Вопросы эффективности предоставления субсидий в качестве мер государственной поддержки находятся на постоянном контроле Правительства РФ. Результаты оценки регулярно рассматривают на заседаниях Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Как организован мониторинг эффективности мер государственной поддержки, каковы перспективы развития этого инструмента, читайте в статье.
Эли Абубакарович Исаев, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, доцент, заслуженный экономист РФ
Справка
В соответствии со Сводной бюджетной росписью федерального бюджета по состоянию на 1 января 2024 года объем субсидий, предоставленных в 2023 году юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, составляет 1,717 трлн руб. По состоянию на 1 января 2023 года субсидий было направлено на сумму 1,377 трлн руб. То есть объем средств государственной поддержки увеличился почти на 340 млрд руб.
Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство для оценки эффективности субсидий используют модель, которая предполагает:
- анализ администратора субсидии, в том числе анализ нормативно-правового регулирования и мониторинг бюджетных процедур;
- анализ получателя субсидии, а именно мониторинг результатов использования субсидии и контрольных точек, а также анализ влияния субсидии на получателя и отрасль.
Таким образом, данная модель включает в себя четыре блока: 1) влияние субсидии на получателя и отрасль; 2) оценку достижения результата предоставления субсидии; 3) соблюдение бюджетных процедур; 4) нормативно-правовое регулирование предоставления субсидии.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти