Комитет финансов муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области — лауреат VII Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля». Муниципалитет стал первым в номинации «Прозрачный и понятный контроль». Развитие контрольной деятельности, важнейшие проекты, исполнение бюджета и недоработки ЕНП мы обсудили с председателем комитета финансов района Галиной Владимировной Давидюк.
Комитет финансов Киришского муниципального района (Ленинградская область) — победитель VII Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Прозрачный и понятный контроль»
— Галина Владимировна, поздравляем комитет финансов с победой. Расскажите, как у вас реализован внутренний муниципальный контроль?
— Наверное, я вас удивлю, но штатная численность комитета финансов предусматривает всего одного специалиста, который занимается контрольной деятельностью. Но, даже обладая такими небольшими ресурсами, при планировании контрольных мероприятий на очередной финансовый год мы стараемся охватить максимально возможное количество учреждений. В отдельных случаях мы привлекаем к проверкам сотрудников других наших структурных подразделений, компетенции и опыт которых могут быть необходимы при проведении контрольных мероприятий.
Мы первыми в Ленинградской области в 2020 году начали привлекать должностных лиц к административной ответственности[1], предусмотренной главой 15 КоАП РФ. За четыре года к ответственности привлечено 11 главных бухгалтеров учреждений за нарушение сроков представления годовой бухгалтерской отчетности, а также за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской отчетности.
Комитет финансов проводит разъяснительную работу с объектами контроля в ходе проведения контрольных мероприятий, в рамках ежегодных комиссий по результатам финансово-хозяйственной деятельности учреждений и предприятий, организует тематические семинары. Также комитет финансов в соответствии с заключенным соглашением осуществляет информационный обмен о нарушениях и проверках с правоохранительными органами. Думаю, все это и послужило решающими факторами для победы в номинации «Прозрачный и понятный контроль».
Комитет финансов имеет значительное количество полномочий, обладает необходимой независимостью и самостоятельностью, находится в непосредственном взаимодействии с администрацией Киришского района. Все это позволяет нам минимизировать возможные нарушения бюджетного законодательства, предотвращать незаконное использование денежных ресурсов, а также помогает рационально использовать средства местного бюджета.
— Как муниципалитет прошел 2023 год? С какими сложностями столкнулись при исполнении бюджета?
— Сегодня уже можно подвести итоги и проанализировать результаты исполнения бюджета за 2023 год. Консолидированный бюджет Киришского района исполнен по доходам в сумме 3,4 миллиарда рублей, по расходам также 3,4 миллиарда рублей. Это 99,9 и 98,6 процента от объема плановых назначений.
2023 год, конечно, был особенным в связи с введением ЕНС и ЕНП. Новые правила уплаты и администрирования налоговых платежей были призваны существенно облегчить положение налогоплательщиков, но, к сожалению, не был проработан вопрос, как такие глобальные изменения налогового администрирования повлияют на исполнение бюджетов всех уровней. С учетом рекомендаций вышестоящего финансового органа — Комитета финансов Ленинградской области — были приняты взвешенные управленческие решения в части обеспечения достаточных средств на счетах бюджетов наших муниципальных образований на начало 2023 года. Это позволило исполнить расходные обязательства в январе 2023 года по приоритетным направлениям: заработной плате и социальным выплатам.
В условиях введения ЕНС нам стало очень сложно прогнозировать доходные источники, в течение года нас ставили перед фактом списания налоговых доходов в связи с образовавшейся у налогоплательщиков переплатой по отдельным налогам. И я горжусь тем, что мы справились с этой ситуацией без привлечения бюджетных кредитов и не допустили кассовых разрывов. Все принятые бюджетные обязательства в рамках запланированных расходов по муниципальным программам и непрограммным расходам исполнены, за исключением обязательств, переходящих на очередной 2024 финансовый год. Долговые обязательства, а также просроченная кредиторская задолженность у Киришского района отсутствуют.
— Все ли проблемы ЕНС, с которыми сталкивались муниципалитеты в прошлом году, решены к настоящему времени?
— Увы, вопросы все еще остаются. Однако изменения, которые были внесены в Налоговый кодекс[2] в части приоритетного зачисления НДФЛ и недоимки по НДФЛ в соответствующие бюджеты, способствовали выравниванию поступлений относительно начала 2023 года. Хочу отметить, что эта законодательная инициатива была реализована благодаря первому заместителю председателя Правительства Ленинградской области — председателю Комитета финансов Р. И. Маркову с учетом мнения финансистов большинства российских регионов.
Что же касается недоработок законодательства, то к ним я по-прежнему могу отнести распределение налогов 28‑го числа месяца, в первую очередь в декабре. Это создает значительные риски для исполнения бюджетов при завершении финансового года, поэтому я очень рассчитываю, что в 2024 году необходимые изменения в налоговое законодательство будут внесены. В условиях актуальной на конец 2023 года редакции Налогового кодекса мы тщательно проанализировали и скорректировали кассовый план без учета декабрьских налоговых поступлений соответственно тем расходным обязательствам, которые необходимо было осуществить в последний месяц 2023 финансового года.
Еще один момент, на котором я хочу заострить внимание, — списание налоговых переплат. Например, в 2023 году мы столкнулись с ситуацией, когда Федеральное казначейство на основании распоряжения налогового органа списало со счета сельского поселения переплаты земельного налога за счет целевых межбюджетных трансфертов. Счет бюджета поселения практически был обнулен. Я считаю, что это недопустимо и также требует незамедлительного решения. Целевые межбюджетные трансферты, зачисленные в бюджет, должны иметь соответствующий признак без права списания.
— В таких условиях особенно важно увеличивать доходы бюджета. Какими инструментами пользуетесь?
— Администрация утвердила План мероприятий, направленных на рост доходов, оптимизацию расходов и совершенствование долговой политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. В нем определены меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет, а также по оптимизации бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики.
Среди мероприятий плана мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории города, выявление действующих у нас филиалов и представительств юридических лиц, зарегистрированных за пределами района, для обеспечения полноты и своевременности уплаты ими НДФЛ в консолидированный бюджет территории. Также мы ведем претензионно-исковую работу для взыскания задолженности по арендной плате за передачу в возмездное пользование муниципального имущества и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Как результат, за 2023 год общая сумма платежей в части налоговых и неналоговых доходов, поступившая в счет погашения задолженности, составила 2,7 миллиона рублей. А благодаря рабочей группе по снижению неформальной занятости погашена задолженность в сумме 47 миллионов рублей.
— Федерация сейчас предоставляет много возможностей для улучшения жизни в муниципалитетах за счет софинансирования. В каких программах и проектах участвует район?
— На протяжении ряда лет мы участвуем в реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». В 2023 году в его рамках благоустроена зона стелы парка «Прибрежный». Стоимость работ составила 25,8 миллиона рублей. В 2024 году мы планируем благоустроить общественную территорию у водного объекта — реки Волхов на сумму 30,9 миллиона рублей. Национальные проекты — важнейший механизм для развития разных сфер и государства в целом. Несомненно, они должны продолжать свою работу, в том числе и национальный проект «Жилье и городская среда».
В стране работают и другие инструменты софинансирования, которыми мы также успешно пользуемся. Из наиболее значимых проектов, реализованных в 2023 году, я бы хотела отметить два. Во-первых, в рамках федерального проекта «Создание условий для обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» мы завершили капитальный ремонт здания и благоустройство территории общеобразовательной школы № 3 в городе Кириши. В финансировании ремонтных работ и приобретении оборудования участвовали федеральный, региональный и муниципальный бюджеты. Общая стоимость проекта составила 204 миллиона рублей. Работы были завершены в полном объеме без нарушения сроков к 1 сентября 2023 года.
Во-вторых, в рамках региональной госпрограммы «Современное образование Ленинградской области» мы приступили к реновации детского сада № 6. Объем финансирования за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального района в течение
А уже за счет средств района мы провели ремонт оздоровительного лагеря «Орленок». Работы в корпусе «Чебурашка» были завершены в мае прошлого года. Мы провели полномасштабный ремонт помещений, инженерных сетей, кровли и фасадов, что обеспечило оптимальный уровень комфорта для детей. Стоимость работ составила 53 миллиона рублей. Обновленный корпус детского лагеря уже принял ребят в летнем сезоне 2023 года.
— В завершение нашего разговора расскажите, в чем отличия бюджета-2024 от главного финансового документа предшествующего периода?
— Здесь я, пожалуй, отвечу на примере Киришского городского поселения. В городском бюджете в этом году происходит снижение собственных доходов на пять процентов: с 637 миллионов рублей в 2023 году до 605 миллионов в этом году. Основная причина — снижение доходов от продажи имущества. При этом в бюджет города ежегодно поступают средства федерального и областного бюджетов на реализацию федеральных и региональных программ. В 2023 году эти поступления составили 75 миллионов рублей. В 2024 году мы ожидаем получить в 2,5 раза больше — 192 миллиона рублей.
Основные задачи бюджета на ближайший трехлетний период остались неизменными: финансирование потребностей жилищно-коммунального хозяйства, содержание и ремонт городских дорог. На эти статьи расходов приходится большая часть городского бюджета.
Необходимо отметить существенный рост расходов в 2024 году и в плановом периоде на физическую культуру и спорт. Деньги заложены на реконструкцию стадиона «Нефтяник» в рамках реализации отраслевого проекта «Развитие объектов физической культуры и спорта». Общая стоимость работ составит 465 миллионов рублей. Большая часть этой суммы поступит из регионального бюджета. Решение о предоставлении субсидии в размере 417 миллионов рублей было принято в преддверии проведения в 2025 году Дня образования Ленинградской области в городе Кириши благодаря поддержке губернатора А. Ю. Дрозденко.
Подготовила А. Ю. Ольховая
[1] Требование федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».
[2] Федеральный закон от 29 мая 2023 года № 196‑ФЗ.