Как неоднократно отмечал Президент России, человек и народосбережение — это главные, основополагающие ценности, наш высший национальный приоритет. И ответственный бизнес все активнее участвует в решении демографического вопроса. В основу этой роли уже положены ЭКГ-рейтинг и корпоративный демографический стандарт.
Татьяна Викторовна Буцкая, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства
Демографический социальный пакет
Сегодня государство много делает для поддержки семей, в первую очередь для тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. В этом как раз и заключается суть социальной политики.
Однако суть демографической политики несколько иная, так как она распространяется вообще на всех граждан, а ее главной целью является повышение рождаемости без исключения во всех семьях. Без этого нам не выполнить главную национальную цель по увеличению численности населения нашей страны.
Так как демография касается нас всех, то, очевидно, и государство не может в одиночку решать этот вопрос. Учитывая, что люди большую часть своего времени проводят на работе, от размера зарплаты и атмосферы в коллективе сейчас зависит гораздо больше, чем от государственных пособий. И именно работодатель может быть главным союзником государства в решении демографических проблем.
Поэтому такое внимание в ЭКГ-рейтинге уделяется показателям демографической направленности. 20 из 32 показателей в рамках второго этапа (анкетирования) ЭКГ-рейтинга в той или иной степени касаются демографии. А одной из оценок результативности корпоративных программ в национальном стандарте является доля сотрудников, воспитывающих или воспитавших трех и более детей. Особое же внимание уделяется оценке качества социального пакета для сотрудников с детьми, то есть как работодатель участвует в жизни семей сотрудников.
И это не случайно. Как показало специальное исследование ВЦИОМ, более половины респондентов, а именно 58%, считают важным получение помощи от работодателя. При этом только треть опрошенных (33%) ее получают. Это очень мало, поэтому важно, что мы вовремя обращаем на это внимание, и у нас есть все шансы значительно увеличить эту долю.
В этой связи крайне важно заинтересовать бизнес активнее участвовать в решении демографического вопроса. Для этого требуется, чтобы социальный пакет рассматривался не только как дополнительная форма оплаты труда работников, но и как эффективный инструмент поддержки государственных усилий по достижению национальных целей. В частности, сам социальный пакет мог бы стать демографическим по своим принципам и составляющим. Иначе мы все так же на всех уровнях продолжим заниматься исключительно социальной политикой, забывая о демографии и народосбережении.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти