Владимир Николаевич Богданцев, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» Союза финансистов России, начальник Финансового управления администрации города Орска Оренбургской области, как представитель органов МСУ, поделился мнением о последствиях перехода на одноуровневую систему власти.
На сегодняшний день законопроект вызывает много вопросов. Его принятие повлечет необходимость внесения изменений в большой блок существующей базы нормативных правовых актов или же разработку новых, перестройку организации местного самоуправления. Прежде всего это касается разграничения полномочий по решению вопросов в целях обеспечения жизнедеятельности населения между уровнями государственной и муниципальной власти. А это, в свою очередь, затрагивает вопросы обеспеченности финансовыми ресурсами.
Выполнение полномочий в целом ряде сфер по сути законопроекта возлагается на органы государственной власти. Это такие важные сферы, как организация электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, транспортного обслуживания населения, дорожная деятельность в отношении дорог местного значения, организация предоставления дошкольного, общего, дополнительного образования, обеспечение условий для развития физической культуры на территории муниципального образования. В свою очередь, государственные власти на законодательном уровне могут закрепить эти полномочия за органами местного самоуправления. Таким образом, законопроект содержит нормы, согласно которым основные векторы функционирования местного самоуправления будут регулироваться нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов, а не федеральным законодательством, как это есть сейчас.
С одной стороны, вхождение местного самоуправления в единую систему с государственной властью должно повысить роль института местного самоуправления, если можно так сказать, сделать его звеном системы государственной (публичной) власти. С другой стороны, четко просматривается строгая подконтрольность вышестоящему уровню власти, тем самым проглядывается риск снижения самостоятельности и независимости местных органов власти.
Далее — оптимизация численности административно-территориальных единиц местного уровня. Что мы имеем на сегодня? Это двухуровневая система организации местного самоуправления, включающая в себя уровень муниципальных районов и поселений. Бюджеты поселений, как правило, имеют недостаточную доходную базу для выполнения возложенных на них полномочий. В связи с этим возникает необходимость обеспечения их дополнительными финансовыми и материальными ресурсами, что влечет за собой определенные издержки. Стоит отметить, что и муниципалитеты первого уровня по большей своей части не могут похвастаться достаточным объемом доходных источников. К тому же на уровне поселений зачастую наблюдается дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить качественное выполнение возложенных полномочий.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти