Версия для печати 207 Материалы по теме
Дополнительные источники дохода на высокодотационных территориях

На протяжении многих лет бюджет Тюльганского района Оренбургской области и бюджеты поселений, входящих в его состав, относятся к категории высокодотационных. Поэтому как и сам район, так и его сельские поселения стараются использовать любую возможность для получения дополнительных источников доходов, которые помогают решать вопросы местного значения. Об участии муниципального образования в конкурсе по инициативному бюджетированию «Бюджету» рассказала начальник финансового отдела администрации Тюльганского района Ирина Викторовна Максимова.

— Ирина Викторовна, как давно Тюльганский район участвует в инициативном бюджетировании? Какие направления обычно выбирают авторы проектов?

— Вовлечение граждан в решение вопросов местного значения — важное направление в работе финансового блока муниципалитета. Подготовка к реализации проектов инициативного бюджетирования в Тюльгане началась в 2016 году. Уже через год мы приступили к непосредственному воплощению программы в жизнь. И сразу же, в первый год, у нас встала проблема сбора платежей с населения. Чтобы ее решить, в каждом сельсовете была определена инициативная группа, которая работала с жителями. Не все положительно отнеслись к механизму, особенно когда дело дошло до денежного участия в реализации проекта. Представители инициативных групп смогли убедить жителей, что в конкурсе участвовать нужно, донести, что на каждый вложенный рубль граждан можно привлечь значительно большее количество бюджетных средств и безвозмездной помощи организаций.

В результате в течение семи лет, с 2017 и по 2024 год, на территории района удалось реализовать 63 проекта. Инициативные предложения касались пяти объектов культуры, 21 объекта водоснабжения, восьми спортивных объектов, шести объектов культурного наследия. Еще восемь проектов были направлены на ремонт дорог, семь — на благоустройство территорий, пять — на благоустройство кладбищ и последние три — на приобретение коммунальной техники и оборудования к ней.

Самыми первыми муниципальными образованиями района, которые подключились к программе инициативного бюджетирования и ежегодно в них участвовали, стали Разномойский, Репьевский и Тугустемирский сельсоветы. Их можно назвать первопроходцами, положительный опыт которых позволил привлечь к участию в инициативных проектах все сельские поселения района. Когда население видит конкретные результаты, то с большим желанием принимает участие в выборе проблемы, идет на сход, участвует в анкетировании и других мероприятиях. А когда вкладывает собственные средства, то бережнее относится к новым объектам, построенным в рамках инициативного бюджетирования.

Хочется отметить, что жители выбирают самые значимые вопросы местного значения, чтобы решить их через механизм инициативных проектов. Конечно, это вопросы водоснабжения (не просто так за восемь лет реализован 21 проект по этому направлению). Не менее важны и проекты по ремонту дорог. В одном из сельсоветов три года реализовывался проект по приобретению коммунальной техники и оборудования к ней. В первый год приобрели трактор, далее — оборудование для очистки территории в зимний период от снега, в 2024 году — телегу для вывоза мусора с территории сельского совета. Для села это очень значимые и важные приобретения. Ведь не каждый сельсовет сможет осилить покупку трактора собственными силами. А инициативное бюджетирование дает им возможность привлечь дополнительно до 1,5 миллиона рублей для решения важных и актуальных вопросов местного значения.

На сегодняшний день реализация всех прошедших на 2024 год отбор проектов завершена. Полностью реализованы 13 проектов. На 2025 год подано 12 заявок, из них пять проектов направлены на ремонт водопроводов.

— Сегодня все большую популярность набирает конкурс инициативного бюджетирования «Школьный бюджет». Насколько он актуален для района?

— На территории Тюльганского района реализация проекта «Школьный бюджет» началась еще три года назад. В этом году нам удалось включить в конкурсную программу еще три практики — «Культурный бюджет», «Народный бюджет» и «Молодежный бюджет». Итого в 2024 году было реализовано четыре практики на общую сумму 1 миллион рублей.

Что касается школьного инициативного бюджетирования, то практика трех лет показывает, насколько активно дети участвуют в инициативных проектах, с какой ответственностью подходят к выбору школьных проблем, которые требуют решения. У нас, как, наверное, и в других муниципалитетах, в каждой школе создан школьный совет, который в рамках реализации инициативных проектов проводит информационную кампанию. Также он организует внутри школы классные и общие собрания по выдвижению, обсуждению и последующему отбору проектных предложений. Совместно с представителями уполномоченных органов местного самоуправления проводит предварительный технический анализ выдвинутых предложений. Также ребята совместно с педагогами, курирующими проект, подсчитывают голоса и объявляют результаты общешкольного голосования. В дальнейшем они составляют заявку на реализацию проектных предложений и направляют ее в финансовый отдел администрации Тюльганского района.

На первом этапе школьный совет проводит подготовительную работу, запускает информационную кампанию. Перед проведением классных собраний представители финансового отдела и отдела образования района проводят инструктаж среди преподавателей, курирующих инициативные проекты.

На втором этапе на собраниях учащихся происходит выдвижение и обсуждение предварительных проектных идей, предложений. Курирующие проект преподаватели проводят их предварительную экспертизу на соответствие условиям проекта. На общешкольном собрании старшеклассников инициативные группы представляют проектные идеи, проходит голосование. Важно отметить, что от каждой школы может быть выдвинуто только одно проектное предложение.

На третьем этапе инициаторы предложений совместно со школьным советом оформляют проект для дальнейшего участия в отборе между школами. Финансовый отдел и отдел образования совместно со школьным советом организуют предварительный технический анализ проектных предложений и формируют заключение, цель которого — определить, относится ли решение заявленной в проектном предложении проблемы к полномочиям органов местного самоуправления. Проектные предложения, получившие отрицательное заключение, к голосованию между школами не допускают.

Четвертый этап — это голосование по проектным предложениям между школами, а также обработка его результатов. Решением комиссии (комиссия по отбору проектных предложений проекта назначается приказом) объявляются победители голосования — проектные предложения, набравшие наибольшее количество голосов. Общая оценочная стоимость их реализации не должна превышать сумму средств, предусмотренных в бюджете Тюльганского района на текущий финансовый год. Источником финансирования данных проектов является местный бюджет муниципального образования.

В завершение хотелось бы отметить, что цель всех реализуемых практик инициативного бюджетирования — вовлечь молодежь, детей школьного возраста, активных жителей района в решение вопросов местного значения. Инициативные проекты помогают нам развивать общественную инфраструктуру, повышать бюджетную грамотность, гражданскую активность молодежи, знакомить ее с основами местного самоуправления, повышать прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса. Все проекты инициативного бюджетирования Тюльганского района соответствуют насущным проблемам и потребностям территории.

Подготовила М. С. Михайлова

Поделиться