом региона разработан и принят закон «О государственном долге Калужской области».
Кроме того, приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления государственных гарантий Калужской области, проведения проверки финансового состояния претендента на получение государственной гарантии, утверждены типовые проекты документов. Законом «О государственном долге Калужской области» установлены дополнительные ограничения по объему долга. Важнейшим направлением совершенствования системы управления государственным долгом является применение методов управления государственными долговыми обязательствами, призванных минимизировать стоимость их
обслуживания. Этому будет способствовать присвоение ведущими рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга Калужской области. Сейчас уже проведен конкурс, определен победитель и начата подготовка документов в целях присвоения кредитного рейтинга не только области как эмитенту, но и долговым обязательствам.
О взаимоотношениях с муниципалитетами
С 1 января 2006 г. область перешла на реализацию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полном объеме. Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала муниципальных образований законом Калужской области «Об установлении нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных региональных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в областной бюджет» в местные бюджеты переданы налоговые доходы, на налоговую базу которых органы местного самоуправления реально могут воздействовать. В частности, в бюджеты муниципальных образований по нормативам, установленным вышеуказанным законом, зачисляются налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Межбюджетные отношения постоянно совершенствуются: с 1 января 2008 г. в данный перечень вошли также единый сельскохозяйственный налог и налог на доходы физических лиц. В текущем году удельный вес налогов, переданных в местные бюджеты в соответствии с названным законом, в поступлениях налоговых доходов составляет 27,7%. Кроме того, с 1 января 2009 г. в местные бюджеты в полном объеме будет зачисляться транспортный налог по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц.
Исходные показатели, используемые при распределении межбюджетных трансфертов, для сверки с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежегодно размещаются в сети Интернет.
При распределении дотации на выравнивание расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов учитываются как возможности муниципальных образований по формированию собственной доходной базы в среднем за четыре предшествующих отчетному года, так и особенности финансирования собственных расходных обязательств. Часть средств распределяется пропорционально численности населения. В 2008 г. разрыв между бюджетной обеспеченностью в среднем по четырем муниципальным образованиям с максимальной и четырем с минимальной бюджетной обеспеченностью удалось сократить с 5,9 до 1,6 раза, а в 2009 г. – соответственно с 4,9 до 1,7 раза.
При осуществлении выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований мы ставим перед собой две основные цели: обеспечить равные возможности органов местного самоуправления по исполнению собственных расходных полномочий и повысить заинтересованность муниципальных образований в укреплении собственной доходной базы. Вторая цель достигается в том числе путем замены части дотации дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. За три года максимальный размер этого норматива в регионе вырос с 10 до 53,5%. Кроме того, с 2009 г. не допускается снижение дополнительного норматива отчислений от НДФЛ для тех муниципальных образований, в которых прирост налога выше, чем в среднем по области.
В настоящее время разработаны изменения и дополнения в областное законодательство в части упрощения расчетов по распределению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, повышения заинтересованности муниципальных районов и городских округов в увеличении контингента по налогу на доходы физических лиц и обеспечения постепенного повышения сбалансированности местных бюджетов через выравнивание темпов роста дотации.
Общий объем межбюджетных трансфертов на 2009 г. определен в сумме 10 112,8 млн руб., что в 1,4 раза больше, чем в 2008 г. С 2009 г. планируется сократить количество межбюджетных субсидий, увеличив при этом суммы финансовой помощи муниципальным образованиям по приоритетным направлениям, способствующим социально-экономическому развитию территорий. Например, на 146% повышаются субсидии на реализацию инвестиционных проектов развития общественной инфраструктуры муниципального значения. Предлагается учесть и те проекты, которые связаны с капитальным ремонтом муниципальных учреждений, что, на наш взгляд, повысит самостоятельность органов местного самоуправления в определении наиболее эффективного способа использования собственных средств.
Структура межбюджетных трансфертов по сравнению с 2008 г. существенно не изменится. Наибольший удельный вес в межбюджетных трансфертах по-прежнему занимают субвенции: их доля колеблется от 68% в 2009 г. до 83% в 2011 г.
В 2009 г. основные направления поддержки муниципальных образований сохранятся. Средства будут направлены на:
оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно и со скидкой для отдельных категорий граждан, за исключением федеральных льготников, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
организацию отдыха и оздоровления детей во время каникул; развитие материально-технической базы муниципальных учреждений и др.
Нормальное функционирование органов местного самоуправления во многом зависит от эффективности существующей в регионе системы межбюджетных отношений. В этом направлении многое уже сделано и еще больше предстоит сделать. Но самое главное и сложное – оценить эффективность предоставляемых целевых видов финансовой помощи.
О новых системах оплаты труда
В Калужской области приняты законы «Об установлении отраслевых систем оплаты труда» и «Об установлении региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений», в соответствии с которыми отраслевые системы оплаты труда утверждены для работников государственных учреждений здравоохранения и государственных образовательных учреждений, а также для работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В 2009 г. планируется перевод на отраслевую систему оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения и государственных учреждений культуры.
Валентина АВДЕЕВА, министр финансов Калужской области
Необходимо отметить, что в текущем году работа по составлению проекта областного бюджета на трехлетний период была организована в совершенно новом ключе. Правительством области был принят ряд постановлений, в частности «О Положении о порядке и сроках составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период», «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Калужской области на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.», «О прогнозе социально-экономического развития Калужской области на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг., сценарных условиях формирования и отдельных показателях проекта областного бюджета на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.».
На основании указанных нормативных правовых актов была организована работа всех министерств Калужской области по формированию необходимых документов. Параллельно комиссия по бюджетным проектировкам в очередном финансовом году и на плановый период рассмотрела основные параметры и бюджетные проектировки областного бюджета на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. по субъектам бюджетного планирования, а также несогласованные вопросы по распределению расходов по главным распорядителям средств областного бюджета.
В результате проведенной работы проект закона Калужской области «Об областном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 г.» был составлен и уже 15 сентября 2008 г. – на месяц раньше установленного срока – направлен для рассмотрения в Законодательное собрание. Досрочное принятие областного бюджета позволит муниципальным образованиям Калужской области сформировать и утвердить свои бюджеты значительно раньше, чем в предыдущие годы.
Задачи и приоритеты областного бюджета в основном остались прежними: это устойчивый экономический рост и инвестиционная активность, обеспечение социальной стабильности, решение комплекса задач по повышению уровня и качества жизни населения Калужской области, создание потенциала для будущего развития.
Наши усилия направлены на достижение стратегической по масштабу, но вполне конкретной цели, которую мы объявили несколько лет назад. А именно: стать самодостаточным регионом, способным обеспечить свою финансовую самостоятельность и независимость. За период с 2000 г. удельный вес федеральной дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
сократился с 23 до 9%, а по плану текущего года он составит уже 6,3%. И к 2011 г. мы сможем решить поставленную задачу – войти в число регионов-доноров.
Для достижения названных целей область продолжит активно участвовать в реализации приоритетных национальных проектов, а работа органов исполнительной власти будет направлена на выявление дополнительных финансовых ресурсов, развитие налоговой базы области, в том числе по проектам создания и развития инфраструктуры индустриальных парков.
В сфере расходов необходимо обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование бюджетных средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, ведущих к дальнейшему увеличению финансовых возможностей областного бюджета на среднесрочную перспективу.
Принимаются меры по улучшению демографической ситуации в Калужской области, повышению престижа семейного воспитания детей, поддержке института семьи, планируется дальнейшее повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, совершенствование системы социальной поддержки граждан при оплате жилищных и коммунальных услуг и переход к предоставлению всех социальных выплат по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в денежной форме.
Кроме того, предполагается перейти на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений на основе заключения контрактов на весь период реализации инвестиционных проектов и четко зафиксированных обязательств подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию, а также обязательств по финансированию.
Основные показатели исполнения областного бюджета в 2008 г. свидетельствуют о стабильности в регионе. Для выполнения поставленной задачи по увеличению доходов бюджета продолжается работа по развитию налогового потенциала области за счет привлечения инвестиций и открытия новых современных производств; принимаются меры, направленные на повышение официальных доходов работающего населения, а исполнительные органы государственной власти области и территориальные федеральные органы исполнительной власти проводят согласованные действия по мобилизации всех видов доходов.
В первом полугодии 2008 г. в областной бюджет поступило 10 957,6 млн руб. доходов, в том числе 6 521,7 млн (на 1 713,3 млн больше соответствующего периода прошлого года) – налоговые и неналоговые доходы. Расходы областного бюджета за этот период исполнены в сумме 9 560 млн руб., что на 1 827 млн больше, чем в первом полугодии 2007 г., рост расходов к указанному периоду прошлого года составил 123,6%. Областной бюджет сохраняет социальную направленность: в первом полугодии текущего года на финансирование расходов социальной сферы направлено 5 281,9 млн руб., или 55,3% от общего объема расходов областного бюджета.
О политике в области государственного долга
За последние несколько лет в связи с реализацией на территории Калужской области крупных инвестиционных проектов потребность в привлечении заемных средств возросла. В этих условиях крайне актуальной становится оптимизация управления государственным долгом региона посредством обеспечения приемлемого объема и экономически обоснованной структуры государственного долга, сокращения стоимости его обслуживания и совершенствования механизмов управления долгом. Решению указанных задач служит повышение качества организации обслуживания и погашения государственного долга, размещения долговых обязательств, подготовка соответствующих нормативных правовых актов. В целях управления государственным долгом региона разработан и принят закон «О государственном долге Калужской области».
