Версия для печати 687 Материалы по теме
Региональный опыт поддержки ответственного ведения бизнеса

По решению Инвестиционного совета ЦФО законодательство о развитии ответственного бизнеса будет принято во всех наших субъектах. Тем самым будет обеспечен единый стандарт работы с ответственным бизнесом в округе.

Юрий Афанасьевич Чайка, исполнительный директор Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ»

Одним из главных направлений работы ассоциации «Центральный федеральный округ» является повышение эффективности экономической и инвестиционной политики в округе. Для этого мы находимся в постоянном поиске лучших решений, изучаем опыт регионов, формируем с нуля свои практики. Найденные решения сверяем на площадке Инвестиционного совета ЦФО и тестируем в пилотных регионах.

Собственно, так появилась практика работы с ответственным бизнесом. Владимирская область — регион, где мы впервые реализовали такой подход и где был принят закон, который, по сути, выделил ответственный бизнес в привилегированную категорию. Встал вопрос о разработке мер поддержки. На поверхности лежало направление, связанное с ускорением сроков оказания услуг.

Не секрет, что регионы в рамках национального рейтинга инвестклимата Агентства стратегических инициатив уже давно занимаются оптимизацией процедур и сокращением их сроков для бизнеса. В этой работе достигнуты хорошие результаты, а во многих регионах сроки уже на пределе возможного. Дальнейшее существенное сокращение сроков требует серьезных дополнительных вложений в людей, в цифровые сервисы, различные специализированные объекты инфраструктуры. А ресурсов всегда не хватает, что особенно актуально для дотационных регионов.

В поиске нестандартного решения мы отработали следующую гипотезу: если из общего массива компаний выделить ответственных, которые дают максимальные эффекты для региона, и работать с ними без очереди, то сроки можно существенно сократить без дополнительных ресурсов. При этом важно было не нарушить права других компаний, которые не попадут в привилегированную категорию.

Например, во Владимирской области ответственными сегодня признаны 66 компаний — это всего лишь одна десятая процента. Если эти компании получат уникальные предложения, для остального бизнеса правила все равно не ухудшатся.

Самое важное — не просто обещать, а действительно гарантировать. В результате во Владимирской области по ряду ключевых процедур регламентные сроки для ответственного бизнеса сделали лучше, чем лучшие значения по стране, наблюдаемые Агентством стратегических инициатив.

Помимо ускорения процедур в области действуют и другие привилегии для ответственного бизнеса — от предоставления дополнительных баллов в закупках до информирования соискателей об уровне деловой репутации работодателей на основе ЭКГ-рейтинга. Поэтому принцип нашей уже действующей модели поддержки ответственного бизнеса в регионах ЦФО — улучшение условий для ответственных компаний без ухудшения их для всех остальных. Речь идет про оптимизацию, которая не требует дополнительных ресурсов со стороны государства.

Механизм работы с ответственным бизнесом выглядит следующим образом. Есть федеральный ресурс, где в открытом доступе публикуется ЭКГ‑рейтинг предпринимателей. Первое, с чем надо определиться региону, — это с пороговым значением ЭКГ-рейтинга. А именно: сколько баллов дает предпринимателю право считаться ответственным в данном конкретном регионе. Второе — это меры поддержки, которые регион готов гарантировать. И здесь нет ограничений. Третье — необходимо закрепить вышеуказанные решения в нормативных правовых актах региона.

С учетом владимирской пилотной практики были приняты законы в Липецкой и Воронежской областях. Анализ пилотных практик позволил подготовить модельное законодательство по принципу «один плюс один»: один региональный закон и один подзаконный акт, в котором прописан весь механизм работы с ответственным бизнесом.

Поделиться