Электронная Россия№10 Октябрь 2008 — 10 октября 2008

Информационные технологии в бюджетном процессе Омской области

Омская область

Информационные, технологии, бюджетный процесс, Омская область

Версия для печати 10265 Материалы по теме
Олег Иванов
Научно-производственное объединение «Криста» и Министерство финансов Омской области активно сотрудничают в области методического и информационного обеспечения управления бюджетным процессом. Мы единодушны во мнении, что успешное развитие и совершенствование систем управления финансами во многом зависит от применения информационных технологий.
Олег ИВАНОВ, заместитель генерального директора НПО «Криста»

На данный момент в Омской области уже введены в эксплуатацию основные элементы системы управления бюджетным процессом и полным ходом идут работы по реализации недостающих элементов системы со смещением акцентов автоматизации в сторону бюджетирования, ориентированного на результат.
Начальное звено в цепочке бюджетирования – бюджетное планирование. В основе формирования бюджета должны лежать четко заданные цели проводимой финансово-бюджетной политики. В Министерстве финансов Омской области и 32 муниципальных образованиях сейчас разрабатываются проекты консолидированного бюджета Омской области на 2009 г. и среднесрочного финансового плана на 2009–2011 гг. с использованием автоматизированной системы «Анализ и планирование бюджета». Создана база данных системы планирования, содержащая большой объем необходимой оперативной и отчетной информации. Система обеспечивает коллективную работу над проектом бюджета и задействует в процессе планирования Министерство финансов Омской области, финансовые органы муниципальных образований, главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Осуществляются многовариантные расчеты показателей доходной и расходной частей бюджета, объемов межбюджетных трансфертов. Использование системы позволяет систематизировать и обобщить алгоритмы и методики планирования бюджета.
Расчет по каждому доходному источнику выполняется по нескольким алгоритмам. На основе сравнительного анализа рассчитанных вариантов проекта доходов выбирается оптимальный вариант. Планирование затрат осуществляется в разрезе каждого бюджетополучателя по принципу «снизу вверх». Система позволяет автоматизировать сбор фрагментов ре­естра расходных обязательств, которые ГРБС предоставляют по каналам системы удаленного документооборота в Министерство финансов.
Для Омской области разработана система балансировки расходной части «Реестр поправок», которая дает возможность мгновенно скорректировать показатели планируемого бюджета по заданным условиям, тем самым существенно сократив рутинную работу по пересчету и формированию новой версии бюджета.
Все участники бюджетного процесса области оснащаются удаленными рабочими местами системы электронного документооборота (АС «УРМ») и являются звеньями в общей цепочке обработки электронных документов. Система электронного документо­оборота задействуется при планировании и исполнении бюджета. Неоспоримым преимуществом единой системы является то, что сформированный в АИС «Прогноз и планирование бюджета» бюджет автоматически переносится в автоматизированную систему исполнения бюджета (АС «Бюджет»), где преобразуется в сводную бюджетную рос­пись без дополнительного ввода данных.
Для организации казначейского исполнения бюджета Омской области в Министерстве финансов и финансовых органах всех муниципальных образований внедряется автоматизированная система «Бюджет», что позволит использовать современные принципы управления средствами бюджета:
—двухуровневую процедуру формирования бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств для разграничения зоны ответственности между Министерством финансов и главными распорядителями бюджетных средств (главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета);
—интеграцию механизма кассового плана в качестве главного инструмента прогнозирования временных кассовых разрывов в течение финансового года;
—процедуру финансирования бюджетополучателей на основе заранее сформированного и утвержденного графика на очередной месяц;
—полный электронный документооборот с органами Федерального казначейства и банками, в которых открыты счета для наличности;
— жесткие процедуры бюджетного контроля всех выплат и обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджета.
В Министерстве финансов в 2007 г. введена в эксплуатацию подсистема «Учет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности», позволяющая осуществлять автоматизированный учет всего комплекса операций со средствами, которые получены от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, и иной приносящей доход деятельности.
Для бюджетного учета хозяйственной деятельности и составления отчетности в Министерстве финансов используется автоматизированная система «Смета». В дальнейшем к системе планирования бюджета предполагается подключить систему автоматизации бухгалтерского учета. Из АС «Смета» в АИС «Прогноз и планирование бюджета» могут передаваться данные по основным фондам, штатному расписанию, видам и объемам услуг (в том числе платных), информация о дебиторской и кредиторской задолженности, сведения о сетях, штатах и контингентах, имуществе и другая информация по расходам в разрезе экономической классификации и в натуральных показателях. При использовании программных комплексов автоматизированных систем исключается повторный ввод данных, которые уже присутствуют в бюджетном учреждении и в то же время необходимы при планировании доходной и расходной частей бюджета. В результате оперативность, достоверность и полнота информации повысятся.
Помимо стандартного исполнения бюджета в разрезе бюджетной классификации, НПО «Криста» предлагает исполнение бюджета в разрезе бюджетных услуг. В Омской области для расширения функциональности АС «Смета» планируется ввести в эксплуатацию подсистему расчета себестоимости бюджетных услуг. Система анализа позволит отслеживать динамику стоимости бюджетной услуги, анализировать стоимость однотипных услуг в разных отраслях и территориях.
При комплексном подходе к автоматизации бюджетного процесса непременным этапом является внутренний аудит результативности. В Минфине Омской области с 2007 г. используется система поддержки принятия управленческих решений «Финансово-экономический анализ», которая формирует банк данных, включающий информацию по планированию и исполнению бюджета до уровня поселений и ГРБС, данные УФК, ФНС и прочие показатели, а также позволяет отображать всю имеющуюся информацию в виде аналитических таблиц, диаграмм, показывать на карте региона. Это помогает оценить как ситуацию в целом, так и ее составляющие. Система обеспечивает руководителям и специалистам прямой доступ к информации, возможность контроля над ситуацией. Банк данных системы анализа консолидирует информацию для анализа и планирования по Омской области, а также содержит информацию по другим субъектам РФ, что позволяет сравнивать показатели территории с остальными регионами Сибирского федерального округа и Российской Федерации.
Министерство финансов Омской области с 2007 г. получает сведения государственного земельного кадастра от ФГУ «Земельная кадастровая палата» в электронном виде и применяет блок анализа данных по стоимости, площади и видам использования земельных участков Омской области.
Совместно с Министерством финансов разработаны паспорт государственного учреждения и автоматизированная система паспортизации. Это позволяет анализировать деятельность бюджетных учреждений, формулировать и изменять в соответствии с ситуацией требования к ним:
—оптимизировать сеть бюджетных учреждений и преобразовывать часть бюджетных учреждений в автономные;
—оптимизировать перечень бюджетных услуг, передавать часть услуг на государственный заказ;
—сравнивать деятельность разных бюджетных учреждений.
Чтобы решить задачу предоставления бюджетным учреждениям права самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, планируется разработать методику оценки достижения учреждениями требуемых результатов, основанную на расчете показателей оценки деятельности.
Значения этих показателей будут формироваться в АС «Смета» в ходе непосредственной деятельности бюджетного учреждения и в дальнейшем использоваться при планировании бюджета и управлении бюджетными учреждениями.
С этапом планирования тесно связан этап внутреннего аудита результативности. В Омской области предполагается внедрить специализированную подсистему «Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти», которая обеспечит руководителей региона полной и достоверной информацией о результатах деятельности органов государственной власти для оценки качества выполнения их обязанностей и повышения эффективности использования средств на оплату труда сотрудников.
Для совершенствования процедуры контроля за исполнением бюджетов муниципальных образований, бюджета субъекта РФ и консолидированного бюджета в Омской области применяется ряд индикаторов, по которым в системе финансового анализа осуществляется оценка соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ и качества управления финансами. Результаты мониторинга используются при распределении межбюджетных трансфертов, при планировании
бюджета региона в рамках балансировки доходной и расходной частей бюджета.
Во всех районных и сельских администрациях области (423 поселения) внедрена информационная система «Администрация муниципального образования», которая объединяет различные направления учета: похозяйственный учет, учет физических лиц, земель и имущества, учет обращений граждан, делопроизводство, учет выданных документов, а также первичный воинский учет и учет данных паспортно-визовой службы, – относящиеся к исполнению функций администрации в части делегированных полномочий.
Налажен регламентированный обмен с налоговыми органами, отделениями статистики и другими органами государственной власти. В налоговые органы передаются сведения о фактах регистрации физических лиц по месту жительства, о земельных участках (согласно приказу Минфина России № 47), принимается информация о суммах налогов, сборов и платежей, зачисленных в бюджет муниципального образования (согласно приказу Минфина России и ФНС России № 28н (65н)).
В районах Омской области организована иерархическая система консолидации и анализа данных, поставляемых поселениями. Внедрение специализированного программного обеспечения положительно повлияло на результативность деятельности органов местного самоуправления, возросло качество услуг, предоставляемых населению, повысилась оперативность формирования и выдачи различных документов и справок.
АС «Администрация муниципального образования» охватывает широкий спектр функций, поэтому нет необходимости использовать несколько узкоспециализированных программ, решающих только отдельные задачи, что особенно актуально при нехватке кадровых и аппаратных ресурсов в поселениях.
Для поддержки и сопровождения информационных систем в Омске в 2007 г. создан филиал НПО «Криста». Сейчас штат сотрудников филиала насчитывает 15 человек.
Отличительными особенностями подхода НПО «Криста» являются комплексность методического и ин­формационно-аналитического обеспечения механизмов БОР в тесной интеграции с автоматизированными системами исполнения бюджета, планирования бюджета и бюджетного учета региона.
Все перечисленные системы реализованы как компоненты распределенной системы управления бюджетным процессом, в которой все участники взаимодействуют в едином электронном информационном пространстве. Это позволяет комплексно решать вопросы распределения полномочий между участниками и наилучшим образом организовать работы по внедрению и освоению программных продуктов.
Результаты выполнения задач, поставленных Министерством финан­сов Омской области, и только запланированных преобразований дадут возмож­ность говорить о создании в регионе полномасштабной системы управления, ориентированного на результат, оптимальном использовании бюджет­ных ресурсов и высоком уровне автома­тизации бюджетного процесса. Система будет охватывать все бизнес-процессы министерства, финансовых органов муниципальных образований, распорядителей и получателей бюджет­ных средств и позволит использовать единые подходы к управлению финансами региона.
Поделиться