Ульяновская область — один из первых регионов, внедривших инициативное бюджетирование в стратегическое, программное и проектное управление. Не случайно у субъекта РФ много наград и поощрений на федеральном уровне. Например, в этом году Ульяновская область получила благодарственное письмо от министра финансов РФ А. Г. Силуанова за вклад в развитие инициативного бюджетирования в Российской Федерации. Становление этой практики и новые проекты мы обсудили с министром финансов Ульяновской области Натальей Геннадьевной Брюхановой.
— Наталья Геннадьевна, регион начал развивать инициативное бюджетирование одним из первых, еще в 2015 году. Расскажите о ваших самых первых программах.
— Мы начинали с двух программ: регионального проекта поддержки местных инициатив (ППМИ) и муниципального «Народного бюджета».
Наиболее острые проблемы районного и городского уровней муниципальные образования решают в рамках «Народного бюджета». За девять лет в Ульяновской области по этой программе реализовано 299 проектов на сумму 237 миллионов рублей. В 2021 году Ульяновск запустил свой муниципальный проект. Благодаря ему в городе было реализовано 43 проекта на общую сумму 67,2 миллиона рублей.
ППМИ быстро набрал популярность, и к текущему году участниками проекта стали уже все муниципальные образования области. Кстати, проект дал толчок развитию ТОС на территории области. Причем настолько мощный, что сегодня в рамках госпрограммы «Формирование комфортной городской среды в Ульяновской области» реализуется уже отдельное региональное мероприятие «Благоустройство территорий, в границах которых осуществляется территориальное общественное самоуправление». В его рамках по результатам ежегодного конкурсного отбора заявок идет распределение субсидий между поселениями и городскими округами Ульяновской области.
В 2023 году было реализовано 39 таких проектов на общую сумму 22,4 миллиона рублей. Большую часть средств, естественно, выделил областной бюджет — 20 миллионов рублей, бюджет муниципальных образований — чуть менее 1 миллиона рублей, инициативные платежи граждан составили 1,4 миллиона рублей. В 2024 году мы увеличили финансирование на реализацию мероприятия до 25 миллионов рублей.
— Растет ли количество проектов, создаваемых благодаря ППМИ?
— Конечно. За девять лет в рамках практики реализовано 626 инициатив жителей нашего региона. Общая их стоимость составила 863,2 миллиона рублей, региональный бюджет вложил 75,6 процента этих средств. Количество проектов-победителей за годы реализации увеличилось почти в 11 раз — с 13 в 2015 году до 138 в 2024 году.
— Какие направления инициативного бюджетирования развиваются в рамках ППМИ?
— На протяжении девяти лет наиболее волнующими вопросами для населения оставались благоустройство, ремонт объектов культуры, водоснабжения, образования и спорта. Хочу отметить, что в настоящее время все больше проектов направлено на увековечивание памяти героев Великой Отечественной войны и специальной военной операции.
В рамках нового конкурсного отбора ППМИ мы выделили новые направления: молодежные инициативы и инициативы граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
Молодежные инициативы содержат мероприятия, предусматривающие строительство, реконструкцию, капитальный или текущий ремонт, а также благоустройство объектов, необходимых для организации досуга и развития молодежи. С инициативой реализации проекта по данному направлению вправе выступить граждане в возрасте от 16 до 35 лет включительно. Инициативы граждан старшего возраста включают мероприятия, предусматривающие те же работы, что и молодежные инициативы, однако необходимые для организации досуга и развития граждан предпенсионного и пенсионного возраста. Здесь проект могут выдвинуть жители, достигшие 55 лет.
Объем финансирования инициативных проектов распределяется так: 70 процентов общего объема будет направлено на давно привычные местные инициативы, 20 процентов — на молодежные и 10 процентов — на проекты, представленные возрастными гражданами.
— Какие еще изменения, произошедшие в инициативном бюджетировании региона, вы бы могли отметить?
— За последние два года поменялось многое. В регионе проведена работа по интеграции инициативного бюджетирования и финансового просвещения на базе Центра развития налоговой культуры и финансовой грамотности Министерства финансов Ульяновской области. Если раньше эти два направления существовали раздельно, то в прошлом году мы решили, что именно интеграция программ по финансовой и бюджетной грамотности позволит получить значительный практический эффект. Кстати, Ульяновская область была отмечена в докладе о лучших практиках инициативного бюджетирования в номинации «Интеграция инициативного бюджетирования и финансового просвещения».
На этом мы не остановились, и в текущем году включились в реализацию Стратегии развития финансового рынка до 2030 года. Выпустили народные облигации под финансирование проектов развития, подготовленных на основе местных инициатив граждан. Размещение первого выпуска облигаций для физических лиц очень успешно прошло 29 марта 2024 года на финансовом маркетплейсе «Финуслуги».
— Недавно глава Ульяновской области выдвинул интересную инициативу. По словам А. Ю. Русских, назрела необходимость решения вопросов регионального значения посредством внедрения инициативного бюджетирования в национальные проекты. Вы разделяете эту идею?
— Несомненно. На наш взгляд, модель инициативного бюджетирования показала себя как один из самых эффективных механизмов вовлечения граждан в бюджетный процесс. Жители поселений и городов путем открытого обсуждения и голосования на местных собраниях выбирают наиболее актуальные проблемы своего населенного пункта, подключаются к общественному контролю за реализацией проектов, участвуют в них, что способствует бережному отношению к созданному объекту.
Мне кажется, очевидно, что использование механизма инициативного бюджетирования в таком же формате в национальных проектах привело бы к еще более эффективному достижению стратегических целей развития.
— Может ли отразиться на развитии инициативного бюджетирования грядущая муниципальная реформа?
— Мы не сможем обойтись без внесения изменений в соответствующую нормативную документацию в части регулирования региональных и муниципальных практик инициативного бюджетирования. Поскольку сейчас, к примеру, в рамках ППМИ средства распределяются на конкурсной основе между местными администрациями городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов. Однако в остальном глобальных изменений не произойдет.
Подготовила А. Ю. Ольховая