Версия для печати 655 Материалы по теме
Оренбургская область: взвешенная долговая политика и развитие межбюджетных отношений с муниципалитетами

Оренбургская область — 12 городских округов, 1 ЗАТО, 29 муниципальных районов и 445 поселений. И с каждым из муниципалитетов региональный Минфин должен построить грамотные отношения, стимулирующие развитие всех территорий области. Результаты работы, проделанной в текущем году, и планы на будущее мы обсудили с министром финансов Оренбургской области Евгением Валерьевичем Сеньчевым.

— Евгений Валерьевич, как идет исполнение областного бюджета в 2023 году?

— На формирование и исполнение областного бюджета огромное влияние оказывают экономические условия развития страны и региона, а также изменения федерального и регионального законодательства. Я имею в виду ЕНП, прекращение действия договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также региональное решение о передаче с областного на муниципальный уровень одного процента налога на доходы физических лиц.

В то же время исполнение бюджета — это результат деятельности всех отраслей региона. По итогам девяти месяцев 2023 года экономическая активность предприятий обеспечила поступление в областной бюджет налоговых и неналоговых доходов в сумме 76,4 миллиарда рублей, или 79,5 процента к бюджетным назначениям (рисунок 1). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года собственных доходов поступило больше на 2,4 миллиарда рублей, или на 3,3 процента.

Финансовая поддержка из федерального центра составила 28,1 миллиарда рублей, или 78,7 процента от утвержденных на год назначений. Это немногим меньше прошлого года. Причина общефедеральная — передача части социальных расходов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ. Бюджетные расходы за девять месяцев профинансированы в сумме 103,3 миллиарда рублей, что больше на 6,3 миллиарда рублей, чем на 1 октября 2022 года, и составляет 67,7 процента от годовых бюджетных назначений.

Хочу особенно отметить, что, несмотря на геополитическую ситуацию, мы последовательно выполняем все наши плановые задачи. Внешнее санкционное давление не оказало влияния на выполнение наших первоочередных обязательств, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики. В эти направления мы вложили 64 миллиарда рублей, или 62,1 процента от общего объема расходов.

— Для реализации всех проектов хватает доходных источников или возникала необходимость в заимствованиях?

— В сегодняшних экономических условиях важно сохранить и обеспечить устойчивость бюджетной системы. Министерство финансов Оренбургской области, наши муниципальные образования четко выполняют рекомендации федерального Минфина. Наша бюджетная политика выстроена так, что рыночные заимствования не привлекаются уже три года.

По состоянию на 1 октября 2023 года объем государственного долга Оренбургской области составляет 21,1 миллиарда рублей, из них 18,5 миллиарда — бюджетные кредиты и 2,6 миллиарда рублей — государственные ценные бумаги, размещенные до 2017 года (рисунок 2). При этом мы планомерно снижаем рыночную составляющую государственного долга: используем успешный опыт прошлых лет, связанный с досрочным выкупом государственных облигаций области с рынка и своевременным их гашением. В этом году погашено ценных бумаг на 999 миллионов рублей.

При этом мы активно используем новые инструменты регионального развития, чтобы помогать бизнесу и привлекать новых инвесторов. За девять месяцев из федерального бюджета привлечено бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в объеме 1,2 миллиарда рублей. В целом за 2022–2025 годы планируется использовать 8 миллиардов рублей таких кредитов для развития региональной экономики. Так, в прошлом году 1 миллиард рублей направлен на приобретение муниципального транспорта. В планах на ближайшее будущее — вложение более 2 миллиардов рублей в комплексную застройку нового микрорайона «Молодой Оренбург».

Кредит на опережающее финансирование — это также новый финансовый инструмент, которым мы пользуемся. В этом году уже получены 2,6 миллиарда рублей на ремонт дорог, до конца года планируем привлечь еще 1,6 миллиарда рублей.

— Аналогичные требования в части долговой политики вы предъявляете и к муниципальным образованиям?

— Да, конечно, наши муниципалитеты также придерживаются взвешенной долговой политики. Структура их долга на 100 процентов состоит из обязательств по бюджетным кредитам из областного бюджета. По состоянию на 1 октября 2023 года объем муниципального долга составляет 876,9 миллиона рублей. Муниципальные финансисты возвращают его своевременно и в полном объеме.

— Сейчас самая активная фаза подготовки проектировок областного бюджета на очередной трехлетний период. Какие приоритеты на 2024–2026 годы перед собой ставите?

— Наша ключевая задача — создание благоприятных условий для жизни граждан. В первую очередь мы должны обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и функционирование государственных учреждений, в соответствии с законодательством осуществлять социальные выплаты и обязательные платежи.

На этапе подготовки проекта бюджета хорошие результаты дала работа правительства области с федеральным центром. Основная часть средств федерального бюджета уже распределена между регионами. В проекте областного бюджета на 2024 год учтено 27,2 миллиарда рублей федеральных средств. Из 181,5 миллиарда рублей расходной части консолидированного бюджета области 64,8 миллиарда рублей составляет фонд оплаты труда. Мы следуем указам президента и задачам, поставленным губернатором, по повышению заработной платы, поэтому фонд оплаты труда вырос на 10,9 процента, или на 6,4 миллиарда рублей, к уровню 2023 года.

