Бюджетная политика города Саратова в сфере расходов направлена на рациональное управление бюджетными ресурсами. Такой подход обеспечивает безусловное исполнение установленных обязательств, сохранение финансовой устойчивости бюджета муниципалитета. О том, какие еще подходы город использует при исполнении текущего бюджета и при формировании бюджета на предстоящую трехлетку, журналу «Бюджет» рассказал председатель Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» Александр Сергеевич Струков.
— Александр Сергеевич, с какими трудностями город столкнулся при исполнении бюджета 2023 года?
— Основными проблемами при исполнении бюджета текущего года являются выпадающие доходы вследствие внесенных изменений в законодательство и кассовые разрывы. Последние связаны с тем, что срок уплаты имущественных налогов для физических лиц наступает 1 декабря 2023 года. Доля имущественных налогов физических лиц в общей сумме доходов города составляет порядка 17 процентов, и перенос поступлений существенной суммы доходов на четвертый квартал доставляет определенные трудности при оплате расходов.
С 1 января 2021 года отменена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. ЕНВД являлся одним из крупных и важных налогов для города. Поступления по нему составляли порядка 600 миллионов рублей ежегодно. Предполагалось, что выпадающие доходы по ЕНВД будут компенсированы доходами от патентной системы налогообложения. Однако поступления по последнему существенно меньше выпадающих доходов. Доход от патентной системы налогообложения составляет порядка 200 миллионов рублей. Таким образом, выпадающие доходы от отмены ЕНВД — порядка 400 миллионов рублей ежегодно c 2022 года.
В связи с возросшей потребностью содержать вновь введенные объекты социальной инфраструктуры, построенные тротуары, парки, скверы и зеленые зоны муниципальное образование вынуждено привлекать заемные средства, что приводит к росту муниципального долга. Частично решить проблему могло бы законодательное закрепление за регионами обязанности, а не права устанавливать норматив отчислений в местные бюджеты от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере, позволяющем компенсировать потери доходов местных бюджетов от отмены ЕНВД.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти