№ 6 июнь 2025 — 10 июня 2025

Актуализация бюджетной и налоговой политики Обзор новаций в сфере общественных финансов

Версия для печати 128 Материалы по теме
Актуализация бюджетной и налоговой политики Обзор новаций в сфере общественных финансов

Летний период для многих руководителей и специалистов органов государственной власти и МСУ не столько время отпусков, сколько горячая пора подготовки к бюджет­ному прогнозированию и планированию деятельности на очередной финансовый год. Новации в сфере общественных финансов рассмотрели эксперты БФТ-Холдинга в рамках майского вебинара, о главных из них я бы и хотела сегодня рассказать.

Елена Викторовна Зенцова, заместитель директора департамента методологии, анализа и консалтинга БФТ-Холдинга

Корректировка норм БК РФ

В конце мая этого года Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона, который предусматривает внесение комплексных изменений в БК РФ. Законопроект № 914321-8 содержит изменения базового характера, поправки, связанные с деятельностью регионов и муниципалитетов, а также корректировки отдельных подходов к прогнозированию на федеральном уровне.

Блок «базовых» новаций предусматривает уточнение БК РФ в целях распространения казначейского мониторинга на всех получателей бюджетных средств, включая исполнителей государственных контрактов, а также усиление казначейского контроля. Предлагается, в частности:

  • закрепить обязанности по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) участниками казначейского сопровождения (КС);
  • наделить Федеральное казначейство (ФК) полномочиями по проведению проверки ведения раздельного учета результатов ФХД участников КС;
  • установить обязанность госзаказчиков, получателей бюджетных средств, заказчиков по контрактам (договорам) по включению в контракты (договоры, соглашения) условий о казначейском сопровождении (в случае если это предусмотрено законодательством).

Новая норма разработана во исполнение решения межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям. Ожидается, что ее применение приведет к четырехкратному увеличению субъектов казначейского мониторинга.

В целях законодательного закрепления цифровой инфраструктуры управления государственными финансами законопроектом предусматривается дополнение БК РФ новой главой 19.2 «Информационное обеспечение бюджетного процесса». Предлагается зафиксировать основные функции ГИИС «Электронный бюджет» и установить обязательность ее использования участниками бюджетного процесса федерального уровня, а также предоставления содержащихся в ней единых классификаторов, справочников, реестров, формуляров и отдельных функциональных возможностей в виде сервиса всем заинтересованным пользователям.

Законопроект также определяет основные направления информационного взаимодействия, в том числе обязанность иных информационных систем представлять юридически значимую электронную информацию. В числе ключевых поправок, напрямую влияющих на деятельность регионов, предлагается:

1) уточнить порядок зачисления госпошлины в бюджеты субъектов РФ;

2) дополнить статью 46 БК РФ и установить новый неналоговый платеж, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 100% в виде штрафов за установленные КоАП РФ административные правонарушения, выявленные исполнительными органами субъектов РФ, осуществляющими госнадзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (норма вводится как одна из мер, направленных на стимулирование проведения соответствующей деятельности);

Поделиться