На реализацию национальных проектов мы планируем направить 18,6 миллиарда рублей, из них федеральные средства составляют 9 миллиардов рублей. Область продолжит масштабную работу по приведению в нормативное состояние дорог. Дорожный фонд сформирован в сумме 16,7 миллиарда рублей, на развитие местных дорог будет направлено 5,6 миллиарда рублей.

Качественный рывок запланирован в социальной сфере. Основной объем бюджетных инвестиций планируется направить в муниципалитеты на строительство объектов образования, коммунальной инфраструктуры, жилья. На эти цели в 2024 году предусмотрено 9,4 миллиарда рублей. Общие доходы и расходы областного бюджета за 2021–2024 годы показаны на рисунке 3.

— Как будете выстраивать в 2024 году межбюджетные отношения с муниципальными образованиями?

— В основе межбюджетных отношений в Оренбургской области всегда лежал принцип равенства бюджетных прав. Предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета строится исключительно на этом принципе. Законами области установлены единые для всех правила «игры». Методики прозрачны, исходные данные, используемые в расчетах, — это данные либо Росстата, либо ведомственной статистики. Они в обязательном порядке согласовываются с муниципальными образованиями на этапе отработки распределения.

На региональном уровне сохраняется финансовая поддержка городских округов и муниципальных районов. Объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета на 2024 год запланирован в сумме 61,3 миллиарда рублей, что больше уровня текущего года на 5,5 миллиарда рублей.

Работу с поселениями мы ведем через муниципальные районы. Поселениям предоставляются средства на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджетов районов за счет областных субвенций на исполнение соответствующих государственных полномочий. С 2018 года при выравнивании бюджетной обеспеченности предусматриваются средства на стимулирование поселений, у которых прирост налогового потенциала превышает среднеобластные показатели.

На протяжении нескольких лет дополнительно закреплено за муниципальными образованиями три процента норматива по налогу на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в областной бюджет.

Для развития системы межбюджетных отношений в дополнение к уже передаваемой в местные бюджеты части доходов областного бюджета с 1 января 2024 года в бюджеты городских округов и муниципальных районов будет передан налог на игорный бизнес по нормативу 100 процентов.

Есть еще ряд важных направлений взаимодействия с муниципальными образованиями. Начиная с 2017 года мы применяем механизм согласования и фиксации первоочередных расходов на оплату труда работников бюджетного сектора и коммунальных услуг муниципальных учреждений с обязательным включением их в полном объеме в местные бюджеты.

— Вы упомянули, что стимулируете развитие поселений, показывающих хороший прирост налогового потенциала. Есть ли в вашем арсенале поддержки муниципалитетов еще инструменты соревновательного характера?

— Ежегодно Министерство финансов Оренбургской области проводит оценку качества управления муниципальными финансами по четырем направлениям: бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг, прозрачность бюджетного процесса. (топ-10 муниципальных образований представлен на рисунке 4). В оценку качества управления муниципальными финансами интегрированы пять самостоятельных рейтингов: рейтинг по финансовым показателям реализации национальных проектов, эффективность межбюджетных отношений, уровень открытости бюджетных данных, рейтинг по уровню развития информационного общества, уровень долговой устойчивости муниципального образования. У муниципалитетов есть стимул не только занять высокие позиции в рейтинге и получить признание своего профессионализма, но и привлечь дополнительные средства из областного бюджета. Среди 10 лучших муниципальных образований области распределяются межбюджетные трансферты в объеме 6 миллионов рублей.

С 2017 года за высокие достижения на федеральном уровне мы поощряем отличившиеся муниципалитеты стимулирующими дотациями из областного бюджета. В результате развивается здоровая конкуренция, которая является двигателем прогресса. Наши муниципалитеты неоднократно занимали высокие места на Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Оренбургские муниципалитеты — участники и призеры президентского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Федеральные гранты, полученные МО по результатам конкурса, используются ими по собственному усмотрению на дальнейшее развитие своих территорий. Кстати, за пять лет в бюджеты муниципальных образований в общей сложности поступило более 78 миллионов рублей денежных премий.

— Такие результаты еще и показатель хорошей подготовки кадров. Насколько тесно региональный Минфин взаимодействует с финансистами на местах? Проводите ли обучение?

— На протяжении ряда лет Министерство финансов Оренбургской области на регулярной основе проводит различные мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия с финансовыми органами муниципальных образований. Формат проведения таких мероприятий разнообразен: круглые столы, обучающие семинары, совещания в режиме видеоконференций.

Все мероприятия проводятся на системной основе. В начале года на совместном совещании утверждается план выездных встреч, совещаний и семинаров. По территориальному признаку все финансовые органы муниципальных образований распределены по методическим центрам проведения зональных круглых столов по обсуждению вопросов бюджетной политики и межбюджетных отношений: центральная, западная и восточная зоны по 12–14 территорий в каждой. На зональных круглых столах, которые проводятся в разных муниципальных образованиях по принципу ротации, встречаются сотрудники Министерства финансов области и руководители финансовых органов. На них обсуждаются новые вызовы бюджетной политики и межбюджетных отношений. В основном речь идет об особенностях исполнения доходной части местных бюджетов, об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов, рассматриваются вопросы формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, казначейское исполнение бюджета. В целях экономии времени и ресурсов в местах проведения зональных круглых столов одновременно проводятся обучающие семинары по вопросам планирования и исполнения местного бюджета для всех ГРБС.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться