Версия для печати 38 Материалы по теме
Экономные закупки: практика Инты

Муниципальный округ Инта (Республика Коми) — победитель XVII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации
«За лучшую организацию работы в области инициативного бюджетирования»

Проведение совместных закупок — трудоемкий процесс. Он требует координации деятельности сотрудников разных учреждений, причем на всех этапах — начиная от стадии планирования и заканчивая проведением совместной процедуры. Ряд наших наработок в этой сфере показал хорошие результаты, поэтому я хочу поделиться опытом совместных закупок в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 44‑ФЗ1.

Ольга Валерьевна Барабаш, заместитель руководителя администрации муниципального округа «Инта» Республики Коми

Снижение себестоимости

Сегодня основную часть совместных закупок мы проводим для сферы образования. На территории Инты находится 11 школ и семь детских садов, которым требуются продукты питания. Для закупок мы используем все источники финансирования: федеральные, республиканские и местные средства, а также родительскую плату за присмотр и уход.

В совместную закупку объединяются, как правило, до 17 учреждений Инты. Договоры предусматривают поставку продуктов питания в течение полугода. Подобные условия интересны поставщикам. Увеличение объемов продаваемого товара позволяет снизить себестоимость продуктов. Благодаря этому муниципалитет не повышал родительскую плату за присмотр и уход в течение четырех лет, с 2017 по 2021 год. К сожалению, в дальнейшем мы были вынуждены пойти на незначительное повышение: от 6 до 10% в год. Это дополнительные 9–13 рублей в день на ребенка.

Лишнее звено

До 2022 года в муниципальном образовании существовал продуктовый склад МКУ «ГУНО», куда весь бизнес централизованно привозил продукты питания. В дальнейшем продукты со склада мы своими силами развозили в образовательные организации. Это «транспортное плечо» приходилось содержать за счет средств местного бюджета. Содержание склада, выплата заработной платы сотрудникам и организация доставки продуктов питания обходилась бюджету примерно в 10 миллионов рублей ежегодно. Поскольку наш муниципалитет высокодотационный и лишними средствами не располагает, было принято решение о ликвидации склада. Предприниматели новым условиям, разумеется, не обрадовались: поставщики заявляли о намерении повысить цены на 30%. А муниципалитет, в свою очередь, стал уделять особое внимание обоснованию начальной максимальной цены контракта при проведении совместных конкурентных процедур.

Мы воспользовались анализом Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми. С помощью Автоматизированного рабочего места в Единой системе мониторинга цен и остатков (АРМ-Мониторинг) мы провели анализ цен на фиксированный набор продовольственных и непродовольственных товаров, что позволило реально оценить общую ценовую ситуацию на потребительском рынке. Мы сопоставляли среднюю цену в магазинах города с начальной максимальной ценой контракта, которая была подана на совместных закупках. Начальная максимальная цена контракта не должна быть выше средней цены по городу. Благодаря такому подходу мы получили реальную экономию. Хочу отметить, что практически все предприниматели, ранее поставлявшие продукты питания в образовательные учреждения и заявлявшие о повышении цен, тем не менее вышли на аукционы.

Сегодня доставка продуктов питания осуществляется в полном объеме и своевременно, в том числе и в сельские образовательные организации, расположенные на труднодоступных территориях. А помещения ликвидированного продуктового склада муниципалитет сдал в аренду: в текущем финансовом году доходы от этих помещений уже поступают в местный бюджет. Иными словами, мы не только сократили расходы, но и увеличили доходы бюджета на 230 тысяч рублей в год.

Изображение_WhatsApp_2024-07-23_в_11.01.48_ddd981d9.jpg

Общие итоги

Продукты питания — удачный пример совместных закупок, однако далеко не единственный. Начиная с 2019 года мы стали объединять в совместные закупки различные товары, работы и услуги. Так, в 2021 году муниципалитету из республиканского бюджета была выделена субсидия на укрепление материально-технической базы и создание безопасных условий в организациях сферы образования. Мы провели совместный аукцион на монтаж охранной сигнализации в шести учреждениях отрасли. По итогам конкурентных процедур сложилась экономия, на средства которой мы смогли провести ремонт и дооборудование автоматической пожарной сигнализации в четырех учреждениях, а также установить противопожарные двери в одной сельской школе.

Всего за пять лет работы мы провели закупочные процедуры на 1,8 миллиарда рублей, в том числе совместные закупки — на 407 миллионов рублей. Экономия бюджетных средств составила 207 миллионов рублей, из них по совместным закупкам — 95 миллионов рублей, или 23% от начальных максимальных цен контрактов. Таким образом, практика проведения совместных закупок позволяет муниципалитету нивелировать дефицит бюджетных средств, направляемых на обеспечение расходных обязательств городского округа «Инта». Добавлю, что экономию средств местного бюджета от проведенных закупок ГРБС оставляют у себя для проведения закупок, которые не являются первоочередными расходами, — например, компьютеров.

Изображение_WhatsApp_2024-07-23_в_14.48.21_e0ff4472.jpg

Поддержка местных производителей

В Республике Коми произошли важные изменения, касающиеся сферы закупок. Были внесены изменения в соответствующее постановление правительства республики[1]. Теперь при условии работы с местными производителями заказчики могут проводить закупки продуктов питания без использования «электронного магазина».

Наш муниципалитет сформировал оперативный штаб для обеспечения устойчивости функционирования экономики на территории городского округа «Инта». Одним из результатов его работы стало принятие нормативного правового акта, позволяющего нам уже со второго полугодия текущего года начать производить закупки у местных производителей.

Сегодня наши детские сады и школы в полном объеме обеспечены молоком, сметаной, творогом и кефиром, которые им поставляет предприниматель нашего муниципалитета. Мы закупаем мясо говядины только в том количестве, которое есть в наличии у нашего бизнеса, а недостающие объемы замещаем мясом оленя. Согласно технологическим картам рецептуры приготовляемых блюд говядину можно заменить олениной, что и делают наши образовательные организации.

Для наших товаропроизводителей эта новация стала существенным подспорьем. Они обрели уверенность в завтрашнем дне и понимание, что предприятия будут стабильно работать, несмотря на сложный период.



[1] Постановление Правительства Республики Коми от 11 января 2019 года № 1 «Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием функционала малых закупок электронных площадок».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно