Версия для печати 242 Материалы по теме

Агентство деловых коммуникаций CNews в очередной раз пригласило ИТ-специалистов к обсуждению приоритетов цифровизации в государственном секторе. Эксперты, собравшиеся 17 сентября на площадке конференции «Цифровизация госсектора 2024», уделили основное внимание теме реализации нацпроекта «Цифровая экономика».

Как отметил модератор конференции, директор программы Школы ИТ-менеджмента РАНХиГС С. Е. Кирюшин, в 2024 году завершается главный отраслевой национальный проект «Цифровая экономика». Дальнейшее развитие ИТ-отрасли будет определяться новым нацпроектом «Экономика данных и цифровая трансформация государства». Его главные приоритеты — активизация инвестиций в российские цифровые технологии, внедрение отвечающих вызовам времени платформенных решений, совершенствование системы предоставления социально значимых государственных и муниципальных услуг. Предполагается, что реализация нацпроекта потребует около 1,6 триллиона рублей, в том числе порядка 1 триллиона — из бюджета.

Директор по развитию АО «Финтех» О. В. Щербина выделил пять стадий зрелости цифровых правительств: электронное правительство, открытое правительство, датацентричное правительство, полностью цифровое правительство и умное (когнитивное) правительство. По его мнению, в рамках нового национального проекта к 2030 году Россия успеет пройти только первые две стадии. При этом страны Евросоюза, США и КНР уже продвинулись дальше (рисунок 1).

По словам Щербины, сегодня применение цифровых платформ в госуправлении ограничивается оказанием государственных услуг для населения и бизнеса. Несмотря на создание единой цифровой платформы «ГосТех», до сих пор нет защищенной интеграционной цифровой платформы, которой могли бы быть переданы функции государственного управления. Нет и оператора, курирующего ее создание и функционирование. (рисунок 2).

Таким образом, госуправление на основе данных ограничивается удовлетворением запросов населения и бизнеса в необходимых данных, средствах и сервисах. Сбор и обработка данных по направлениям деятельности органов государственной власти в рамках процессов управления пока недостаточно развиты.

Притом что нормативно-правовая база для этого есть — в частности, указ президента РФ от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в РФ». Согласно указу, сбор, комплексная аналитическая обработка данных, оценка динамики реализации стратегических национальных приоритетов и документов стратегического планирования, информационная поддержка участников стратегического планирования при принятии управленческих решений обеспечиваются посредством единой цифровой информационно-аналитической платформы стратегического управления.

Поделиться