Светлана САУЛЬ,
начальник Юридического управления Федерального казначейства
Олег НЕРУБАЙЛО,
заместитель начальника Юридического управления Федерального казначейства
История юридической службы Федерального казначейства началась с издания приказа Министерства финансов РФ от 12 февраля 1998 г. № 26 «О порядке организации и ведения Министерством финансов РФ работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах». Именно после появления этого документа в территориальных управлениях Федерального казначейства стали создаваться отделы, осуществляющие правовое сопровождение деятельности органов Федерального казначейства, и начала зарождаться единая система правовой поддержки системы Федерального казначейства.
До выделения Федерального казначейства в самостоятельную службу и создания в центральном аппарате Юридического управления главной задачей юристов органов Федерального казначейства было представление интересов Минфина России и Правительства РФ в судебных органах. Перед начальниками юридических отделов стояла нелегкая задача по налаживанию взаимодействия с судебными и правоохранительными органами, службой судебных приставов. При только создающемся бюджетном законодательстве, регулировавшем в те годы бюджетный процесс, это сделать было сложно, так как в процессе работы приходилось не только самим изучать новые законы, но и доносить эту информацию до других. В 1998 г. правовое сопровождение в системе Казначейства России осуществляло не более 50 человек, в 2008 г. – уже 1 200.
За относительно краткий срок существования юридические отделы органов Федерального казначейства, созданные с целью защиты интересов Минфина России, стали важной частью Федерального казначейства и превратились в централизованную функциональную систему. На базе юридических отделов территориальных органов возникла единая юридическая служба Федерального казначейства, основным функциональным назначением которой стало оперативное правовое обеспечение деятельности Федерального казначейства.
Сложившаяся к настоящему времени организационно-функциональная структура юридической службы Федерального казначейства представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень системы правового обеспечения деятельности Казначейства России и его органов составляют руководитель Федерального казначейства и Юридическое управление. Возглавляет систему руководитель Федерального казначейства, который ставит задачи непосредственно перед Юридическим управлением и получает от него соответствующую отчетность. Основным организационно-функциональным назначением Юридического управления помимо правового обеспечения деятельности центрального аппарата является координация правовой работы юридических отделов управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (УФК), методологическое обеспечение, сбор, свод и анализ отчетности по этой работе в масштабах всего казначейства, а также представление сводной отчетности и результатов ее анализа руководителю Федерального казначейства.
Второй уровень формируют юридические отделы УФК, основным организационно-функциональным назначением которых помимо правового обеспечения деятельности самого управления являются:
координация деятельности юристов, работающих непосредственно в отделениях, правовых центрах при юридическом отделе и правовых центрах, находящихся в так называемых удаленных рабочих местах;
методологическое обеспечение их правовой работы;
сбор, свод и оценка отчетности по правовой работе в масштабах УФК, а также представление сводной отчетности Юридическому управлению.
И наконец, третий уровень правового обеспечения составляют юристы, работающие непосредственно в отделениях Федерального казначейства, правовых центрах, образованных при юридическом отделе УФК либо расположенных в удаленных рабочих местах. Основным назначением этих организационно-функциональных единиц является правовое обеспечение деятельности отделений УФК и представление отчетности юридическому отделу УФК.
Благодаря эффективной работе юридические отделы органов Федерального казначейства обеспечили квалифицированное правовое сопровождение перехода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства, в том числе в тех субъектах РФ, кассовое обслуживание исполнения бюджетов которых органами Федерального казначейства началось только с 1 января 2006 г. Высокая оценка правового обеспечения подтверждается тем фактом, что указанный переход произошел без каких-либо конфликтных ситуаций и судебных споров.
Важным направлением работы в те годы было представление в судах интересов Минфина России. В принципе эта работа не связана с непосредственной деятельностью Федерального казначейства, однако ее роль и значимость необходимо оценивать с позиции общегосударственных интересов, защита которых посредством участия в судебных спорах по искам к казне Российской Федерации (учитывая постоянно растущие суммы исков) крайне важна. Отметим, что эффективность работы в данном направлении в последнее время значительно возросла.
Уже третий год юридические отделы Федерального казначейства занимаются отработкой механизма единообразного правоприменения положений Бюджетного кодекса РФ, регулирующих отношения, которые связаны с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств в условиях кассового обслуживания исполнения этих бюджетов Федеральным казначейством. В рамках этой работы в соответствии с приказом Федерального казначейства от 1 сентября 2006 г. № 172 (впоследствии приказом Федерального казначейства от 24 апреля 2008 г. № 103) создана система мониторинга исполнения указанных судебных актов по всей стране.
Основной целью создания данной системы является оценка эффективности законодательно установленного механизма безусловного и своевременного исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений, прежде всего федеральных.
Проведена большая работа с судами всех уровней с целью достижения единообразного правоприменения положений гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, благодаря чему удалось довести своевременность исполнения указанных судебных актов с 47% в 2006 г. до 89% в 2008 г.
Свой 10-летний юбилей юридическая служба Федерального казначейства отметила на состоявшемся в октябре в Сочи Всероссийском семинаре-совещании. В мероприятии приняли участие руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, руководители и начальники юридических отделов территориальных органов Федерального казначейства, представители Минфина России, Генеральной прокуратуры РФ и следственного комитета, Высшего Арбитражного Суда, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной антимонопольной службы.
В рамках семинара-совещания был проведен тренинг, главная цель которого заключалась в формировании командного духа юристов, укреплении корпоративного духа юридической службы в целом. В тренинге участвовали семь команд, сформированных на базе семи федеральных округов. Великолепная подготовка команд, их энтузиазм и самоотдача поразили не только организаторов, но и гостей мероприятия. Итоги проведенного семинара позволяют с оптимизмом смотреть в будущее молодой во всех отношениях и бурно развивающейся юридической службы Федерального казначейства.
Роль юриста в финансовой сфере постоянно растет. В настоящее время сотрудник юридического отдела территориального органа Федерального казначейства – это в первую очередь человек, хорошо знающий не только бюджетное законодательство, но и функциональные основы Федерального казначейства, активно участвующий в решении задач, поставленных руководством Федерального казначейства. За прошедший период юридическая служба Федерального казначейства прошла путь от подразделений УФК, решающих в основном локальные задачи, до службы, основным назначением которой стало правовое обеспечение всех функций Федерального казначейства.
начальник Юридического управления Федерального казначейства
Олег НЕРУБАЙЛО,
заместитель начальника Юридического управления Федерального казначейства
История юридической службы Федерального казначейства началась с издания приказа Министерства финансов РФ от 12 февраля 1998 г. № 26 «О порядке организации и ведения Министерством финансов РФ работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах». Именно после появления этого документа в территориальных управлениях Федерального казначейства стали создаваться отделы, осуществляющие правовое сопровождение деятельности органов Федерального казначейства, и начала зарождаться единая система правовой поддержки системы Федерального казначейства.
До выделения Федерального казначейства в самостоятельную службу и создания в центральном аппарате Юридического управления главной задачей юристов органов Федерального казначейства было представление интересов Минфина России и Правительства РФ в судебных органах. Перед начальниками юридических отделов стояла нелегкая задача по налаживанию взаимодействия с судебными и правоохранительными органами, службой судебных приставов. При только создающемся бюджетном законодательстве, регулировавшем в те годы бюджетный процесс, это сделать было сложно, так как в процессе работы приходилось не только самим изучать новые законы, но и доносить эту информацию до других. В 1998 г. правовое сопровождение в системе Казначейства России осуществляло не более 50 человек, в 2008 г. – уже 1 200.
За относительно краткий срок существования юридические отделы органов Федерального казначейства, созданные с целью защиты интересов Минфина России, стали важной частью Федерального казначейства и превратились в централизованную функциональную систему. На базе юридических отделов территориальных органов возникла единая юридическая служба Федерального казначейства, основным функциональным назначением которой стало оперативное правовое обеспечение деятельности Федерального казначейства.
Сложившаяся к настоящему времени организационно-функциональная структура юридической службы Федерального казначейства представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень системы правового обеспечения деятельности Казначейства России и его органов составляют руководитель Федерального казначейства и Юридическое управление. Возглавляет систему руководитель Федерального казначейства, который ставит задачи непосредственно перед Юридическим управлением и получает от него соответствующую отчетность. Основным организационно-функциональным назначением Юридического управления помимо правового обеспечения деятельности центрального аппарата является координация правовой работы юридических отделов управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (УФК), методологическое обеспечение, сбор, свод и анализ отчетности по этой работе в масштабах всего казначейства, а также представление сводной отчетности и результатов ее анализа руководителю Федерального казначейства.
Второй уровень формируют юридические отделы УФК, основным организационно-функциональным назначением которых помимо правового обеспечения деятельности самого управления являются:
координация деятельности юристов, работающих непосредственно в отделениях, правовых центрах при юридическом отделе и правовых центрах, находящихся в так называемых удаленных рабочих местах;
методологическое обеспечение их правовой работы;
сбор, свод и оценка отчетности по правовой работе в масштабах УФК, а также представление сводной отчетности Юридическому управлению.
И наконец, третий уровень правового обеспечения составляют юристы, работающие непосредственно в отделениях Федерального казначейства, правовых центрах, образованных при юридическом отделе УФК либо расположенных в удаленных рабочих местах. Основным назначением этих организационно-функциональных единиц является правовое обеспечение деятельности отделений УФК и представление отчетности юридическому отделу УФК.
Благодаря эффективной работе юридические отделы органов Федерального казначейства обеспечили квалифицированное правовое сопровождение перехода на кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований органами Федерального казначейства, в том числе в тех субъектах РФ, кассовое обслуживание исполнения бюджетов которых органами Федерального казначейства началось только с 1 января 2006 г. Высокая оценка правового обеспечения подтверждается тем фактом, что указанный переход произошел без каких-либо конфликтных ситуаций и судебных споров.
Важным направлением работы в те годы было представление в судах интересов Минфина России. В принципе эта работа не связана с непосредственной деятельностью Федерального казначейства, однако ее роль и значимость необходимо оценивать с позиции общегосударственных интересов, защита которых посредством участия в судебных спорах по искам к казне Российской Федерации (учитывая постоянно растущие суммы исков) крайне важна. Отметим, что эффективность работы в данном направлении в последнее время значительно возросла.
Уже третий год юридические отделы Федерального казначейства занимаются отработкой механизма единообразного правоприменения положений Бюджетного кодекса РФ, регулирующих отношения, которые связаны с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам получателей бюджетных средств в условиях кассового обслуживания исполнения этих бюджетов Федеральным казначейством. В рамках этой работы в соответствии с приказом Федерального казначейства от 1 сентября 2006 г. № 172 (впоследствии приказом Федерального казначейства от 24 апреля 2008 г. № 103) создана система мониторинга исполнения указанных судебных актов по всей стране.
Основной целью создания данной системы является оценка эффективности законодательно установленного механизма безусловного и своевременного исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений, прежде всего федеральных.
Проведена большая работа с судами всех уровней с целью достижения единообразного правоприменения положений гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, благодаря чему удалось довести своевременность исполнения указанных судебных актов с 47% в 2006 г. до 89% в 2008 г.
Свой 10-летний юбилей юридическая служба Федерального казначейства отметила на состоявшемся в октябре в Сочи Всероссийском семинаре-совещании. В мероприятии приняли участие руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, руководители и начальники юридических отделов территориальных органов Федерального казначейства, представители Минфина России, Генеральной прокуратуры РФ и следственного комитета, Высшего Арбитражного Суда, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной антимонопольной службы.
В рамках семинара-совещания был проведен тренинг, главная цель которого заключалась в формировании командного духа юристов, укреплении корпоративного духа юридической службы в целом. В тренинге участвовали семь команд, сформированных на базе семи федеральных округов. Великолепная подготовка команд, их энтузиазм и самоотдача поразили не только организаторов, но и гостей мероприятия. Итоги проведенного семинара позволяют с оптимизмом смотреть в будущее молодой во всех отношениях и бурно развивающейся юридической службы Федерального казначейства.
Роль юриста в финансовой сфере постоянно растет. В настоящее время сотрудник юридического отдела территориального органа Федерального казначейства – это в первую очередь человек, хорошо знающий не только бюджетное законодательство, но и функциональные основы Федерального казначейства, активно участвующий в решении задач, поставленных руководством Федерального казначейства. За прошедший период юридическая служба Федерального казначейства прошла путь от подразделений УФК, решающих в основном локальные задачи, до службы, основным назначением которой стало правовое обеспечение всех функций Федерального казначейства.