Версия для печати 325 Материалы по теме
Уфа внедряет новации бюджетного проектирования

Формирование бюджета города накануне его юбилея — серьезное испытание для финансовой службы муниципалитета. Приходится находить новые доходные источники и более эффективные способы планирования расходов. В столице Башкортостана их нашли. О том, что они собой представляют, рассказал заместитель главы администрации — начальник Финансового управления Уфы Рустем Галимзянович Акбашев.

— Рустем Галимзянович, расскажите, пожалуйста, об исполнении бюджета 2023 года и формировании бюджета на текущий год.

— Важно сразу отметить, что стоявшие перед городом в 2023 году первоочередные и социально значимые расходные обязательства были исполнены. Недаром по итогам ежегодного конкурса «Лучшее муниципальное образование Республики Башкортостан», проводимого Министерством экономического развития региона, Уфа стабильно находится в тройке лидеров в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами». В 2022 году мы заняли первое место, в 2023 году — второе место.

В прошлом году городской бюджет достиг значительных результатов. Налоговые и неналоговые доходы составили 18,5 миллиарда рублей (80 процентов из них — налоговые доходы). Рост поступлений в сравнении с 2022 годом составил 10 процентов, план перевыполнен на 15 процентов. При этом из вышестоящих бюджетов город получил чуть более 28 миллиардов рублей. Фактические расходы по итогам 2023 года превысили 46 миллиардов рублей. Исполнение бюджета осуществлялось в рамках 25 муниципальных программ, которые аккумулируют около 98 процентов всех расходов и охватывают все направления и сферы деятельности города.

Среди важных событий прошлого года отмечу концессионные соглашения на строительство спортивных объектов «Физра-Р», «Физра-Д» и «Мед», которые мы заключили в формате федерального проекта «Бизнес-спринт». Ввод новых объектов не только повысит качество жизни горожан, но и позволит Уфе претендовать на лидерство среди городов-миллионников по числу спортивных учреждений.

Формирование бюджета на текущий год мы начали во втором квартале прошлого года. Администрация, Совет городского округа и Контрольно-счетная палата города подписали дорожную карту по рассмотрению проекта бюджета. Она существенно упростила процесс согласования, поделила его на равномерные этапы, позволила сместить рассмотрение предварительных параметров бюджета на более ранние сроки, а именно на полтора месяца. Дорожная карта ввела еще одну новацию — формирование и представление на рассмотрение в совет предварительного проекта бюджета. Это позволило более детально проработать параметры документа.

Администрация города создала комиссию по бюджетным проектировкам. Заседания проводятся в очном формате на базе финансового органа. В заседаниях участвуют представители главных администраторов доходов бюджета, главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, приглашаются сотрудники муниципальных учреждений города.

Еще одно новшество в нашей работе — это трехслойный анализ потребностей. Возможности бюджета ограниченны, и покрыть постоянно растущие расходы сложно. А трехслойный анализ позволяет более детально рассмотреть приоритетные направления расходования средств. Все расходы мы делим на три части: первоочередные, такие как заработная плата, оплата услуг связи, коммунальных услуг, приобретение ГСМ; устранение нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью (в частности, представления и предписания надзорных органов); прочие расходы — ремонт, приобретение основных средств и материальных запасов, прочие работы и услуги.

— Какая работа проводится по укреплению доходной базы бюджета?

— Мы выбрали путь повышения эффективности всех механизмов, связанных с земельно-имущественными отношениями. Это позволило выявить пустующие объекты муниципального жилого фонда и объекты, имеющие признаки выморочного имущества. Все они на сегодняшний день вовлечены в хозяйственный оборот.

Продолжается работа по присвоению адресов объектам недвижимости в справочнике ФИАС. Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и внесение сведений о них в ЕГРН позволило вдвое уменьшить количество земельных участков и помещений без правообладателей, а по объектам капитального строительства отсутствие правообладателей снизилось на треть.

Свежий пример эффективного муниципального проекта, не только покрывающего все издержки на реализацию, но и обеспечивающего дополнительные поступления в бюджет, — это создание в городе платных парковочных пространств. Реализация данного проекта намечена на конец 2024 — начало 2025 года. Потенциальные доходы для бюджета оцениваются в 100–150 миллионов рублей ежегодно.

Также в конце 2021 года администрация города приняла решение максимально повысить качество администрирования доходов, для чего было приобретено специальное программное обеспечение. Его функционал позволяет фиксировать и осуществлять перенос фотофактов правонарушений на персональный компьютер. Это повысило эффективность работы и обеспечило рост поступлений административных штрафов за 2023 год на 30 процентов.

— Как построена работа по управлению кредиторской задолженностью и муниципальным долгом?

— Уфа на практике столкнулась со значительным объемом кредиторской задолженности, и мы прошли непростой период ее погашения. Поэтому с 2017 года на постоянной основе осуществляется мониторинг кредиторской задолженности в разрезе как статей расходов, так и учреждений и контрактов. Финансовое управление проводит автоматизированный контроль финансового обеспечения закупок, что позволяет исключить факты принятия заказчиками бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов. В настоящее время вся кредиторская задолженность является текущей.

Что касается муниципального долга, то начиная с 2017 года обязательства по бюджетным кредитам города были реструктуризированы на сумму 6 миллиардов рублей. Срок погашения по ним перенесен на 2026–2031 годы. Дорогие банковские кредиты на сумму 3,3 миллиарда рублей были замещены бюджетными кредитами по ставке 0,1 процента годовых. Дополнительно мы рефинансировали по более выгодным ставкам банковские кредиты на сумму 3,2 миллиарда рублей.

С 2018 года за счет собственных средств городом погашены долговые обязательства на общую сумму свыше 1 миллиарда рублей. В результате проведенных мероприятий объем муниципального долга сократился на 1,7 миллиарда рублей. Кроме этого, существенно улучшилась структура долгового портфеля: сегодня в нем преобладают бюджетные кредиты — их доля составляет почти 80 процентов, коммерческие кредиты представлены в минимальном объеме.

Сокращение и изменение структуры долга позволило почти в пять раз сократить расходы на его обслуживание: с 801 миллиона рублей в 2017 году до 168 миллионов рублей в 2023 году.

Также данная работа нашла свое подтверждение в присвоении высокого кредитного рейтинга городу — А+, что открывает путь к работе с муниципальными облигациями.

— Удается ли в рамках бюджетного процесса обеспечить экономию средств?

— Основная экономия бюджетных средств образуется по результатам конкурентных торгов. Это самый прозрачный способ выбора поставщика, в результате которого происходит значительное снижение в цене.

Помимо ранее упомянутого контроля в части сверки информации плана-графика закупок с объемом утвержденного и доведенного до заказчика финансового обеспечения, финансовый орган осуществляет и косвенный контроль на этапе доведения объемов финансирования. ГРБС направляют нам на рассмотрение расчет запрашиваемой потребности в средствах бюджета с приложением всех подтверждающих документов (смет, копий договоров, контрактов, счетов, не менее трех коммерческих предложений и так далее). Это позволяет получить наилучший результат при меньших затратах.

В текущем году экономия по результатам проведения конкурсных процедур составляет порядка 119 миллионов рублей, в том числе за счет снижения начальной цены контракта — 80 миллионов рублей. Сэкономленные бюджетные средства муниципалитет направляет на решение других приоритетных задач, тем самым повышая эффективность их использования.

Подготовила М. С. Михайлова

Поделиться