Версия для печати 9517 Материалы по теме
садовничий
В последнее время активно обсуждается тема необходимости перевода российской экономики на инновационные рельсы. О возможности кадрового обеспечения такого прорыва мы беседуем с ректором МГУ им. М. В. Ломоносова, академиком РАН, профессором Виктором САДОВНИЧИМ.

– Виктор Антонович, что необходимо для создания инновационной экономики в России? Ведь в нашей истории нет ни малейших представлений об этих самых «инновациях»...
– Россия всегда была богата талантами и ресурсами. Пушнина, лес, зерно, металлы – все это было предметом экспорта за много веков до нынешних углеводородов. Можно даже сказать, что Россия как страна никогда не была бедной. У нас всего много: и природных богатств, и территории, и умных людей. Нам никогда, подобно тем же европейцам, не приходилось довольствоваться крошечным клочком земли и воевать с соседом из-за куска хлеба.
Богатство и просторы приучили нас мыслить широко. Однако нынешняя ситуация в мире предполагает европейский стиль поведения на рынке. Резко ужесточилась конкуренция, заметно выросли цены на наукоемкие товары, скорость развития технологий увеличилась настолько, что отставание на год означает отставание практически навсегда... Потому собственно и назрела необходимость перехода на новые механизмы развития.
Я не стал бы драматизировать ситуацию нашего отставания. Все же самое главное в такой ситуации – люди, их квалификация и готовность к творчеству в условиях постоянного цейтнота. Основой эффективного развития современного общества являются знания, накопленные и передаваемые из поколения в поколение. Источником таких знаний, несомненно, являются фундаментальная наука, сосредоточенная в том числе и в университетах.
Кроме того, за последние годы в стране уже созданы основы инновационной инфраструктуры. При поддержке федеральных и региональных органов исполнительной власти созданы сети центров трансфера технологий (85), инновационно-технологических центров (61) и технопарков (44), формируются технико-внедренческие особые экономические зоны.
Сформирована структура венчурного финансирования: образована Российская венчурная компания, создана сеть региональных венчурных фондов. Успешно работает государственная система поддержки малого инновационного предпринимательства, включая самую раннюю, «посевную» стадию (специализированные программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского фонда технологического развития, Российского фонда фундаментальных исследований, профильных федеральных и региональных министерств и ведомств). Только по линии программы «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере ежегодно создается около 400 малых инновационных предприятий.
Несмотря на все это, серьезным сдерживающим фактором для высокотехнологичного сектора экономики остается проблема нехватки квалифицированных кадров. А это уже задача вузов.
– Что университет делает для решения проблемы нехватки кадров для инновационной России? Как сделать так, чтобы специалист не просто мог разработать что-то важное и нужное, но еще и умел грамотно предложить свою идею рынку?
– Мы формируем условия для коммерциализации результатов научного поиска преподавателей университета. Например, мы создали ряд основных элементов инновационной системы, среди которых:
Научный парк МГУ – старейший работающий научный парк в России, действующий с 1992 г. На 11,5 тыс. кв. м здесь размещены 40 высокотехнологичных компаний (более 2 500 сотрудников);
Центр трансфера технологий появился в 2004 г. За это время совместно с Научным парком МГУ им создано 75 новых малых инновационных предприятий в МГУ, на базе ЦТТ МГУ зарегистрированы некоммерческое партнерство и ЗАО «Московский центр трансфера технологий»;
Управление инновационной политики и организации инновационной деятельности сформировано в сентябре 2004 г. Чтобы это управление работало эффективно, в устав МГУ внесены необходимые изменения, связанные с инновационной деятельностью; для сертификации малых инновационных предприятий (компаний) в университете создана сертификационная комиссия (на 1 января 2008 г. сертифицирована 21 компания).
Кроме того, в университете проведен мониторинг результатов учебной и научно-технической деятельности, имеющих практическое применение и коммерческий потенциал. По результатам мониторинга созданы электронные базы данных «Инновационные проекты МГУ», «Контрактные исследования в МГУ», «Консультационные услуги МГУ».
– Но инновационная деятельность – не просто деятельность, которая имеет рыночные перспективы. Она всегда должна быть впереди, находиться на пике развития. Как обучить студентов соответствующим навыкам? И каким должен быть преподаватель?
– Да, действительно, выпускники вузов зачастую не имеют необходимых знаний и навыков в сфере инновационной развивающей деятельности. Поэтому параллельно с традиционным образованием, позволяющим виртуозно пользоваться методологией функционирования, студентов необходимо обучать и методологии развития. Решению этой задачи служат популяризация инновационной деятельности, повышение информированности о возможностях коммерциализации результатов учебной и научно-технической работы. Анализ мирового опыта подсказывает и другие инструменты: встречи с успешными предпринимателями в области высоких технологий, информационные семинары, деловые игры, конкурсы бизнес-планов. Большинство названных инструментов в адаптированном виде сейчас используются рядом российских вузов. В университете же реализуются следующие программы:
1. «Формула успеха» – ежегодная программа обучения и конкурс инновационных бизнес-планов среди студентов, аспирантов и молодых ученых, проходящая в Научном парке МГУ. Одним из ключевых аспектов программы является возможность молодых ученых устанавливать прямые контакты с представителями высокотехнологичных отраслей промышленности и инвесторами. Программа обучения предусматривает: теоретические семинары (основы бизнес-планирования, управление проектом, защита интеллектуальной собственности), тренинги (написание бизнес-плана для инновационного проекта), основы взаимодействия с инвестором, презентация проекта, деловые игры, встречи с успешными предпринимателями в области высоких технологий, консультации с экспертами и представителями бизнес-сообществ. Отличительной особенностью программы является нацеленность на создание инновационного проекта, включая формирование команды и приобретение навыков бизнес-планирования на примере реальных технологических разработок.
2. Проект Innovation Studio ориентирован на развитие инновационного
предпринимательства в академической среде посредством обучения студентов вуза основам бизнеса в сфере высоких технологий, формирования инновационных (междисциплинарных) команд, подготовки к презентации инновационных проектов для конкурсов («Формула успеха», «Конкурс русских инноваций», конкурс Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере «СТАРТ», бизнес-инновационных технологий).
3. Программа «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (У.М.Н.И.К.) запущена в 2007 г. Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию. Целью программы является выявление молодежи, стремящейся самореализовываться через инновационную деятельность, и стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки соответствующих проектов. Участниками программы являются команды обычных студентов, аспирантов и молодых специалистов (один-два человека в команде) в возрасте до 28 лет, отобранные на аккредитованных мероприятиях по номинации программы.
В начале октября регулярно проводятся «Фестивали науки», которые способствуют распространению в обществе научной информации и демонстрируют роль и место науки в жизни. В наши дни, когда наука и технологии развиваются так стремительно, что потребитель не всегда успевает за ними, это становится особенно актуальным. Подобные программы позволяют широко распространить информацию о возможностях инновационной деятельности, выявить склонных к предпринимательству студентов, аспирантов и сотрудников вузов, научных и научно-образовательных центров и пробудить у них интерес к бизнесу в области высоких технологий.
Наряду с классическим образованием, дающим фундаментальные знания, в МГУ развивается такая форма организации образовательного процесса, ориентированного на нужды бизнеса, как корпоративные университеты, создаваемые совместно с ведущими российскими компаниями. Отличительной особенностью подобных структур является сочетание корпоративного и классического университетского образования и крупного бизнеса, использование активных форм и методов обучения, включая практику в «материнских» компаниях. Эта форма государственно-частного партнерства позволяет дополнить систему государственного заказа на подготовку специалистов более гибкой системой, способной быстрее реагировать на потребности рынка в кадрах, оперативнее воспринимать современные технологии, идущие от бизнеса, и использовать их в образовательном процессе.
– А что делать с нашими «традициями», согласно которым вершиной карьеры является работа за рубежом, причем именно с постоянным проживанием и даже со сменой гражданства?
– Это время уже прошло. Согласен, в конце 1980-х – начале 1990-х гг. уехало очень много наших талантливых выпускников. По моим подсчетам, каждый год Россия теряла до 15% от выпуска МГУ и, к сожалению, возможности что-то изменить не было никакой: зарплаты мизерные, жилья нет, денег на исследования не выделяется – а время-то уходит…
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Во-первых, мы можем обеспечить научным сотрудникам зарплаты на уровне западных (порядка 3–5 тыс. долл.), а во-вторых, за границей российские ученые работают на низших должностях, а здесь есть простор для научного творчества, что серьезные ученые ценят гораздо выше.
В настоящее время наш выпускник А. Р. Хохлов работает над «умными» полимерами, а В. П. Скулачев – над ионами. Обе работы имеют очень серьезные рыночные перспективы. УНИХИМТЕК занят разработкой и производством изделий из углеродных материалов, которые востребованы в атомной энергетике, авиастроении и промышленности. Университетский центр нейросетевых технологий «Интеллектуальные системы безопасности» предложил уникальную систему распознавания и видеонаблюдения, которая сейчас работает в Кремле, на наших атомных станциях и даже в резиденции президента Бразилии. Выпускниками университета ООО «Деко-геофизика» создано уникальное программное обеспечение для геофизических работ, уже продано более 400 лицензий по всему миру. А еще в университете недавно установили третий в мире по производительности компьютер собственной разработки.
Понятно, что на Западе к проектам такого уровня наших выпускников никогда не допустят. А для настоящего ученого масштаб деятельности имеет ничуть не меньшее значение, чем оплата. В МГУ уже пришло несколько десятков просьб о возвращении в альма-матер. А потому тот факт, что через пять лет в России будет создана инновационная экономика, лично у меня никаких сомнений не вызывает.

Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
Поделиться