Версия для печати 136 Материалы по теме
Улучшаем планирование. Предложения Минфина Новосибирской области

Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области регулярно проводит анализ процессов бюджетного планирования для выявления направлений, требующих модернизации. На основе этих исследований мы разработали и представили на заседании СФР ряд предложений, призванных усовершенствовать планирование региональных бюджетов. О наиболее значимых из них я бы и хотел сегодня рассказать.

Виталий Юрьевич Голубенко, заместитель председателя Правительства Новосибирской области — министр финансов и налоговой политики

Авансовые платежи по налогу на прибыль

Отсутствие информации о реальной налоговой базе плательщиков налога на прибыль организаций — серьезная проблема. Нехватка данных приводит к погрешности в прогнозе поступлений. Для исключения квартальных и годовых перерасчетов при уплате налога и последующих возвратов необходимо, чтобы компании ежемесячно предоставляли декларации по налогу на прибыль. В них должны отражаться реальные финансовые результаты организаций. Таким образом, уплата налога будет производиться исходя из фактически полученной прибыли.

В периоды, когда экономика нестабильна, налогоплательщики имеют право уплачивать авансовые платежи исходя из благоприятных условий, действовавших в предыдущие периоды. Это приводит к тому, что организации платят больше налогов, чем должны по факту, а затем осуществляют возвраты из бюджета при подаче декларации. То есть сначала мы видим изъятие излишних финансовых ресурсов из производственного оборота налогоплательщика, а затем вывод средств из бюджетов субъектов.

Для исключения этих факторов предлагаем внести изменение в статью 285 Налогового кодекса в части установления обязанности налогоплательщиков уплачивать налог на прибыль ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли (рисунок 1).

28 или 25

Единый налоговый счет имеет, на наш взгляд, один недостаток — необходимость уплаты налогов 28-го числа. Фактически у финансовых органов отсутствует возможность полноценно и эффективно распорядиться поступившими в текущем месяце средствами. Интервал от обработки поступившего платежа до момента начала расходования средств занимает 3–4 дня. Следовательно, возможность распорядиться поступившими средствами в рамках одного календарного месяца представляется лишь тогда, когда 28-е число выпадает на понедельник, вторник или среду. Однако таких месяцев немного. Анализ календаря 2023–2025 годов показывает, что их менее половины. Данная проблема особенно актуальна для 28 декабря, так как есть риск распорядиться поступившими средствами лишь в следующем году.

Стоит обратить внимание на следующий факт: до внедрения института ЕНС налогоплательщики были обязаны заплатить тот или иной налог до определенного дня месяца, то есть средства в конце месяца поступали хоть и разными долями, но на протяжении нескольких дней. Теперь же временной отрезок уплаты налогов ограничен рамками одного дня — 28-м числом. Это приводит к необходимости постоянно резервировать средства на последние дни месяца. Так что перенос срока уплаты налогов с 28-го на 25-е число, о котором много говорили в прошлом году, остается актуальным (рисунок 2).

Отдельно хочу рассмотреть проблему переноса срока уплаты при патентной системе налогообложения в случае, если последний день действия патента выпадает на 31 декабря. Как правило, индивидуальные предприниматели стараются уплатить свои налоговые обязательства до наступления нового года, чтобы исключить образование налоговой задолженности. Однако специфика функционирования института ЕНС привела к тому, что перечисленные до 31 декабря суммы налога зачитываются на единый счет бюджета лишь в первый рабочий день следующего года. Данная ситуация опасна для местных бюджетов, которые аккумулируют средства по данному доходному источнику в полном объеме. Для того чтобы расходные обязательства были полностью исполнены муниципальными образованиями, необходимо перенести срок уплаты годовой суммы ПСН с последнего календарного дня на единый срок уплаты налогов: внести изменение в пункт 2 статьи 346.51 НК РФ.

Долги госучреждений

У государственных учреждений нередко возникают ошибки на едином налоговом счете: задолженности или переплаты по налогам. Сами они борются с ними медленно. Поэтому необходимо наделить финансовый орган полномочиями на основании сведений ФНС России совершать за учреждения списания для уплаты налогов и возвраты с ЕНС при переплатах.

Для решения этой проблемы было бы целесообразно внести ряд изменений в Налоговый кодекс. Так, статью 32 «Обязанности налоговых органов» необходимо дополнить: закрепить обязанность налоговых органов предоставлять Минфину информацию о задолженности и переплатах. Статью 34.2 «Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов» дополнить полномочиями финансовых органов по бесспорному списанию образовавшейся у государственных учреждений налоговой задолженности и переплаты в бюджет. И наконец, в главе 8 «Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов» предусмотреть самостоятельную статью «Взыскание задолженности государственных учреждений и переплаты по налогам, сборам, страховым взносам, образовавшейся у государственных учреждений на едином налоговом счете». Она должна установить порядок действий налоговых и финансовых органов при реализации вышеуказанных схем, а также процедуру бесспорного списания денежных средств с лицевых счетов (единых налоговых счетов) государственных учреждений.

Невостребованные остатки на казначейских счетах

В связи с особенностями исполнения бюджета региональные органы власти сталкиваются с дефицитом ресурсов ближе к концу финансового года. Как правило, в течение года эта проблема стоит не так остро за счет переходящих остатков прошлого года, а также возможности использовать невостребованные остатки на казначейских счетах — средства учреждений, участников казначейского сопровождения и получателей средств из бюджета. Смещение платежной нагрузки на декабрь наряду с сохранением неопределенности исполнения прогноза по собственным доходам и невозможностью оперативного привлечения рыночных заимствований создает предпосылки к возникновению дефицита ресурсов и образованию просроченной кредиторской задолженности по итогам финансового года. Наличие доступа к дополнительному ресурсу, привлечение которого не приводит к дополнительным затратам, позволит исключить риск возникновения такой ситуации. Этим ресурсом являются невостребованные остатки средств на казначейских счетах, необязательность возврата которых до конца финансового года установлена изменениями, внесенными 23 августа 2023 года в постановление Правительства РФ № 368[1].

Действующая редакция Бюджетного кодекса позволяет воспользоваться этим источником финансирования дефицита бюджета не всем, а лишь субъектам с высоким уровнем долговой устойчивости, у которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета. Установленный критерий доли МБТ не учитывает природу трансферта: рост значения этого показателя для субъекта РФ может быть следствием активной фазы реализации инфраструктурных проектов на территории региона, увеличением объема целевых средств из федерального бюджета, предоставленных для их софинансирования, а не ухудшением бюджетных показателей региона.

Исключение этого критерия позволит расширить перечень потенциальных пользователей этого источника с 23 до 56 субъектов без риска ухудшения их финансового состояния. Такое решение могло бы снизить риски возникновения просроченной кредиторской задолженности и сэкономить расходы на обслуживании дорогих коммерческих заимствований. А расширение перечня возможных к использованию источников свободными остатками средств всех казначейских счетов увеличит объем возможного к использованию финансового ресурса для обеспечения сбалансированности бюджета. Для примера: в Новосибирской области в 2024 году объем свободных остатков средств бюджетных и автономных учреждений составил около 10 миллиардов рублей, участников казначейского сопровождения — порядка 5 миллиардов рублей.

Недостижение показателей субсидий

Огромной проблемой для бюджетов субъектов РФ, на наш взгляд, является ситуация, при которой недобросовестные действия поставщиков и подрядчиков приводят к наложению штрафных санкций на субъекты РФ при недостижении показателей предоставления субсидий из федерального бюджета. Для исключения такого несправедливого привлечения к ответственности регионов, приводящего как правило к возникновению дополнительных расходов в существенных для региона объемах в виде уплаты штрафов, предлагаем внести изменения в постановление Правительства РФ № 999[2], прописав в пункте 20 дополнительное основание для освобождения регионов от применения мер ответственности.

Социальная нагрузка

Отдельно хотелось бы остановиться на обеспечении детей-сирот жилыми помещениями, так как ликвидация очереди сирот, у которых возникло, но не реализовано право на получение жилого помещения, сегодня находится под пристальным вниманием федерального центра и правоохранительных органов. Сокращение очереди требует выделения существенных средств из региональных бюджетов, при этом общий объем субсидии из федерального бюджета на эти цели начиная с 2021 года остается на уровне 10 миллиардов рублей. Однако стоимость квадратного метра за этот период выросла почти в два раза. Для справедливого распределения финансовой нагрузки между субъектами РФ и федеральным бюджетом нужно предусмотреть на 2025 год общий объем субсидии регионам с увеличением на суммарный темп роста стоимости квадратного метра в 2021–2024 годах. Далее следует ежегодно увеличивать общий объем средств соразмерно росту стоимости квадратного метра (рисунок 3).

Еще одна тема, которая также заслуживает особого внимания, — взносы субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Это существенная нагрузка на региональные бюджеты. К тому же данные о численности неработающего трудоспособного населения, за исключением инвалидов и студентов, непрозрачны. Например, в Новосибирской области число официально безработных граждан по итогам 2023 года, по данным Новосибирскстата, составило 49,5 тысячи человек, при этом застрахованных неработающих граждан в трудоспособном возрасте, по данным ТФОМС, используемых при расчете платежей, — более 300 тысяч человек.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 326‑ФЗ[3] определен перечень категорий, отнесенных к неработающим гражданам, подлежащим страхованию, в котором, помимо прочего, в подпункте «ж» есть понятие «иные неработающие». Категории граждан, указанные в подпунктах «а» — «е», всем понятны, а вот «иные категории» не расшифрованы, и проверить их количество невозможно. У нас есть опасение, что причисление их к неработающим может быть искусственным: граждане получают серый доход, начисления в ОМС от которого не уплачиваются.

Во избежание рисков нерационального использования бюджетных средств, а также для побуждения к легализации теневой занятости предлагаем внести изменение в Федеральный закон № 326‑ФЗ, детализировав категорию «иные неработающие».



[1] Постановление Правительства РФ от 30.03.2020 № 368 «Об утверждении Правил привлечения Федеральным казначейством остатков средств на единый счет федерального бюджета и возврата привлеченных средств и общих требований к порядку привлечения остатков средств на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и возврата привлеченных средств».

[2] Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326‑ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Поделиться