Кроме того, приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления государственных гарантий Калужской области, проведения проверки финансового состояния претендента на получение государственной гарантии, утверждены типовые проекты документов. Законом «О государственном долге Калужской области» установлены дополнительные ограничения по объему долга. Важнейшим направлением совершенствования системы управления государственным долгом является применение методов управления государственными долговыми обязательствами, призванных минимизировать стоимость их
обслуживания. Этому будет способствовать присвоение ведущими рейтинговыми агентствами кредитного рейтинга Калужской области. Сейчас уже проведен конкурс, определен победитель и начата подготовка документов в целях присвоения кредитного рейтинга не только области как эмитенту, но и долговым обязательствам.
О взаимоотношениях с муниципалитетами
С 1 января 2006 г. область перешла на реализацию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полном объеме. Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала муниципальных образований законом Калужской области «Об установлении нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных региональных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в областной бюджет» в местные бюджеты переданы налоговые доходы, на налоговую базу которых органы местного самоуправления реально могут воздействовать. В частности, в бюджеты муниципальных образований по нормативам, установленным вышеуказанным законом, зачисляются налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Межбюджетные отношения постоянно совершенствуются: с 1 января 2008 г. в данный перечень вошли также единый сельскохозяйственный налог и налог на доходы физических лиц. В текущем году удельный вес налогов, переданных в местные бюджеты в соответствии с названным законом, в поступлениях налоговых доходов составляет 27,7%. Кроме того, с 1 января 2009 г. в местные бюджеты в полном объеме будет зачисляться транспортный налог по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц.
Исходные показатели, используемые при распределении межбюджетных трансфертов, для сверки с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежегодно размещаются в сети Интернет.
При распределении дотации на выравнивание расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов учитываются как возможности муниципальных образований по формированию собственной доходной базы в среднем за четыре предшествующих отчетному года, так и особенности финансирования собственных расходных обязательств. Часть средств распределяется пропорционально численности населения. В 2008 г. разрыв между бюджетной обеспеченностью в среднем по четырем муниципальным образованиям с максимальной и четырем с минимальной бюджетной обеспеченностью удалось сократить с 5,9 до 1,6 раза, а в 2009 г. – соответственно с 4,9 до 1,7 раза.
При осуществлении выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований мы ставим перед собой две основные цели: обеспечить равные возможности органов местного самоуправления по исполнению собственных расходных полномочий и повысить заинтересованность муниципальных образований в укреплении собственной доходной базы. Вторая цель достигается в том числе путем замены части дотации дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. За три года максимальный размер этого норматива в регионе вырос с 10 до 53,5%. Кроме того, с 2009 г. не допускается снижение дополнительного норматива отчислений от НДФЛ для тех муниципальных образований, в которых прирост налога выше, чем в среднем по области.
В настоящее время разработаны изменения и дополнения в областное законодательство в части упрощения расчетов по распределению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, повышения заинтересованности муниципальных районов и городских округов в увеличении контингента по налогу на доходы физических лиц и обеспечения постепенного повышения сбалансированности местных бюджетов через выравнивание темпов роста дотации.
Общий объем межбюджетных трансфертов на 2009 г. определен в сумме 10 112,8 млн руб., что в 1,4 раза больше, чем в 2008 г. С 2009 г. планируется сократить количество межбюджетных субсидий, увеличив при этом суммы финансовой помощи муниципальным образованиям по приоритетным направлениям, способствующим социально-экономическому развитию территорий. Например, на 146% повышаются субсидии на реализацию инвестиционных проектов развития общественной инфраструктуры муниципального значения. Предлагается учесть и те проекты, которые связаны с капитальным ремонтом муниципальных учреждений, что, на наш взгляд, повысит самостоятельность органов местного самоуправления в определении наиболее эффективного способа использования собственных средств.
Структура межбюджетных трансфертов по сравнению с 2008 г. существенно не изменится. Наибольший удельный вес в межбюджетных трансфертах по-прежнему занимают субвенции: их доля колеблется от 68% в 2009 г. до 83% в 2011 г.
В 2009 г. основные направления поддержки муниципальных образований сохранятся. Средства будут направлены на:
оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно и со скидкой для отдельных категорий граждан, за исключением федеральных льготников, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
организацию отдыха и оздоровления детей во время каникул; развитие материально-технической базы муниципальных учреждений и др.
Нормальное функционирование органов местного самоуправления во многом зависит от эффективности существующей в регионе системы межбюджетных отношений. В этом направлении многое уже сделано и еще больше предстоит сделать. Но самое главное и сложное – оценить эффективность предоставляемых целевых видов финансовой помощи.
О новых системах оплаты труда
В Калужской области приняты законы «Об установлении отраслевых систем оплаты труда» и «Об установлении региональной системы оплаты труда работников образовательных учреждений», в соответствии с которыми отраслевые системы оплаты труда утверждены для работников государственных учреждений здравоохранения и государственных образовательных учреждений, а также для работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В 2009 г. планируется перевод на отраслевую систему оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения и государственных учреждений культуры.