Версия для печати 10076 Материалы по теме
сауль
Светлана САУЛЬ,
начальник Юридического управления Федерального казначейства

нерубайло
Олег НЕРУБАЙЛО,
заместитель начальника Юридического управления Федерального казначейства

История юридической службы Федерального казначейства началась с издания приказа Министерства финансов РФ от 12 февраля 1998 г. № 26 «О порядке организации и ведения Министерством финансов РФ работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах». Именно после появления этого документа в территориальных управлениях Федерального казначейства стали создаваться отделы, осуществляющие правовое сопровождение деятельности органов Федерального казначейства, и начала зарождаться единая система правовой поддержки системы Федерального казначейства.
До выделения Федерального казначейства в самостоятельную службу и создания в центральном аппарате Юридического управления главной задачей юристов органов Федерального казначейства было представление интересов Минфина России и Правительства РФ в судебных органах. Перед начальниками юридических отделов стояла нелегкая задача по налаживанию взаимодействия с судебными и правоохранительными органами, службой судебных приставов. При только создающемся бюджетном законодательстве, регулировавшем в те годы бюджетный процесс, это сделать было сложно, так как в процессе работы приходилось не только самим изучать новые законы, но и доносить эту информацию до других. В 1998 г. правовое сопровождение в системе Казначейства России осуществляло не более 50 человек, в 2008 г. – уже 1 200.
За относительно краткий срок существования юридические отделы органов Федерального казначейства, созданные с целью защиты интересов Минфина России, стали важной частью Федерального казначейства и превратились в централизованную функциональную систему. На базе юридических отделов территориальных органов возникла единая юридическая служба Федерального казначейства, основным функциональным назначением которой стало оперативное правовое обеспечение деятельности Федерального казначейства.
Сложившаяся к настоящему времени организационно-функциональная структура юридической службы Федерального казначейства представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень системы правового обеспечения деятельности Казначейства России и его органов составляют руководитель Федерального казначейства и Юридическое управление. Возглавляет систему руководитель Федерального казначейства, который ставит задачи непосредственно перед Юридическим управлением и получает от него соответствующую отчетность. Основным организационно-функциональным назначением Юридического управления помимо правового обеспечения деятельности центрального аппарата является координация правовой работы юридических отделов управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (УФК), методологическое обеспечение, сбор, свод и анализ отчетности по этой работе в масштабах всего казначейства, а также представление сводной отчетности и результатов ее анализа руководителю Федерального казначейства.
Второй уровень формируют юридические отделы УФК, основным ор­ганизационно-функциональным назначением которых помимо правового обеспечения деятельности самого управления являются:
координация деятельности юристов, работающих непосредственно в отделениях, правовых центрах при юридическом отделе и правовых центрах, находящихся в так называемых удаленных рабочих местах;
методологическое обеспечение их правовой работы;
сбор, свод и оценка отчетности по правовой работе в масштабах УФК, а также представление сводной отчетности Юридическому управлению.
И наконец, третий уровень правового обеспечения составляют юристы, работающие непосредственно в отделениях Федерального казначейства, правовых центрах, образованных при юридическом отделе УФК либо расположенных в удаленных рабочих местах. Основным назначением этих организационно-функциональных единиц является правовое обеспечение деятельности отделений УФК и представление отчетности юридическому отделу УФК.
Благодаря эффективной работе юридические отделы органов Федерального казначейства обеспечили квалифицированное правовое сопровождение перехода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства, в том числе в тех субъектах РФ, кассовое обслуживание исполнения бюджетов которых органами Федерального казначейства началось только с 1 января 2006 г. Высокая оценка правового обеспечения подтверждается тем фактом, что указанный переход произошел без каких-либо конфликтных ситуаций и судебных споров.
Важным направлением работы в те годы было представление в судах интересов Минфина России. В принципе эта работа не связана с непосредственной деятельностью Федерального казначейства, однако ее роль и значимость необходимо оценивать с позиции общегосударственных интересов, защита которых посредством участия в судебных спорах по искам к казне Российской Федерации (учитывая постоянно растущие суммы исков) крайне важна. Отметим, что эффективность работы в данном направлении в последнее время значительно возросла.
Уже третий год юридические отделы Федерального казначейства занимаются отработкой механизма единообразного правоприменения положений Бюджетного кодекса РФ, регулирующих отношения, которые связаны с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств в условиях кассового обслуживания исполнения этих бюджетов Федеральным казначейством. В рамках этой работы в соответствии с приказом Федерального казначейства от 1 сентября 2006 г. № 172 (впоследствии приказом Федерального казначейства от 24 апреля 2008 г. № 103) создана система мониторинга исполнения указанных судебных актов по всей стране.
Основной целью создания данной системы является оценка эффективности законодательно установленного механизма безусловного и своевременного исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений, прежде всего федеральных.
Проведена большая работа с судами всех уровней с целью достижения единообразного правоприменения положений гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, благодаря чему удалось довести своевременность исполнения указанных судебных актов с 47% в 2006 г. до 89% в 2008 г.
Свой 10-летний юбилей юридическая служба Федерального казначейства отметила на состоявшемся в октябре в Сочи Всероссийском семинаре-совещании. В мероприятии приняли участие руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, руководители и начальники юридических отделов территориальных органов Федерального казначейства, представители Минфина России, Генеральной прокуратуры РФ и следственного комитета, Высшего Арбитражного Суда, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной антимонопольной службы.
В рамках семинара-совещания был проведен тренинг, главная цель которого заключалась в формировании командного духа юристов, укреплении корпоративного духа юридической службы в целом. В тренинге участвовали семь команд, сформированных на базе семи федеральных округов. Великолепная подготовка команд, их энтузиазм и самоотдача поразили не только организаторов, но и гостей мероприятия. Итоги проведенного семинара позволяют с оптимизмом смотреть в будущее молодой во всех отношениях и бурно развивающейся юридической службы Федерального казначейства.
Роль юриста в финансовой сфере постоянно растет. В настоящее время сотрудник юридического отдела территориального органа Федерального казначейства – это в первую очередь человек, хорошо знающий не только бюджетное законодательство, но и функциональные основы Федерального казначейства, активно участвующий в решении задач, поставленных руководством Федерального казначейства. За прошедший период юридическая служба Федерального казначейства прошла путь от подразделений УФК, решающих в основном локальные задачи, до службы, основным назначением которой стало правовое обеспечение всех функций Федерального казначейства.
Поделиться