На площадке Международного форума Финансового университета прошла торжественная церемония награждения победителей II Всероссийского конкурса управленческих инноваций. В этом году на конкурс, организованный издательским домом «Бюджет», было представлено 210 заявок от федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти из 50 субъектов РФ. О проектах, признанных лучшими, в нашем материале.
Первый конкурс управленческих инноваций, состоявшийся в прошлом году, запустил ряд важных процессов. В стране открылся Центр инноваций в государственном и муниципальном управлении. По его инициативе в четырех ведущих региональных вузах страны были созданы лаборатории управленческих инноваций. «Они работают на базе Ростовского государственного экономического университета, Кубанского государственного технологического университета, Вологодского госуниверситета и Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. Идут переговоры о расширении сети лабораторий.
Почти год ИД „Бюджет“ совместно с Финуниверситетом готовил специальное пособие, куда вошел мировой обзор инновационных практик. Я надеюсь, что очень скоро он выйдет в свет», — заявил исполнительный директор конкурса, руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет» В. Д. Дзгоев. И, по словам ректора Финансового университета С. Е. Прокофьева, это только начало. «За два конкурса было представлено почти 500 различных инновационных проектов. Конечно, не все стали победителями или призерами, но в любом случае это ростки чего-то нового и интересного. Есть договоренность с аппаратом Правительства РФ, что мы подготовим информационный ресурс, чтобы все эти практики смогли пройти воронку обсуждений и были изучены в правительстве, в органах власти как федерального, так и регионального уровня, местным самоуправлением. Все это делается для того, чтобы проекты можно было масштабировать», — рассказал ректор.
Первыми кандидатами на масштабирование, несомненно, можно называть проекты, признанные абсолютными победителями конкурса управленческих инноваций.
Единый реестр интернет-рекламы
В этом году среди обладателей Гран-при был лишь один федеральный орган исполнительной власти. Конкурсная комиссия высоко оценила проект «Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР)», представленный Роскомнадзором.
В начале 2020 года перед Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций была поставлена крайне непростая задача. Роскомнадзор должен был обеспечить прослеживаемость размещаемой в интернете рекламы, чтобы подтвердить обоснованность и реальность трат на ее распространение, повысить долю белого рынка и фиксировать распространяемые рекламные материалы.
На тот момент в стране не было фиксации показов и их количества, не было достоверной информации о распространяемых рекламных материалах, стоимости распространения и площадках. Совсем не редки были случаи, когда затраты на интернет-рекламу были только на бумаге, а по факту ее могло и не быть совсем. Налогооблагаемая база существенно уменьшалась, а деньги могли просто «вывести».
Наталья Юрьевна Зейтениди, генеральный директор БФТ-Холдинга
Всероссийский конкурс управленческих инноваций демонстрирует динамику развития государственного управления. Сегодня регионы переходят от отдельных цифровых решений к системным моделям, где технологии и управленческие подходы работают в единой связке и дают реальный эффект.
Важно, что конкурс позволяет увидеть проекты, которые формируют новую культуру государственного управления, где цифровизация становится основой изменений: внедрение инновационных ИТ-практик, управление на основе данных и аналитики, клиентоцентричность, прозрачность и повышение эффективности работы органов власти. Среди таких проектов есть системы, созданные на основе решений БФТ. Мы видим, как единая архитектура процессов помогает регионам создавать устойчивую модель управления, где решения принимаются быстрее, снижаются риски и обеспечивается стабильный результат.
Для БФТ-Холдинга участие в конкурсе — это возможность поддерживать профессиональное сообщество, обмениваться практиками и показывать, как технологии помогают регионам двигаться вперед. Мы и дальше будем поддерживать инициативы, которые способствуют росту цифровой зрелости и формируют современную практику государственного управления.
До встречи в следующем году!
Несмотря на эту лазейку, свой запрос к Роскомнадзору был и у рекламодателей. В ряде случаев непосредственные заказчики не до конца понимали, за что заплатили, почему к ним не идут покупатели и на каких площадках распространяется их реклама. Таким образом, стране был нужен единый инструмент для аналитики, который давал бы информацию об объективном состоянии экономических показателей: объеме рынка, его росте, трендах рекламирования, популярных площадках для продвижения.
Ответом на эти вызовы стало создание Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР). Он впервые зафиксировал реальный объем рынка интернет-рекламы в РФ. Это позволило государству ввести и администрировать механизм, обеспечивающий новые поступления в федеральный бюджет — трехпроцентный сбор от доходов участников рынка интернет-рекламы. Для бизнеса и ФНС ЕРИР стал важным инструментом верификации расходов на рекламу, позволяя рекламодателям точно оценивать эффективность вложений по каждому каналу продвижения, а ФНС получить подтверждения о распространяемой рекламе в Сети при рассмотрении заявок на уменьшение налогооблагаемой базы за счет расходов на рекламу. «Реестр интернет-рекламы состоит из различных кабинетов для участников рынка, где они видят всю информацию, которую они сами передали в ЕРИР. Реестр используют также ФАС и сам Роскомнадзор. Роскомнадзор смотрит, чтобы не было рекламы запрещенных сервисов, VPN-сервисов. ФАС следит за контентом», — пояснил руководитель направления «Единый реестр интернет-рекламы» Роскомнадзора России В. И. Шилов.
Представитель службы особо отметил, что примененные в ЕРИР подходы являются уникальными. Впервые в российской практике государственного регулирования цифровой экономики был реализован принцип совместной разработки фискального механизма с непосредственным присутствием участников рынка на всех ключевых этапах. Роскомнадзор привлек потенциальных плательщиков к проработке архитектуры расчета, что позволило учесть отраслевые особенности монетизации разных форматов рекламы. Совместно с бизнесом были спроектированы пользовательские интерфейсы, обеспечившие интуитивную понятность системы. Такой подход позволил создать систему, которая одновременно отвечает как фискальным задачам государства, так и операционным потребностям бизнеса, минимизировав сопротивление рынка и сократив адаптационный период с прогнозируемых 12 месяцев до фактических трех месяцев после запуска.
Сегодня в ЕРИР оцифрована вся интернет-реклама. Здесь есть сведения о более чем 68 миллиардах рекламных объявлений, статистика о триллионах показов рекламы на тех или иных площадках. В системе ежегодно учитывается реклама 1,29 миллиона рекламодателей. Это привело к сокращению доли неучтенной рекламы с 25 до 5%. «Мы уже получили дополнительный доход в бюджет государства в размере 3,8 миллиарда рублей (рисунок 1). Планируем привлечь не меньшую сумму по итогам этого года. И ежегодно мы прогнозируем, что будем приносить государству не менее 12 миллиардов рублей», — резюмировал Шилов.
Финансовая экосистема
Второй проект, получивший Гран-при, — «Экосистема бюджетно-финансовых сервисов» — разработал и реализовал Комитет финансов Ленинградской области. Региональный орган власти поставил перед собой цель — перейти от ручного труда к автоматике: минимизировать визуальный контроль, ускорить выполнение процессов и повысить прозрачность и открытость при одновременном снижении количества ошибок. Перед Комитетом финансов Ленинградской области встала задача полной автоматизации всех процессов при исполнении бюджета по расходам: от контроля в сфере закупок в рамках 44‑ФЗ до автоматического отражения операций в бухгалтерском и бюджетном учете. Для ее решения региональные финансисты начали последовательно формировать экосистему — единую платформу бюджетно-финансовых сервисов, где центральным компонентом стала информационная система «Управление бюджетным процессом Ленинградской области», обеспечивающая интеграцию и сквозную обработку данных (рисунок 2).
При внедрении проекта для обеспечения оптимальных решений на базе цифровой платформы финансистам пришлось провести всестороннюю ревизию всех процессов исполнения бюджета по расходам с учетом обновления бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок. Еще одним вызовом стал запуск новых функциональных возможностей без остановки текущего операционного процесса.
В рамках экосистемы были выстроены интеграционные решения по использованию личного кабинета органа контроля в ГИС ЕИС в сфере закупок с внутренними подсистемами цифровой платформы. Реализация оперативного информационного взаимодействия обеспечивает сквозное исполнение функций контроля финансового органа в рамках 44‑ФЗ, начиная с подсистемы «Государственный заказ», через автоматическое формирование комплекта данных для постановки на учет бюджетных обязательств и продолжая процесс постановкой на учет денежных обязательств.
Юрий Алексеевич Черных, генеральный директор НПО «Криста»
Всероссийский конкурс на лучший исполнительный орган федеральной, региональной и муниципальной власти России в сфере управленческих инноваций стал ярким событием, показал высокую востребованность новых подходов к управлению с применением высокотехнологичных отечественных инструментов. Представлено много интересных проектов. Безусловно, они будут полезны всем практикам. Сердечно поздравляю победителей конкурса с прекрасными итогами работы!
Хочу поблагодарить организаторов конкурса за приглашение НПО «Криста» к участию в качестве партнера, возможность общения с представителями профессионального сообщества, обмена мнениями и опытом. Наша компания много лет создает цифровые решения для госсектора. Приятно, что они способствуют успешному воплощению новаторских идей и повышению эффективности госуправления.
Желаю конкурсу развития и процветания, а всем его участникам — крепкого здоровья, вдохновения и новых вершин!
Еще одна новация — на базе подсистемы исполнения бюджета единой цифровой платформы была реализована возможность автоматической постановки на учет бюджетных обязательств получателей средств бюджета с автоматизированной проверкой. В подсистеме по исполнению бюджета реализована возможность автоматического формирования денежных обязательств получателей средств на основании сформированных в ЕИС «Закупки» документов о приемке по государственным контрактам. Также в подсистеме исполнения бюджета функционирует адаптивный модуль по сопоставлению электронного акта с соответствующей бюджетной строкой принятого к учету бюджетного обязательства и последующей автоматической генерацией денежного обязательства получателей средств на основании документов о приемке, сформированных в ГИС ЕИС. Это обеспечивает оперативную связку «акт приемки — обязательство — плата».
Финансисты Ленинградской области получили и возможность автоматического формирования денежных обязательств получателей средств бюджета по направлениям расходов, не связанным с закупочной деятельностью. На базе подсистемы исполнения бюджета реализован конструктор правил для бесконтактного санкционирования денежных обязательств и расходов учреждений.
Проект стал настоящим прорывом в цифровой трансформации бюджетной инфраструктуры Ленинградской области. Более 300 государственных учреждений получили современную платформу для закупок с безбумажным документооборотом, полностью соответствующим требованиям регуляторов. Внедрение автоматического формирования бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета и расходов бюджетных учреждений на платформе устранило массу ручных операций. Оно позволило существенно снизить долю механической работы сотрудников, сократить «глазной» контроль со стороны Комитета финансов Ленинградской области и обеспечить создание непрерывных процессов исполнения бюджета.
Реализация бесконтактного санкционирования расходов за первые семь месяцев работы охватила свыше 70% всех платежей, что ускорило расчеты и снизило операционные риски. «У нас финансовый орган работает в едином окне. Он не работает в различных личных кабинетах, в разных информационных системах. Все операции, в том числе связанные с подписанием определенных документов по контролю, происходят исключительно в одном месте», — рассказала начальник департамента казначейского исполнения бюджета Комитета финансов Ленинградской области Е. Ю. Яковлева. По ее мнению, при фокусе на масштабировании и углублении интеграций проект способен обеспечить дальнейшее повышение эффективности, экономию средств, сокращение сроков операций и повышение прозрачности исполнения бюджета.
Экосистема дорожного хозяйства
Еще одну экосистему, однако уже связанную с дорожным хозяйством, представил Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Гран-при конкурса управленческих инноваций завоевал проект «Экосистема управления транспортом и дорожным хозяйством».
В регионе осознали необходимость оцифровки данных по региональным и муниципальным дорогам, внутриквартальным участкам. Руководству субъекта РФ была нужна полная сводная информация об актуальном состоянии региональных и муниципальных дорог. Учет средств при выполнении дорожных работ требовал повышения прозрачности, а расходы бюджетов всех уровней на содержание объектов дорожного хозяйства — оптимизации.
Созданная в ответ на этот вызов экосистема оказала значительное влияние на региональное и муниципальное управление в сфере дорожного хозяйства и транспорта за счет трансформации бизнес-процессов (рисунок 3). «Мы закупили комплексы с искусственным интеллектом. Установили их на обычные дежурные автомобили, которые и так курсируют по муниципалитетам. Любое отклонение дороги от нормы, включая отсутствие разметки, попадает в облако. Человек отсматривает эти проблемные видео и принимает решение, это реально проблема или нет. Допустим, он видит, что есть проблема с разметкой, тогда специалист просто нажимает кнопку „Подтвердить“. Подрядчику, который отвечает за данный участок дороги, ставится задача, он выезжает, устраняет дефект и с помощью фото- и видеофиксации отчитывается об устранении. Так мы смогли значительно облегчить работу нашим инспекторам», — рассказал первый заместитель директора Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Ю. С. Колесников. Среди новаций проекта он выделил интеграцию технологий с использованием ИИ для автоматической фиксации дефектов, комплексный подход к управлению транспортом и дорогами, включающий как мониторинг, так и оптимизацию маршрутов и мультимодальность планирования расписания и маршрутов пассажирских перевозок.
