Версия для печати 360 Материалы по теме
Знания против мошенников. Липецкая область активно работает над повышением финансовой грамотности населения

Со стороны может показаться, что развитие финансовой грамотности населения вспомогательное, не очень важное направление работы региональных минфинов и органов МСУ. Однако это далеко не так. А с ростом числа финансовых мошенничеств повышение уровня знаний граждан и вовсе стало одной из важнейших задач органов власти. По крайней мере, в Липецкой области приоритеты расставлены именно так.

Вячеслав Михайлович Щеглеватых, заместитель губернатора Липецкой области — начальник Управления финансов

Вехи развития

В январе 2020 года в Липецкой области была создана межведомственная рабочая группа для реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры. В состав координирующей структуры вошли руководители региональных ведомств, представители органов власти всех уровней, высших учебных заведений области. С этого момента работа над повышением финграмотности населения в Липецкой области вышла на новый уровень.

Уже в 2021 году на базе Института развития образования мы создали Региональный центр финансовой грамотности. Важнейшая задача центра — организация работы по формированию у наших граждан умений и поведенческих навыков, необходимых для принятия успешных финансовых решений и достижения финансового благосостояния. Это наша площадка для организации семинаров, мастер-классов и других мероприятий финансового просвещения населения.

Еще одно важное событие для развития финансовой грамотности в нашем регионе произошло в прошлом году. Липецкая область стала первым регионом, заключившим соглашение с Ассоциацией развития финансовой грамотности. Торжественная церемония прошла на Петербургском международном экономическом форуме в прошлом году. Основные направления совместной работы: мониторинг уровня финансовой грамотности населения области на основе методики АРФГ, развитие в регионе движения волонтеров финансового просвещения, выявление и поддержка лучших проектов в области повышения финансовой грамотности, организация совместных мероприятий, направленных на различные целевые аудитории, взаимная информационная поддержка.

Ну и самое важное — в 2023 году Правительство РФ приняло новую Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры. Для ее реализации губернатор Липецкой области И. Г. Артамонов утвердил соответствующий план мероприятий. Правительство региона постаралось, чтобы мероприятиями были охвачены все целевые группы населения, в том числе жители сельских территорий, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане «серебряного» возраста, работающее население.

Для детей и молодежи

Особое внимание, как и прежде, мы уделяем молодежи. Сегодня мероприятия по финансовой грамотности охватывают 100% детских садов, школ, колледжей и техникумов.

Школьники и студенты участвуют во всех региональных и федеральных мероприятиях. Для примера, в последней Всероссийской финансовой олимпиаде приняли участие более 30 липецких школьников. По уровню активности это третье место среди регионов РФ.

Конечно, речь идет не только о количестве, но и о качестве. Ученики Липецкой области входили в число сильнейших на Международной олимпиаде по финансовой безопасности и Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг «Финатлон для старшеклас­сников».

Школьники и студенты Липецкой области участвуют во всех региональных и федеральных мероприятиях по финансовой грамотности. Для примера, в последней Всероссийской финансовой олимпиаде приняли участие более 30 липецких школьников. По уровню активности это третье место среди регионов РФ.

Отдельное направление нашей работы — формирование финансовых навыков у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как эти категории наименее защищены и нуждаются в социализации. Для них мы проводим мероприятия по финансовой грамотности на базе специализированных образовательных организаций в очном формате. Дети последовательно осваивают темы и закрепляют их на практике в формате игр и викторин.

Современный мир, его финансовая сфера постоянно меняются. С учетом этого регулярное прохождение курсов повышения квалификации для педагогов — важный этап в процессе адаптации к новым вызовам и потребностям общества. 400 педагогов дошкольного, начального, среднего образования ежегодно проходят курсы повышения квалификации по финансовой грамотности.

Лучшие практики

Каждый год не менее двух проектов Липецкой области по финансовой грамотности попадают в Каталог лучших региональных практик Министерства финансов РФ и Банка России. Хороший пример — наша гордость — сельский фестиваль «Экспедиция финансовой грамотности». Это ежегодное мероприятие, которое мы с успехом проводим с 2022 года. Фестиваль зарекомендовал себя как эффективная платформа для повышения финансовой осведомленности среди самых разных аудиторий. Участники получают актуальную информацию по кибербезопасности, защите от финансовых мошенников, налоговой грамотности, мерам поддержки малого бизнеса, мерам социальной поддержки населения, правилам торговли на маркетплейсах, по использованию системы быстрых платежей и многим другим вопросам.

В регионе ежегодно проводится Неделя финансовой грамотности. Основной акцент этого года — защита нашего населения от киберугроз. В рамках недели проведено 563 очных мероприятия. Среди них: игры с молодежью, мастер-классы, лекции, а также вебинары с экспертами Ассоциации развития финансовой грамотности и Национального института финансовой грамотности. В мероприятии приняло участие более 32 тысяч человек.

В целом же ежегодно в мероприятиях финансовой грамотности участвуют более 300 тысяч человек. Это отличный показатель, но, как вы понимаете, пока еще не все жители области понимают, что знания в финансовой сфере им необходимы. Чтобы увеличить охват жителей, новые знания можно получить в наших библиотеках и социальных учреждениях. Их сотрудники прошли специальную подготовку в Липецком филиале Финансового университета и готовы к просветительской деятельности. Получается, что не население приходит за соответствующими консультациями, а специалисты сами знакомят граждан с основами финансовой грамотности при оказании им социальных услуг.

Жители нашего региона активно участвуют в онлайн-зачете, который проводит Агентство стратегических инициатив. По доле населения, проверившего свою финансовою грамотность, регион стал одним из самых активных: третье место в России и второе — в ЦФО по итогам 2023 года. Более 35 тысяч жителей приняли участие в оценочном мероприятии агентства, и, что особенно важно, две тысячи из них прошли его в семейном формате. По оценке Агентства стратегических инициатив, это шестой показатель в стране.

Новые проекты

В сентябре 2024 года в регионе был впервые проведен форум «Финансы. Карьера. Молодежь». Наша цель — помочь молодым людям в карьерном планировании и развитии предпринимательских навыков. Мы организовали работу пяти площадок, которые собрали более 200 студентов колледжей и вузов, чье обучение близится к завершению. Будущие выпускники смогли обсудить с экспертами действительно важные темы: от регистрации бизнеса до борьбы с киберугрозами. В рамках форума была организована ярмарка вакансий, где молодые люди смогли пообщаться с работодателями региона.

Еще один новый проект области — «Траектория финансовой грамотности». Этот инновационный цикл просветительских бесед мы разработали и внедрили для фонда «Защитники Отечества». Проект направлен на расширение знаний о финансах через интерактивные сессии, которые адаптируются под конкретные потребности нашей аудитории. Благодаря уникальной комбинации теории и практических примеров подопечные фонда «Защитники Отечества» не только повышают свою финансовую грамотность, но и активно применяют полученные знания в реальной жизни.

Эти проекты не только укрепляют финансовую грамотность среди различных групп населения, но и помогают формировать экономически сознательное общество, способное принимать осознанные финансовые решения в условиях современных вызовов.

Инициативное бюджетирование

Повышая свою финансовую грамотность, наши жители также узнают о том, какие возможности сегодня им предоставляет государство. Если у гражданина есть идея, как сделать лучше двор, где необходимо построить спортивную площадку, как улучшить место отдыха, то для реализации таких проектов можно использовать программу инициативного бюджетирования. Благодаря ей сами жители могут принимать решения по созданию современного и комфортного пространства для жизни. Помимо того, что проекты отвечают запросам граждан, они способствует эффективному использованию бюджетных средств.

Приоритетные направления инициативного бюджетирования в регионе:

  • капитальный ремонт и реконструкция объектов социальной инфраструктуры (зданий и сооружений);
  • создание условий для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта;
  • благоустройство территорий муниципального образования.

С инициативой о внесении проекта на конкурсный отбор вправе выступить инициативная группа численностью не менее десяти граждан, проживающих на территории муниципального образования Липецкой области, а также органы территориального общественного самоуправления. В 2024 году в конкурсную комиссию было представлено 54 проекта, 27 из них признаны победителями конкурса и будут реализованы до конца текущего года. Большинство проектов связаны с благоустройством территорий. Это создание детских площадок, зон отдыха, обустройство мемориальных зон.

Кроме того, вот уже второй год в Липецкой области проходит отбор школьных инициативных проектов. Ежегодно пять проектов учащихся получают финансовую поддержку на развитие школьной инфраструктуры. Так, в 2024 году будет реализован проект детского досугово-образовательного центра «Новаториум», откроется лаборатория финансовой грамотности, пройдет обновление центра детских инициатив. Все эти школьные пространства будут вдохновлять учеников, а также их педагогов-наставников на новые достижения.

Можно сказать, что инициативное бюджетирование — это один из ключевых инструментов повышения финансовой грамотности на практике, возможность выхода на широкую, в том числе молодежную, аудиторию и вовлечение ее в определение приоритетных направлений бюджетных расходов.

Поделиться