25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6832 Материалы по теме
лагунов
Городское поселение – муниципальное образование город Светлоград Петровского района Ставропольского края одновременно является районным центром Петровского муниципального района Ставропольского края. Взаимоотношения государственной власти субъекта и любого поселения края, в том числе и нашего, выстраиваются на основе закона Ставропольского края от 27 февраля 2008 г. № 6-кз «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае».
Вячеслав ЛАГУНОВ, глава города Светлограда

Субъект оказывает помощь нашему поселению (как и другим в крае) через участие в различных программах и конкурсах, в том числе на условиях софинансирования. При поддержке краевого правительства за последние два-три года удалось решить ряд серьезных проблем города. В частности, за счет средств краевого бюджета успешно решаются вопросы водоснабжения и водоотведения. Проведенная реконструкция Светлоградского группового водопровода позволила надолго снять проблему обеспечения жителей и промышленных объектов водой. Край на указанные цели в 2005–2007 гг. выделил 194,4 млн руб. В этом году за счет краевых средств (31 млн руб.) ведется канализование старых улиц города. За счет участия в краевой программе «Энергосбережение» приобретены и установлены на улицах города 2 050 новых энергосберегающих фонарей уличного освещения.
В Ставропольском крае раньше, чем в подавляющем большинстве других субъектов РФ, вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как и в любом новом деле, которое начинается практически с нуля, при реализации данного закона возникло множество трудностей, но сейчас все они успешно преодолены. Большая нагрузка была и у депутатского корпуса при формировании муниципальной законодательной базы. В 2006–2007 гг. на заседаниях Светлоградского городского Совета принималось по 15–18 нормативных актов.
Сегодня уже нужно говорить о качестве выполняемых полномочий, а здесь имеется множество проблем, обусловленных в основном недостаточным финансированием. Особенно остро это ощущается в сфере содержания и ремонта автодорог, платы за уличное освещение, обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организации благоустройства и озеленения, ЖКХ.
После вступления Федерального закона № 131-ФЗ в силу распоряжениями губернатора Ставропольского края всем поселениям было передано имущество, которое в соответствии с вышеназванным законом должно принадлежать муниципальным рай­онам, городским округам и поселениям. Не решенным пока остается вопрос с краевыми государственными унитарными предприятиями – «Ставрополькрайводоканал», «Ставрополькоммунэлектро», «Краевой теплоэнергетический комплекс», – подразделения которых находятся на территории города. В ближайшей перспективе они должны быть переданы муниципалитетам или преобразованы в акционерные общества. Передача муниципалитетам имущества ГУП позволит более эффективно им распорядиться на местах, однако это приведет к огромной разнице в тарифах на территории поселений. Например, сегодня действует единый краевой тариф на воду, равный 25 руб. 08 коп. за 1 куб. м. А в Светлограде вода подается по магистрали протяженностью 56 км трех­уровневой системой насосов, себестоимость воды при этом составляет порядка 60 руб. за 1 куб. м.
Город является центром аграрного района, поэтому практически вся экономика ориентирована на производство и переработку сельхозпродукции. После банкротства двух сельхозпредприятий, предприятия воен-
но-промышленного комплекса и молокозавода возникли трудности с наполнением местного бюджета. Основной задачей стало сохранение старых и создание новых рабочих мест. В результате ставка была сделана на малый и средний бизнес, который сегодня в Светлограде развивается успешно.
Ведущее место в экономике города занимают как давно работающие предприятия и организации (ОАО «Светлоградагромаш», ЗАО «Мясокомбинат “Светлоградский”», маслоэкстракционный завод «Класко», текстильно-галантерейная фабрика «Светлоградгарант»), так и вновь созданные (филиал «НД-техник» – крахмалопаточный завод, ООО «Петровские нивы» – производство муки и макарон, предприятие по производству муки и растительного масла «Корона Ставрополья», ООО «Бумажная фабрика»). Привлекаются инвестиции для двух новых производств – завода по выпуску строительных материалов и завода по изготовлению листового стекла.
Основными источниками наполнения бюджета являются отчисления от налога на доходы физических лиц, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Собираемость этих налогов сегодня довольно высока и превышает расчетные плановые показатели.
Оборот организаций по видам экономической деятельности (показатели крупных и средних предприятий) по муниципальному образованию город Светлоград в 2006 г. составил 1 590 880,7 тыс. руб., в 2007 г. – 1 989 794,7 тыс. (рост 125,1%). Рост в 2008 г. к соответствующему периоду 2007 г. – 118,7%.
Администрация муниципального образования город Светлоград тесно сотрудничает с налоговыми службами – краевой и межрайонной ИФНС № 3 по Ставропольскому краю, находящимися соответственно на расстоянии 85 и 50 км от нашего города. Удаленность создает определенные неудобства, увеличивая время прохождения документов, необходимых не только для формирования бюджета поселения, но и для работы с налогоплательщиками. Постановлением главы города Светлограда от 12 марта 2007 г. № 194 утвержден состав комиссии по обеспечению своевременности и полноты сбора налогов, арендной платы за землю и других платежей в бюджет. Для получения лучших результатов принято и согласовано с налоговой службой решение о проведении заседаний комиссий в здании налоговой службы города Светлограда, куда приглашаются все недоимщики.
Комиссия работает в тесном контакте со службой судебных приставов, мировыми судьями, прокуратурой. Два наших финансовых работника входят в состав районной комиссии по совершенствованию платежей и расчетов, в которой также ведется работа как с недоимщиками, так и с теми юридическими и физическими лицами (предпринимателями), которые выплачивают своим сотрудникам заработную плату ниже прожиточного минимума. В случае неявки и игнорирования решений комиссий материалы передаются судебным приставам, мировым судь­ям, прокуратуре.
