№ 3 март 2024 — 13 марта 2024

Оренбург: исполнение доходов бюджета в условиях масштабных изменений Налогового кодекса

город Оренбург

Версия для печати 315 Материалы по теме
Оренбург: исполнение доходов бюджета в условиях масштабных изменений Налогового кодекса

Подводя итоги прошедшего 2023 года, прежде всего хочется сказать, что год был непростым с самого начала и до последнего дня. И основная причина тому — масштабные изменения Налогового кодекса, которые ввели в нашу жизнь новые инструменты налогового администрирования — единый налоговый платеж и единый налоговый счет.

Юлия Викторовна Горошко, начальник отдела доходов Финансового управления администрации города Оренбурга

Новый порядок заполнения платежных поручений, новые сроки уплаты налогов и последовательность погашения налоговых обязательств, трудности (в самом начале) при сверке расчетов с бюджетом — с этого начался 2023 год. Делать ежемесячный прогноз поступлений налоговых доходов в местный бюджет в этих условиях было крайне сложно. Отсутствие у муниципалитетов актуальной информации о суммах переплат и недоимки налогоплательщиков, авансовых начислений за I, II и III кварталы 2023 года по налогам и т. д. — все создавало трудности и неопределенность. Нужно было работать активнее самим и более тесно взаимодействовать с налоговой службой и Министерством финансов области. Для этого на всех уровнях власти в отчетном году было проведено множество обучающих мероприятий, что в итоге помогало строить прогнозы и оценивать состояние бюджета.

Мобилизация доходов

Расскажу, как это было в городе Оренбурге и как нам удавалось наполнять местный бюджет доходами. Исполнение бюджета в январе — феврале 2023 года шло тяжело, впрочем, как и во всех муниципалитетах страны. В этот период осуществлялось списание денежных средств со счетов бюджетов в рамках поднятия сумм переплат налогоплательщиков на ЕНС и проведения возвратов в связи с предоставлением социальных и имущественных налоговых вычетов физическим лицам. В феврале 2023 года поступления налоговых доходов в бюджет городского округа имели отрицательное значение (рисунок 1).

К этим сложностям мы были заблаговременно готовы, остаток средств на счете на начало года помог стабилизировать ситуацию и обеспечить финансирование первоочередных расходов Оренбурга. Дальше приходилось надеяться только на эффективную работу муниципалитета по мобилизации доходов в бюджет. Расскажу об этих мероприятиях подробнее.

Во-первых, это проведение информационной работы в целях своевременного представления уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, а также о возможности получения налоговых уведомлений и требований об уплате задолженности через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Финансовый орган отрабатывал списки налогоплательщиков, не предоставивших налоговые уведомления. Разъяснительная работа проведена в отношении 625 налогоплательщиков, им были направлены памятки о порядке заполнения уведомления по ЕНП и сроках его предоставления. Оценить в суммовом выражении результат этой работы сложно, но мы уверены, что побуждение налогоплательщиков и напоминание о необходимости направления уведомлений в конечном счете положительно сказалось на поступлениях денежных средств в бюджет.

Во-вторых, это организация работы по информированию физических лиц о необходимости уплаты имущественных налогов. Справочная информация доводилась до руководителей организаций отраслей экономики, банковской, страховой и жилищной сфер, руководителей торговых объектов (комплексов) Оренбурга для размещения ее в местах массового посещения населения. Также информация печаталась на оборотной стороне платежных документов за жилищно-коммунальные услуги. В салонах общественного транспорта были расклеены листовки и транслировался тематический аудиоролик. Видеоролик демонстрировался на официальном интернет-портале Оренбурга, официальных пабликах администрации города в социальных сетях, в телеграм-канале «Оренбург.Официально», на уличных видеоэкранах торговых комплексов.

В этих же целях мы совместно с налоговыми органами проводили выездные мероприятия в сельских населенных пунктах, территориально относящихся к городу Оренбургу. За период с октября по ноябрь 2023 года было организовано семь таких выездов. Жители сел и поселков смогли получить консультационную помощь по вопросам начислений и уплаты имущественных налогов за 2022 год, а также при необходимости — дубликаты налоговых уведомлений. Взаимодействие с налоговыми органами в целях повышения собираемости налогов обеспечило поступление доходов на сумму 125,3 миллиона рублей.

Еще одно важное направление — это работа межведомственной рабочей группы и комиссии по вопросу уплаты налогов. Общая сумма налоговой задолженности по 862 налогоплательщикам, рассматриваемая на заседаниях и в дистанционном формате — 217,4 миллиона рублей, сумма погашенной задолженности — 116 миллионов рублей, в том числе в бюджет города Оренбурга — 80,4 миллиона рублей.

Четвертое направление — это мониторинг своевременности расчетов с работниками предприятий города по оплате труда. Данная работа способствовала получению более полного объема поступлений в городскую казну бюджетообразующего налога — НДФЛ. Результатом стало погашение задолженности по заработной плате на общую сумму 49,3 миллиона. Информацию о нарушениях трудового законодательства, которая поступала в администрацию Оренбурга от граждан, мы направляли в Государственную инспекцию труда по Оренбургской области, прокуратуру города Оренбурга.

В 2023 году на телефон доверия по фактам нарушения трудового законодательства работодателями поступило 38 обращений. По 21 из них проведены консультации по порядку оформления и расторжения трудовых отношений, выплатам в случаях сокращения штата сотрудников и прочим вопросам трудового законодательства. По 17 — направлены запросы и проведены беседы с руководителями организаций, нарушающими сроки выплаты заработной платы или выплачивающими ее не в полном объеме, использующими труд наемных работников без оформления трудовых договоров.

Земельный контроль

Большая работа в 2023 году проведена в рамках муниципального земельного контроля. Здесь наша основная задача — это выявление нерационально используемых земель, самовольное занятие земельных участков. По этому направлению в отчетном году проведено более 2,1 тысячи проверок использования земельных участков. В том числе 1,9 тысячи проверок — в отношении фактического состояния и целевого использования земельных участков на праве аренды и подлежащих выкупу, 78 — по обращениям физических и юридических лиц и 97 проверок гаражных кооперативов по вопросам взыскания арендной платы и неосновательного обогащения. Общее количество проверок, по которым выданы предостережения об устранении выявленных нарушений, составило 46 единиц.

В результате проделанной работы бюджет Оренбурга в 2023 году пополнился на 15 миллионов рублей. Это арендная плата за фактическое использование земель.

Дебиторская задолженность

В 2023 году мы много работали с дебиторской задолженностью по неналоговым доходам и сокращением ее объемов. Для повышения эффективности этой работы администраторы доходов утвердили регламенты по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним. Регламенты разработаны в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России приказом от 18 ноября 2022 года № 172н.

Дополнительно в бюджет получено 45,3 миллиона рублей, в том числе от:

  • претензионно-исковой работы, взаимодействия со службой судебных приставов по взысканию арендной платы за землю, наем жилых помещений (22 миллиона);
  • участия в судебных заседаниях и улучшения взаимодействия со службой судебных приставов по арендной плате за муниципальное имущество (19,6 миллиона);
  • заседаний комиссий по вопросам погашения задолженности по арендной плате за муниципальное имущество, предоставление права на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта и рекламных конструкций (3,7 миллиона).

Взаимодействие с собственниками нежилых помещений по вопросу досрочного погашения обязательств по договорам купли-продажи нежилых помещений обеспечило поступление в бюджет в 2023 году 32,7 миллиона рублей.

Сюрпризы ЕНП

Работа на местном уровне была проделана немалая, но все же доля налоговых доходов бюджета многократно больше неналоговых доходов (в семь раз, или 87,5% общей суммы налоговых и неналоговых доходов 2023 года). В связи с чем на исполнение доходов местного бюджета в первую очередь влияет изменение налогового законодательства.

По март 2023 года включительно наблюдалось значительное снижение налоговых поступлений в местный бюджет: минус 28,8%, это 394,3 миллиона рублей к аналогичному периоду предшествующего года. Кроме заметного снижения средств местного бюджета, сильное отрицательное влияние на бесперебойное финансирование расходных обязательств, утвержденных в решении о бюджете, оказывал единый срок уплаты ЕНП — 28-е число месяца. По итогам первого полугодия 2023 года ситуация заметно улучшилась — в доход бюджета плюсом к факту шести месяцев 2022 года зачислено налоговых доходов на 4%, или 122,4 миллиона рублей больше.

В целях адаптации к переходу на новый порядок уплаты налогов и сборов был принят Федеральный закон от 29 мая 2023 года № 196‑ФЗ, устанавливающий приоритет НДФЛ, перечисляемого налоговыми агентами, перед иными платежами. Безусловно, принятие закона положительно сказалось на поступлении НДФЛ в бюджет Оренбурга в 2023 году, темп роста поступлений к факту 2022 года составил 115,1%, а доля НДФЛ в общей сумме налоговых доходов в 2023 году увеличилась до 48,1% против 44,4% в 2022 году (рисунок 2).

Вместе с увеличением доли НДФЛ в налоговых доходах бюджета в 2023 году произошло увеличение и доли налога на имущество физических лиц до 4,3% против 3,5% в 2022 году (рисунок 2). Здесь нововведения также положительно сказались на увеличении поступлений в бюджет и на снижении задолженности, так как наличие отрицательного сальдо на ЕНС не позволяет налогоплательщикам оплатить текущие и предстоящие платежи без погашения задолженности прошлых лет.

Однако по итогам года в бюджете Оренбурга доля налогов на совокупный доход заметно уменьшилась — до 38,2% против 40,7% в 2022 году (рисунок 2), а поступления налогов в бюджет даже не достигли уровня 2022 года. Законодательные изменения от 31 июля 2023 года (Федеральный закон № 389‑ФЗ) внесли новые поправки в Налоговый кодекс, при этом часть изменений вступила в силу ретроспективно с 1 января. А именно с 1 января 2023 года налогоплательщикам стало возможным уменьшать суммы налога (авансовых платежей по налогу) по упрощенной и по патентной системе налогообложения, исчисленной за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование без необходимости их фактической уплаты на момент уменьшения суммы налога. Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, у которых патент истекал 30 и 31 декабря 2023 года, срок уплаты суммы налога перенесен на первый рабочий день 2024 года — не позднее 9 января 2024 года.

Таким образом, уплаченные в 2023 году суммы налога, взимаемого по патентной системе, были изъяты из местного бюджета и направлены на ЕНС в качестве переплаты, а зачислены в первые дни 2024 года. Данный факт был неожидан. Учитывая, что налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, входит в ЕНП, мы ожидали поступления по нему в дату уплаты налогов по ЕНП — 28 декабря 2023 года. В случае если на законодательном уровне не исправят правила уплаты налога за патент, то нам предстоит учесть этот факт при прогнозировании доходов на будущее.

Срок уплаты ЕНП — 28-е число — создает большие риски для бюджетов, поскольку он выпадает на последние рабочие дни года, что ставит под сомнение исполнение в полном объеме расходов, а также возможны риски неисполнения доходных параметров бюджетов. По итогам 2023 года бюджет города Оренбурга был исполнен по налоговым и неналоговым доходам на 99,5%, или с ростом к 2022 году на 5%.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что все мы на протяжении года менялись в парадигме изменений налоговых и бюджетных правоотношений. Но финансовой системе государства потребуется большее количество времени для полной адаптации к нововведениям для обеспечения ритмичности поступлений доходов в бюджеты и возможности их качественного прогнозирования, получения информации для корректного аналитического сравнения.

Поделиться