Версия для печати 472 Материалы по теме
Электронные соглашения: опыт Ульяновской области

Повышение качества и эффективности бюджетного процесса с использованием современных цифровых инструментов входит в число приоритетных задач для Правительства Ульяновской области. Это процесс, требующий постоянного внимания и внедрения новых программных технологий. Регион завершил очередной этап развития технологической платформы планирования бюджета, о результатах этой работы рассказала Наталья Геннадьевна Брюханова, министр финансов Ульяновской области.

Предпосылки для реализации проекта

Ульяновская область, наряду с другими регионами, активно поддерживает тенденцию цифровизации сферы госуправления, в том числе к автоматизации процессов управления общественными финансами и бюджетного планирования. Сегодня скорость и прозрачность обмена качественными данными, их централизация и эффективное применение для решения административных задач являются критически важным преимуществом, необходимым условием для экономического благополучия региона. Выполнить его помогает использование цифровых инструментов и перевод подавляющего большинства процессов, связанных с бюджетом, в электронно-цифровой формат.

Наш регион занимается проектами по развитию цифровой инфраструктуры бюджетного процесса с 2005 года, и сегодня она представляет собой единую экосистему, в которую входят информационные системы для планирования и исполнения бюджета. Благодаря многолетнему опыту использования цифровых инструментов мы смогли добиться существенных успехов в этой области, внедрить и распространить лучшие практики на все государственные учреждения региона.

В то же время цифровизация — это постоянная деятельность по выявлению процессов, которые подлежат оптимизации за счет их автоматизации, перевода документооборота из бумажного формата в электронно-цифровой. И таковым нерешенным вопросом для нас была сложившаяся практика у учредителей (областные министерства и ведомства) во взаимоотношениях со своими бюджетными и автономными учреждениями использовать бумажные носители. То есть доведение объемных показателей по государственным заданиям, заключение соглашений о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и субсидий на иные цели, проведение отчетной кампании по фактическим показателям государственных заданий происходило в бумажном формате.

Поэтому проект по модернизации информационной системы планирования бюджета стал следующим органичным шагом в стратегии цифровизации деятельности органов исполнительной власти Ульяновской области. Его и в целом можно охарактеризовать как проект большой региональной значимости. Исполнителем проекта стал БФТ-Холдинг.

Ожидания при реализации проекта

Возможность предоставить учредителям и учреждениям инструмент, который позволит в едином информационном пространстве взаимодействовать в рамках доведения и выполнения государственного задания, стала основной целью реализации проекта. Причем эти взаимоотношения должны были иметь и юридическую значимость за счет наложения на документы электронно-цифровых подписей.

Следует отметить, что Министерство финансов Ульяновской области стремится не просто перевести в цифровой формат как можно больше функций участников бюджетного процесса, но и повысить степень контроля за обоснованностью предоставляемых учреждениям средств. Таким образом, во вторую очередь требовалось обеспечить контроль достаточности лимитов на этапе заключения соглашений и обоснованности размеров субсидий в соответствии с нормативными затратами и объемными показателями, предусмотренными параметрами государственных заданий. И последующее логически необходимое действие — автоматическая постановка на учет бюджетных обязательств на основании заключенных соглашений.

Ход реализации и результаты проекта

Первоначальным шагом в проекте была реализация набора мероприятий по переводу актуального состояния регионального перечня услуг и работ из «Электронного бюджета» в информационную систему планирования бюджета, дабы исключить двойную работу по ведению характеристик региональных услуг и работ в двух информационных системах. На данном этапе было перенесено более 300 вариаций тонких услуг и работ и внедрен механизм подачи заявок на внесение изменений в региональный перечень с применением электронной подписи на этапах согласования соответствующими участниками процесса.

Следующим шагом стало внесение учредителями в справочники информации об отраслевых услугах и работах, закрепление поставщиков, маркирование услуг, оказываемых в рамках социального заказа, формирование структуры затрат на финансовое обеспечение государственного задания с учетом набора специализированных аналитических признаков, облегчающих бюджетный учет, указание нормативов затрат на единицу потребителя. Далее, учредители сформировали в системе проекты государственных заданий и на их базе определили размеры субсидии с использованием нормативно-подушевого метода.

После принятия закона о бюджете и доведения лимитов бюджетных обязательств учредители утвердили и довели до учреждений параметры государственных заданий, сформировали электронные соглашения по государственным заданиям и субсидиям на иные цели, наложили электронные подписи уполномоченными лицами, придав, таким образом, электронным документам юридическую значимость. После подписания соглашений обеими сторонами в системе исполнения бюджета автоматически сформировались для постановки на учет бюджетные обязательства. Это позволило значительно оптимизировать как трудовые, так и временные затраты на осуществление их регистрации.

Необходимо подчеркнуть, что цель проекта была достигнута нами в полном объеме. По итогам модернизации:

  • Обеспечена возможность формирования и ведения (в том числе внесение изменений) в системе регионального перечня государственных (муниципальных) услуг и работ, в том числе:

— формирование главными распорядителями средств бюджета государственных заданий;

— внесение изменений в утвержденное государственное задание;

— наложение электронной подписи в процессе согласования и утверждения государственного задания;

— формирование главными распорядителями средств бюджета сумм субсидии на оказание государственных услуг и работ на очередной финансовый год.

  • Реализован функционал исполнения государственных заданий, в том числе:

— автоматическое формирование документов по исполнению государственного задания на основе доведенных до учреждения государственных заданий;

— сбор и анализ необходимых данных;

— расчет фактических затрат на единицу услуги.

  • Реализован функционал формирования и ведения электронных соглашений о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий и субсидий на иные цели.

Главным итогом проекта можно считать завершение очередного этапа автоматизации важных для региона процессов планирования бюджета. Министерство финансов Ульяновской области и главные распорядители бюджетных средств получили возможность более открытого, системного бюджетного планирования и эффективного контроля за распределением субсидий. Это обеспечено за счет ведения перечня государственных (муниципальных) услуг и работ, государственных заданий на оказание услуг / выполнение работ, соглашений на их финансовое обеспечение и на предоставление учреждениям субсидий на иные цели в единой автоматизированной системе. Все это позволяет повысить качество и эффективность управления бюджетом.

Оптимизация процессов доведения государственных заданий до государственных учреждений и заключения соглашений за счет их перевода в цифровой формат — это лишь один из нескольких крупных проектов по развитию цифровой инфраструктуры бюджетного процесса в регионе. В ближайшее время мы планируем продолжить реализацию мероприятий по дальнейшему переводу процессов планирования и исполнения бюджета в цифровую форму.

Поделиться