От налоговых органов и органов статистики данные для составления бюджета поселения поступают своевременно, но не в том объеме, в каком необходимо для планирования. Это связано и с налоговой тайной, и с уменьшением объемов информации, получаемой органами статистики только от крупных и средних предприятий. Что касается малых предприятий, то Федеральная служба государственной статистики Ставропольского края вправе проводить их обследования не чаще одного раза в пять лет, да и то не все они подлежат обязательному статобследованию. Поэтому при планировании бюджета Светлограда с учетом доходов, поступающих от малых предприятий, показатели, к сожалению, неточны, поскольку постоянное или хотя бы ежегодное отслеживание органами статистики данных по всем малым предприятиям города отсутствует по объективным причинам, несмотря на то что цена подхода к реальному планированию в условиях разразившегося мирового финансово-экономического кризиса становится очень высокой. И это связано прежде всего с неотложными расходами бюджета.
К числу неотложных относятся расходы, связанные с выплатой заработной платы и исполнением договорных обязательств при погашении текущей задолженности за коммунальные и другие услуги. На протяжении ряда лет в муниципальном образовании нет просроченной кредиторской задолженности. Необоснованной дебиторской задолженности мы также стараемся не допускать. Неотложные расходы – это также и расходы, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, чрезвычайными ситуациями, выполнением предписаний пожарных служб, ГИБДД и др. В целом же средств явно недостаточно. Не хватает даже на самое необходимое: на ремонт автодорог, объектов культуры, обеспечение жильем.
К подготовительной работе по составлению трехлетнего бюджета приступили в 2007 г., для чего изначально был утвержден порядок ведения ре­естра расходных обязательств. В текущем финансовом году перед его формированием проведена инвентаризация расходных обязательств города с точки зрения наличия нормативно-правового регулирования, предусматриваемых в бюджете расходов, однако к составлению трехлетнего бюджета еще не приступали.
В этом году муниципальное образование принимает участие в конкурсе, который субъект проводит среди поселений края в рамках программы реформирования муниципальных финансов. Одним из обязательных условий участия в конкурсе является финансовое планирование на среднесрочную перспективу. Нашим планом реформирования предусматривались:
оценка объемов обязательств, регулирование механизмов их реализации в среднесрочном финансовом плане;
разработка, утверждение, осуществление порядка расчета объемов расходов бюджета Светлограда на реализацию соответствующих расходных обязательств;
упорядочение муниципальных рас­ходов и муниципальной нор­ма­тивно-правовой базы,
регулирующей расходные обязатель­ства.
Все намеченное выполнено. Ожидаемый эффект достигнут, в результате удалось повысить качество бюджетного планирования, уменьшить отклонения параметров бюджета на очередной финансовый год от параметров, утвержденных на среднесрочную перспективу.
Благодаря участию в программе реформирования в нашем муниципальном образовании проведена большая работа по организации бюджетирования, ориентированного на результат. Начат переход к управлению бюджетными результатами с использованием их при формировании бюджета Светлограда. Повышена эффективность бюджетных расходов за счет ориентации на достижение общественно значимых позиций в соответствии с приоритетами бюджетной политики. Выросли ответственность и профессионализм работников администрации города.
По условиям программы реформирования муниципальных финансов в текущем году дважды проведены опросы населения, что обусловило выбор приоритетных направлений при формировании бюджета. По результатам конкурса в бюджет города в текущем году от субъекта дополнительно поступит свыше 2 млн руб.
Кроме того, Светлоград дважды входил в десятку лучших среди 295 муниципальных образований края в конкурсе по стимулированию муниципальных финансов. По результатам этого конкурса в бюджет города дополнительно поступило 0,8 млн руб.
Муниципальное образование город Светлоград принимает участие в реализации подпрограммы «Молодая семья» федеральной целевой программы «Жилище». Однако финансовых средств всех уровней бюджетов хватает на обеспечение жильем лишь девяти молодых семей в год (2007–2008 гг.), а на очереди – 233 семьи. Если нуждающиеся будут обеспечиваться жильем такими темпами, очередь растянется на 26 лет. Мы готовы увеличить свой уровень софинансирования в 2–3 раза, но из федерального и краевого бюджетов средств поступает недостаточно. Много лет существует и другая очередь – общая, на улучшение жилищных условий, а также для малоимущих и малообеспеченных граждан, в которой числится 570 человек. Средства на эти цели в бюджете муниципального образования не просчитывались из-за их недостаточности в течение последних 20 лет.
Демографическая ситуация в Светлограде медленно, но улучшается: рождаемость имеет тенденцию к росту, а смертность – к снижению.
Оказание социальной помощи городской администрацией поселения действующим законодательством не отнесено к ее полномочиям. Социальная политика является прерогативой органов государственной власти Российской Федерации. В некоторой части полномочия нормативно-правовыми актами субъектов переданы на уровень муниципальных районов и городских округов. Соответственно и финансовые средства на оказание социальной помощи закладываются лишь в вышеуказанные уровни бюджетов. Администрации поселений в условиях дотационности и хронической нехватки финансов не имеют возможности изыскивать средства для формирования муниципальных социальных программ, а оказание разовой, индивидуальной помощи чревато нарушением законодательства. Поселения необходимо наделить полномочиями в сфере реализации социальной политики и финансовыми средствами для их осуществления, закрепить за данным уровнем часть собираемых налогов, и только после этого говорить о реальной работе с социально незащищенными слоями населения.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно