Версия для печати 294 Материалы по теме
Централизуя, оптимизируем

В 2018 году Республика Мордовия приступила к реализации масштабного проекта по созданию централизованной модели ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, начисления и выплаты заработной платы в организациях бюджетной сферы. Регион стал участником соответствующего пилотного проекта Федерального казначейства.

Сергей Александрович Тюркин, министр финансов Республики Мордовия

Бюджетный учет в «Электронном бюджете»

Правительство Республики Мордовия на протяжении последних нескольких лет проводит большую работу, направленную на оптимизацию затрат на содержание государственных учреждений, повышение эффективности использования бюджетных средств. Совершенствование бюджетного учета находится в линейки задач, решаемых в данном направлении.

Начиная с 2018 года и по настоящее время Правительство Мордовии совместно с Федеральным казначейством и его территориальным управлением по региону успешно реализует масштабный проект, направленный на централизацию учетных функций региональных органов исполнительной власти. Важнейшей задачей данного проекта является повышение прозрачности финансово-бюджетной сферы, качества процедур бухгалтерского (бюджетного) учета, их своевременности, достоверности и полноты. Помимо этого, проект помогает решить задачу повышения финансовой дисциплины, обеспечения соблюдения бюджетного законодательства на региональном уровне.

Для реализации данного взаимодействия в части бюджетных правоотношений региональные Министерство финансов и УФК совместно подготовили План мероприятий (дорожную карту) по передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию отчетности органов государственной власти и государственных учреждений региона Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия. Был намечен график перехода государственных органов и учреждений на обслуживание в УФК.

Таким образом, было положено начало первому пилотному проекту Федерального казначейства по переводу региональных органов власти и учреждений на ведение бюджетного учета с использованием ГИИС «Электронный бюджет», предоставляемой Федеральным казначейством в части подсистем учета и отчетности, управления оплатой труда и др. Возможности данной системы позволяют объединить процессы планирования и исполнения бюджета (расходования средств), автоматизировать все виды учета и отчетности, применять единые реестры и классификаторы.

-5474613208565274951_121.jpg

Центр бухгалтерского обслуживания расширяет свою деятельность

28 июня глава Мордовии А. А. Здунов встретился с заместителем руководителя Казначейства России А. П. Суконкиным. Обсуждались итоги работы и расширение деятельности в Саранске Центра бухгалтерского обслуживания, подведомственного Федеральному казначейству.

Сейчас учреждение обслуживает более 100 субъектов централизованного учета из трех федеральных округов — это территориальные органы Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и казенные учреждения Республики Мордовия.

Саранский центр бухгалтерского обслуживания — один из трех центров компетенций в стране, которому переданы полномочия территориальных органов Федеральной таможенной службы России по начислению и выплате заработной платы, а также по сопровождению технологической интеграции автономных и бюджетных учреждений. Здунов отметил, что Центр бухгалтерского обслуживания успешно функционирует — регион активно развивает это направление, налажено четкое взаимодействие с федеральными структурами.

Был поднят и кадровый вопрос. Сейчас в центре работает около 200 человек, в том числе начинающие специалисты — выпускники учебных заведений республики. С августа на обслуживание в саранский центр переходят еще девять московских УФНС и три крупных таможенных подразделения. В этой связи центр продолжает набор сотрудников: «Мы приглашаем специалистов, которые работают в финансово-кредитной сфере, готовы обучить и предложить высокую заработную плату», — подчеркнул Суконкин. Глава республики, в свою очередь, отметил, что для жителей Мордовии расширение работы центра — это в первую очередь новые высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые рабочие места.

Определены пилоты

В качестве пилотных органов исполнительной власти и госучреждений на использование подсистем «Электронного бюджета» были выбраны учреждения из разных отраслей, с разнообразными социальными выплатами и выплатами, связанными с оплатой труда. Это были и администраторы доходов бюджета, и получатели бюджетных средств, имеющие развернутую сеть подведомственных учреждений, вовлеченных в межбюджетные отношения. Так, первоначально пилотами стали региональные Министерство социальной защиты, труда и занятости населения, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения, Республиканская служба по тарифам, ГКУ «Социальная защита населения по Краснослободскому району Республики Мордовия», ГКУ Республики Мордовия «Региональный центр организации закупок».

В короткие сроки была проведена значительная работа по передаче данных из информационных систем бухгалтерского, кадрового учета и начисления заработной платы учреждений в централизованную систему бюджетного учета, предоставляемую Федеральным казначейством. Были организованы семинары и дистанционные обучающие курсы по работе с подсистемами «Электронного бюджета». В соответствии с совместным планом мероприятий в июне 2020 года мы успешно завершили наиболее сложный этап организационно-технологических мероприятий. По его результатам организации пилотной группы (три государственных органа и два казенных учреждения Республики Мордовия) приступили к работе в системе «Электронный бюджет».

Работа в «Электронном бюджете» велась по следующим направлениям:

  • начисление выплат по оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей и их перечисление;
  • ведение бюджетного учета, включая составление бюджетной отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, а также обеспечение предоставления такой отчетности в соответствующие государственные органы.

Второй этап

Отмечу, что на региональном уровне УФК по Республике Мордовия фактически уже выполняет функции единой бухгалтерии по кассовому исполнению бюджета республики и располагает всеми необходимыми для этого технологическими решениями. Принимая во внимание данное обстоятельство, руководство региона вышло на федеральный уровень с предложением рассмотреть возможность проведения второго этапа пилотного проекта. А именно наделить УФК полномочиями в отношении отдельных органов власти республики по аналогии с установленными постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153[1].

Республика Мордовия была выбрана Федеральным казначейством одним из пилотных субъектов РФ для масштабирования проекта по представлению сервисов ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности, начислению выплат по оплате труда. В рамках второго этапа исполнения плана мероприятий (дорожной карты) Правительство Республики Мордовия предложило включить в периметр пилотного проекта с 1 января 2023 года еще 29 учреждений, подведомственных региональному Министерству социальной защиты, труда и занятости населения.

Для реализации данного постановления в столице Мордовии, городе Саранске, создан центр бухгалтерского обслуживания Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР», который расположен в городе Казани и с 1 января 2021 года осуществляет централизованное ведение бюджетного (бухгалтерского) учета.

От внедрения централизованной технологии Мордовия получила следующие эффекты:

  • повышение прозрачности и подотчетности государственных учреждений;
  • повышение финансовой дисциплины;
  • функциональная централизация;
  • технологическая централизация;
  • единая учетная политика;
  • организационно-методологическое обеспечение.

Хочется особо подчеркнуть, что в целях качественной реализации проекта на всех этапах со стороны Федерального казначейства гарантированно предоставлялась вся необходимая организационная и информационная поддержка. Хотелось бы выразить благодарность руководителю Казначейства России Р. Е. Артюхину, его заместителям А. В. Дубовику и А. П. Суконкину, только благодаря их поддержке у нас появился центр. В последующем данный опыт мы планируем распространить и на другие органы государственной власти и государственные казенные учреждения республики.



[1] Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений».

Поделиться