Версия для печати 170 Материалы по теме
Акбулакский район: централизация бюджетного учета

В современных условиях для принятия эффективных управленческих решений особенно важно, чтобы данные бухгалтерского учета своевременно давали полную картину состояния бюджета той или иной организации. Акбулакский район проблему качества ведения бюджетного учета решил с помощью создания централизованной бухгалтерии.

Эльвира Ахатовна Ларюшина, заместитель главы администрации Акбулакского района Оренбургской области по вопросам экономики — начальник финансового отдела

Создание Центра учета и отчетности

Акбулакский район включает в себя 16 сельских поселений. Проблема удаленности сельских территорий, недостаточная скорость интернет-соединения для электронного документооборота стали серьезным препятствием для организации качественного бухгалтерского учета. Еще одна важнейшая причина — нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров, имеющих высшее или среднее специальное образование, знающих специфику бюджетного бухгалтерского учета, проживающих на селе. Все это и стало предпосылками для создания централизованной бухгалтерии в муниципалитете. И вот 25 декабря 2017 года было принято постановление администрации Акбулакского района № 1449-п о создании муниципального казенного учреждения «Центр учета и отчетности».

Так, в 2018 году было создано новое казенное учреждение, полномочия учредителя которого от имени Акбулакского района были возложены на финансовый отдел администрации. В этом же году было заключено 15 соглашений о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению бюджетной (бухгалтерской), налоговой отчетности, отчетности в государственные внебюджетные фонды и планово-экономических функций. В централизованную бухгалтерию вошли два бюджетных учреждения и 13 муниципальных образований. Главной целью Центра учета и отчетности стала оптимизация бухгалтерской работы, улучшение качества составления бюджетной отчетности.

Работа же самой централизованной бухгалтерии строится на локальных нормативных правовых актах. Деятельность учреждения регламентируют распоряжения и приказы руководителя, коллективный договор, правила трудового порядка и различные положения о премировании, учетная политика.

Ежегодно постановлением администрации Акбулакского района утверждается порядок расчета и определения объемов межбюджетных трансфертов на осуществление деятельности Центра учета и отчетности по ведению бухгалтерского учета сельских поселений на текущий и плановый периоды. В расчет включается заработная плата и начисления на нее, сопровождение программных продуктов и право пользования СБИС, заключение договоров на приобретение материальных запасов. Согласно методике расчета и определения объемов межбюджетных трансфертов на осуществление централизованного бухгалтерского учета сельских поселений рассчитывался суммарный объем бюджетов всех поселений района в соответствии с решением о бюджете на планируемый год, за исключением субсидий и субвенций. Удельный вес расходов на ведение бухгалтерского учета при централизации расходов составляет 71%.

Задачи централизованной бухгалтерии

Благодаря объединению функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению бюджетной (бухгалтерской), налоговой отчетности, отчетности в государственные внебюджетные фонды планово-экономические функции выполняются слаженно и в едином месте. Так, в централизованную бухгалтерию перешли следующие задачи:

  • налоговый и бухгалтерский учет, хозяйственные операции и их отражение в бухгалтерских регистрах;
  • прием первичных учетных документов;
  • надзор за наличием и движением товарно-материальных ценностей, имущества и других ресурсов;
  • оперативные расчеты с юридическими и физическими лицами;
  • обязательная отчетность в налоговые органы, внебюджетные фонды и другие структуры;
  • анализ экономической и финансовой деятельности организаций;
  • подготовка документов, материалов, расчетов, необходимых для осуществления планирования (исполнения) доходов и расходов;
  • составление баланса исполнения сметы доходов и расходов;
  • формирование и осуществление разноски данных в целях составления реестра расходных обязательств в порядке, установленном финансовым органом муниципального образования в автоматизированной системе планирования;
  • начисление заработной платы и перечисление страховых и накопительных пенсионных взносов.

В 2018 году в штат Центра учета и отчетности было принято семь ведущих бухгалтеров и руководитель. Важно отметить, что централизация бухгалтерии позволила оптимизировать расходы на данную деятельность, повысить эффективность использования бюджетных средств и, самое главное, решить кадровый вопрос на селе, поскольку за счет оптимизации расходов стало возможным повышение заработной платы специалистам сельских поселений.

Новая структура

Казалось, проблема качества бухгалтерского учета в муниципальных образованиях Акбулакского района с созданием МКУ «Центр учета и отчетности» осталась позади. Но в связи с большим объемом работы, многозадачностью, возложением на бухгалтеров функций экономистов по формированию бюджета поселения на очередной и плановый период в централизованной бухгалтерии стала наблюдаться текучесть кадров. И финансово-экономическим блоком администрации муниципального образования Акбулакский район было принято решение об изменении структуры работы централизованной бухгалтерии.

В конце 2023 года работа бухгалтеров была перераспределена по блокам: 1-й блок — работа с платежными поручениями, 2-й блок — работа с бюджетными обязательствами, 3-й блок — составление бюджета, ведение и внесение изменений в сводную бюджетную роспись, кассовый план, 4-й блок — расчет заработной платы и обработка путевых листов. Ведение бухгалтерского учета в программе АС «Смета» по-прежнему осталось закреплено за каждым бухгалтером — у каждого по два муниципальных образования.

IMG_1798.jpg

Расширение бухгалтерии

Но на этом централизация бухгалтерского учета не закончилась. В 2024 году было принято решение о централизации бухгалтерского учета администрации Акбулакского района. Штат сотрудников увеличился до 12 человек, были образованы два отдела: отдел финансирования сельских поселений и отдел финансирования муниципальных учреждений.

Хотя путь к централизации бухгалтерского учета на территории района был долгий и сложный, нам удалось решить самые главные проблемы:

  • обеспечить качественное ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности;
  • повысить производительность труда специалистов бухгалтерского учета;
  • снизить расходы на выполнение учетных функций.

Проект по централизации учетных функций и построению единой информационной системы учета и отчетности, который реализуется в муниципальном образовании Акбулакский район с 2018 года, — это одно из мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. Централизация бухгалтерского учета показала свою эффективность и важность для развития муниципального образования. Единая централизованная модель бюджетного учета позволила повысить качество и полноту отражения фактов хозяйственной жизни муниципальных образований района, позволив тем самым принимать взвешенные управленческие решения. Стоит отметить, что огромный вклад в процесс реализации проекта по централизации бухгалтерии внес финансовый отдел администрации Акбулакского района. Именно он осуществляет ежедневный контроль за бюджетным процессом поселений.

Особую благодарность мы выражаем Министерству финансов Оренбургской области за поддержку на протяжении всего периода реализации проекта. Акбулакский район накопил практический опыт по централизации бухгалтерского учета и активно делится им с другими муниципальными образованиями региона.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно