Версия для печати 398 Материалы по теме
Контрактная система: новшества 2024 года

В начале 2024 года в правилах проведения государственных и муниципальных закупок традиционно вступают в силу изменения. Их немного, но каждое из них значимо. И на практике для понимания обновленных норм придется обратиться не только к тексту Закона «О контрактной системе», но и к подзаконным актам и даже правоприменительной практике.

Дмитрий Александрович Казанцев, кандидат юридических наук

Изменений в тексте самого Закона № 44‑ФЗ нет так уж много. Например, часть 1 статьи 42 Закона № 44‑ФЗ дополнена подпунктом 24, в соответствии с которым в извещение о закупке с 1 января 2024 года нужно включать еще один раздел — предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации в части запрета участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий. Об этой поправке, безусловно, стоит знать всем заказчикам и не забывать о ней при проведении любых закупок. Однако едва ли ее можно назвать существенным изменением закупочных практик.

Стоит заметить, что объем корректировок Закона № 44‑ФЗ уменьшается. И это не просто так. В минувшем году Минфин России озвучил курс на стабилизацию регулирования и минимизацию корректировок. Проще говоря, по мнению профильного ведомства пришло время не изменять нормы закупочного законодательства, а учиться пользоваться существующими нормами.

Достижимость этой цели лучше оставить оценке практиков. Вместе с тем нельзя не отметить, что время экономической нестабильности неизбежно диктует внесение в действующее законодательство некоторых поправок.

Корректировки разрешаются

Постановление Правительства РФ № 680 разрешает при возникновении обстоятельств, не зависящих от воли сторон и делающих невозможным исполнение контракта, предметом которого является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, следующие корректировки:

  • продление срока исполнения контракта;
  • изменение объема и видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
  • замену строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы;
  • изменение отдельных этапов исполнения контракта;
  • установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
  • изменение порядка приемки и оплаты;
  • увеличение цены контракта без изменения объема;
  • изменение условий о порядке перечисления средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

Корректировка строительных контрактов

В качестве примера можно привести инициативу Минстроя России по внесению поправок в постановление Правительства РФ от 16 апреля 2022 года № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия». Срок действия этого постановления предложено продлить на 2024 год.

Для заказчиков и поставщиков такая поправка означает сохранение по крайней мере еще на один год возможности изменять цену, объем и виды строительных и ремонтных работ при исполнении государственных и муниципальных контрактов на закупку работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или сохранению объектов культурного наследия.

Поделиться