Важнейшей частью работы органов местного самоуправления является построение и поддержание эффективной обратной связи с жителями. Сегодняшнее понимание обратной связи — это не только общение, но и реальное вовлечение граждан в муниципальную работу. Одним из современных механизмов такого вовлечения стало инициативное бюджетирование. В этом году этому инструменту исполняется 10 лет.
Виктор Борисович Кидяев, депутат Государственной думы, председатель Общероссийской ассамблеи развития территорий и общественного самоуправления, председатель Общероссийского Конгресса муниципальных образований, член Совета при Президенте России по развитию местного самоуправления
Включить инициативное бюджетирование в публичный отчет руководителей перед депутатами
А. Н. Козловский, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по промышленности и торговле, первый заместитель председателя Общероссийской ассамблеи развития территорий и общественного самоуправления
Инициативное бюджетирование — это важнейшая часть работы по построению системы обратной связи между гражданами и муниципальной властью. Очень многому научил национальный проект «Жилье и городская среда», в рамках которого организованы голосования по отбору проектов благоустройства. Уже сейчас сформировалась культура общественного участия по таким проектам, нередки споры и соревнования между проектами по одному объекту, практикуются дизайн-сессии, публичные защиты проектов.
Потенциал инициативного бюджетирования также состоит в том, что оно может стать элементом общественной оценки эффективности работы муниципальной власти. Будет целесообразным рекомендовать включать инициативное бюджетирование в структуру публичного отчета руководителей перед муниципальными депутатами. Такие отчеты транслируют в интернете, печатают в газетах, выходят на ТВ и радио. В результате граждане увидят, как проекты общественных активистов проходят отбор, как реализуются, что полезного для жителей они принесли. Это послужит также и популяризации главной цели инициативного бюджетирования — сотрудничества, соработничества граждан и власти.
Потенциал инициативного бюджетирования
Длительное время инициативное бюджетирование работало в России точечно. Муниципалитеты принимали решение о создании инициативных проектов как формы работы системы «открытого правительства», где прямое участие граждан в деятельности публичной власти, выработке и принятии управленческих решений — один из элементов широкого перечня требований к «открытому управлению».
Необходимость распространения опыта инициативного бюджетирования в целом на страну была поддержана главой государства В. В. Путиным. В результате в 2020 году при поддержке председателя Государственной думы В. В. Володина был принят законопроект, закрепивший общие рамочные нормы инициативного бюджетирования. И от имени всего муниципального сообщества и движения активных граждан на местах благодарю Президента России Владимира Владимировича Путина, председателя Государственной думы Вячеслава Викторовича Володина, всероссийскую политическую партию «Единая Россия» за продвижение инициативного бюджетирования на уровень федерального законодательного регулирования.
За прошедшие годы сформировалась определенная культура инициативного бюджетирования, отточенная практикой разработки проектов, взаимодействия с органами власти и спонсорами, привлечением граждан и контролем за ходом реализации. Статистика показывает, что механизм чаще всего применяется в решении вопросов благоустройства дворов и общественных пространств. В то же время в числе популярных сфер находятся дороги, транспорт, культура, детская инфраструктура и многое другое. Налицо сугубо практический потенциал инициативного бюджетирования — информирование публичной власти о наличии определенного общественного запроса по различным направлениям.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти