На сегодняшний день бюджетная политика правительства Омской области направлена на совершенствование программно-целевого планирования развития региона в целом. Министерство финансов Омской области решает эти задачи в рамках реализации мероприятий программы реформирования региональных финансов. Одним из основных направлений программы является разработка и внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, на уровне субъекта РФ, муниципальных образований, отраслевых министерств и ведомств.
Рита ФОМИНА, министр финансов Омской области
На сегодняшний день ведомственные целевые программы, перечни государственных услуг и их региональные государственные стандарты утверждаются нормативными правовыми актами отраслевых министерств и ведомств Омской области. Полностью интегрирован в бюджетный процесс реестр расходных обязательств, обеспечивающий четкое разделение действующих и принимаемых обязательств.
Ожидаемые результаты формализуются, во-первых, в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (в том числе в рамках ведомственных целевых программ), а во-вторых, в рамках обоснований бюджетных ассигнований в составе бюджетных заявок.
Реформирование системы государственных услуг, предоставляемых населению Омской области, предполагает проведение мониторинга потребности в таких услугах (в разрезе их видов) и фактического предоставления с привязкой к объему бюджетных ассигнований в разрезе действующих и принимаемых обязательств. Результаты мониторинга размещаются в свободном доступе на официальном портале «Омская губерния» www.omskportal.ru, а также сайтах Министерства культуры, Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития Омской области.
Базой, регламентирующей принятие ведомственных правовых актов об утверждении перечней государственных услуг и их региональных стандартов в разрезе отраслей, является постановление правительства Омской области от 25 июня 2008 г. № 92п «О предоставлении государственных услуг государственными учреждениями Омской области» и закон Омской области от 29 июня 2007 г. № 934-ОЗ «О региональных нормативах (стандартах) государственных услуг Омской области».
Формирование предельных объемов бюджетных ассигнований осуществляется на основе реестра расходных обязательств – после его составления и уточнения. Параллельно с уточнением реестра главные распорядители бюджетных средств формируют бюджетные заявки в разрезе государственных услуг, а также ведомственных целевых программ. Следует отметить, что для повышения эффективности использования бюджетных средств необходима разработка методик оценки государственных услуг и систем оплаты труда по результатам деятельности.
Получатели бюджетных средств являются тем звеном, которое непосредственно взаимодействует с потребителями в процессе предоставления государственных услуг. Постепенно осуществляется переход к нормативному финансированию получателей бюджетных средств Омской области на основании оценки потребностей в услугах, причем непременное условие нормального функционирования бюджетных учреждений – устойчивое финансовое обеспечение их деятельности. Это особенно актуально в условиях усиления конкуренции за получение доступа к бюджетным источникам финансирования, в том числе в рамках участия в ведомственных целевых программах главных распорядителей бюджетных средств. Таким образом, значение этапа обоснования величины и целевой направленности бюджетных ассигнований на уровне получателей бюджетных средств возрастает.
Для сбора подобной информации по каждому получателю бюджетных средств, а также для последующего обобщения данных на уровне главного распорядителя средств областного бюджета необходимо наличие строго регламентированной отчетной формы. Такой формой в Омской области в настоящее время является паспорт бюджетного учреждения.
Паспорт бюджетного учреждения – форма отчетности, ежегодно составляемая бюджетными учреждениями и содержащая различные группы показателей, которые характеризуют деятельность учреждений, а также возможность предоставления ими государственных услуг согласно утвержденным стандартам качества. С учетом данных этого документа формируется часть бюджетной заявки главного распорядителя бюджетных средств на содержание подведомственных бюджетных учреждений, а также перечень мероприятий конкретного получателя бюджетных средств в рамках ведомственной целевой программы.
Информация из паспортов бюджетных учреждений дает возможность составить перечень требований к работе бюджетных учреждений и организаций в соответствии со стандартами качества предоставляемых государственных услуг и других критериев деятельности.
Сейчас Министерство финансов Омской области планирует дальнейшее внедрение механизмов БОР в практику управления финансами в части методического и информационно-аналитического обеспечения. Предстоит анализ первых результатов использования, доработка нормативно-правовых актов, составление новых документов и увязка их в единую методологическую систему. Указанные документы станут методологической основой для дальнейшей автоматизации процедур и механизмов БОР на уровне Омской области, главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
На территории региона эти процессы, в том числе формирование и ведение реестра расходных обязательств, а также планирование доходной и расходной частей бюджета, уже частично автоматизированы в АИС «Прогноз и планирование бюджета». Система позволяет составлять аналитическую отчетность и представлять информацию наглядно – в виде таблиц, диаграмм и картограмм.
На следующих этапах предполагается автоматизировать остальные элементы БОР в рамках бюджетного цикла. В частности, необходимо расширить систему планирования расходной части бюджета региона, добавив функции автоматизации формирования, оценки эффективности докладов о результатах и основных направления деятельности главных распорядителей бюджетных средств и сводного доклада правительства Омской области. Это позволит распределять предельные объемы бюджетных ассигнований между главными распорядителями наиболее эффективным способом, с учетом ожидаемых результатов использования средств.
Одним из главных результатов автоматизации процессов БОР должна стать унификация схемы планирования для всех уровней бюджетов Омской области.
Реализуя мероприятия программы реформирования, разрабатывая нормативно-правовые акты и автоматизируя процессы, Министерство финансов Омской области ставит перед собой цель получить реальную возможность совершенствования программно-целевого планирования социально-экономического развития региона и входящих в его состав муниципальных образований, интеграции системы управления по целям и результатам в бюджетный процесс.
Рита ФОМИНА, министр финансов Омской области
На сегодняшний день ведомственные целевые программы, перечни государственных услуг и их региональные государственные стандарты утверждаются нормативными правовыми актами отраслевых министерств и ведомств Омской области. Полностью интегрирован в бюджетный процесс реестр расходных обязательств, обеспечивающий четкое разделение действующих и принимаемых обязательств.
Ожидаемые результаты формализуются, во-первых, в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (в том числе в рамках ведомственных целевых программ), а во-вторых, в рамках обоснований бюджетных ассигнований в составе бюджетных заявок.
Реформирование системы государственных услуг, предоставляемых населению Омской области, предполагает проведение мониторинга потребности в таких услугах (в разрезе их видов) и фактического предоставления с привязкой к объему бюджетных ассигнований в разрезе действующих и принимаемых обязательств. Результаты мониторинга размещаются в свободном доступе на официальном портале «Омская губерния» www.omskportal.ru, а также сайтах Министерства культуры, Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития Омской области.
Базой, регламентирующей принятие ведомственных правовых актов об утверждении перечней государственных услуг и их региональных стандартов в разрезе отраслей, является постановление правительства Омской области от 25 июня 2008 г. № 92п «О предоставлении государственных услуг государственными учреждениями Омской области» и закон Омской области от 29 июня 2007 г. № 934-ОЗ «О региональных нормативах (стандартах) государственных услуг Омской области».
Формирование предельных объемов бюджетных ассигнований осуществляется на основе реестра расходных обязательств – после его составления и уточнения. Параллельно с уточнением реестра главные распорядители бюджетных средств формируют бюджетные заявки в разрезе государственных услуг, а также ведомственных целевых программ. Следует отметить, что для повышения эффективности использования бюджетных средств необходима разработка методик оценки государственных услуг и систем оплаты труда по результатам деятельности.
Получатели бюджетных средств являются тем звеном, которое непосредственно взаимодействует с потребителями в процессе предоставления государственных услуг. Постепенно осуществляется переход к нормативному финансированию получателей бюджетных средств Омской области на основании оценки потребностей в услугах, причем непременное условие нормального функционирования бюджетных учреждений – устойчивое финансовое обеспечение их деятельности. Это особенно актуально в условиях усиления конкуренции за получение доступа к бюджетным источникам финансирования, в том числе в рамках участия в ведомственных целевых программах главных распорядителей бюджетных средств. Таким образом, значение этапа обоснования величины и целевой направленности бюджетных ассигнований на уровне получателей бюджетных средств возрастает.
Для сбора подобной информации по каждому получателю бюджетных средств, а также для последующего обобщения данных на уровне главного распорядителя средств областного бюджета необходимо наличие строго регламентированной отчетной формы. Такой формой в Омской области в настоящее время является паспорт бюджетного учреждения.
Паспорт бюджетного учреждения – форма отчетности, ежегодно составляемая бюджетными учреждениями и содержащая различные группы показателей, которые характеризуют деятельность учреждений, а также возможность предоставления ими государственных услуг согласно утвержденным стандартам качества. С учетом данных этого документа формируется часть бюджетной заявки главного распорядителя бюджетных средств на содержание подведомственных бюджетных учреждений, а также перечень мероприятий конкретного получателя бюджетных средств в рамках ведомственной целевой программы.
Информация из паспортов бюджетных учреждений дает возможность составить перечень требований к работе бюджетных учреждений и организаций в соответствии со стандартами качества предоставляемых государственных услуг и других критериев деятельности.
Сейчас Министерство финансов Омской области планирует дальнейшее внедрение механизмов БОР в практику управления финансами в части методического и информационно-аналитического обеспечения. Предстоит анализ первых результатов использования, доработка нормативно-правовых актов, составление новых документов и увязка их в единую методологическую систему. Указанные документы станут методологической основой для дальнейшей автоматизации процедур и механизмов БОР на уровне Омской области, главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
На территории региона эти процессы, в том числе формирование и ведение реестра расходных обязательств, а также планирование доходной и расходной частей бюджета, уже частично автоматизированы в АИС «Прогноз и планирование бюджета». Система позволяет составлять аналитическую отчетность и представлять информацию наглядно – в виде таблиц, диаграмм и картограмм.
На следующих этапах предполагается автоматизировать остальные элементы БОР в рамках бюджетного цикла. В частности, необходимо расширить систему планирования расходной части бюджета региона, добавив функции автоматизации формирования, оценки эффективности докладов о результатах и основных направления деятельности главных распорядителей бюджетных средств и сводного доклада правительства Омской области. Это позволит распределять предельные объемы бюджетных ассигнований между главными распорядителями наиболее эффективным способом, с учетом ожидаемых результатов использования средств.
Одним из главных результатов автоматизации процессов БОР должна стать унификация схемы планирования для всех уровней бюджетов Омской области.
Реализуя мероприятия программы реформирования, разрабатывая нормативно-правовые акты и автоматизируя процессы, Министерство финансов Омской области ставит перед собой цель получить реальную возможность совершенствования программно-целевого планирования социально-экономического развития региона и входящих в его состав муниципальных образований, интеграции системы управления по целям и результатам в бюджетный процесс.