Результаты реализации впечатляют. 70% дефектов дорог в Ханты-Мансийском АО теперь выявляется с использованием технологий искусственного интеллекта. Скорость регистрации дорожных проблем выросла в 10 раз, а затраты на выезды инспекторов снизились на 85%. «Наша экономия на бензине, амортизации автомобилей достигает 30 миллионов рублей в год», — добавил Колесников. Весь пассажирский и коммунальный транспорт находится под постоянным контролем, а у жителей региона есть актуальная информация о его движении, расписаниях и маршрутах. В округе отмечают повышение лояльности жителей к использованию общественного транспорта в связи с улучшением качества дорог. В свою очередь, большее использование общественного транспорта привело к снижению нагрузки на дорожную сеть и улучшению экологической обстановки. «Система позволила нам добиться серьезных эффектов, и мы продолжаем ее развивать. Мы внедрили ее на водном транспорте в период навигации. Сейчас ведем переговоры с РЖД и авиаперевозчиками», — заключил представитель Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Коллаборации будущего
Следующий проект — обладатель Гран-при конкурса разработал и реализовал уже муниципалитет. Мэрия города Грозного Чеченской Республики представила «Родительский альянс: коллаборации будущего». Муниципальные власти логично пришли к выводу, что для правильного выбора будущей профессии детям необходимо получить практический опыт в ней. Согласно исследованиям более 70% школьников не знают, кем хотят стать. И проект «Родительский альянс: коллаборации будущего» предложил комплексный подход, включающий практические пробы и наставничество со стороны родителей, педагогов и самих обучающихся. Он позволил не только выявлять склонности детей, но и помочь им осознанно выбирать профессию, что особенно важно в условиях быстро меняющегося рынка труда.
34% родителей в Чеченской Республике хотят, чтоб их дети стали врачами, а 28% — экономистами и юристами, но только 9% школьников выбирают эти профессии. Благодаря тому, что родители выступают наставниками в коллаборациях, проект помогает избежать таких дисбалансов, ориентируясь на реальные интересы и способности детей.
В основе проекта работа пяти коллабораций, функционирующих на волонтерской основе. Коллаборации представляют собой мини-модель профессионального сообщества, в которой дети учатся через практику. Это:
1) пресс-центр «Хроники времени»: развитие навыков журналистики и медиакоммуникаций;
2) творческое созвездие «Арт-Союз»: творчество в области живописи, швейного и гончарного мастерства, хореографии, дизайнерского искусства;
3) биохимическое направление «Эликсир жизни»: популяризация научных исследований в области естественно-научных дисциплин;
4) STEM-образование «Техноэволюция»: коллаборация, объединяющая будущих инженеров, физиков, конструкторов, ученых-новаторов;
5) социальные инициативы «Волонтерский феномен»: волонтерство и благотворительность, наставническая деятельность.
Проект включает в себя три тематических блока:
1. Образовательный блок в формате встреч, в рамках которого для обучающихся проводят конференции, мастер-классы, пленарные дискуссии, тренинги, практические занятия, лекции, семинары, образовательные игры от наставников-волонтеров.
2. Блок профессиональных проб в формате сетевой акции, где учащиеся разрабатывают свои дизайн-проекты, создают макеты, презентуют исследовательские проекты по применению приобретенных знаний в практической жизни.
3. Конкурсный блок — «Трудовой триатлон самосовершенствования» — это командные соревнования в формате кейсотеки и финал, включающий в себя «Кейс-чемпионат медиапроектов», фотосет «Природа и человек», «Научный хакатон», «Чемпионат по ландшафтному дизайну», «Создание бренда», «Макет-марафон», «Интеллектуальный баттл».
Благодаря победе в первом сезоне конкурса российского общества «Знание» и полученной премии создатели проекта смогли оборудовать лаборатории «Эликсир жизни» и «Техноэволюция», что значительно повысило качество образовательного процесса. По словам директора Департамента финансового контроля, муниципального мониторинга и связи мэрии Грозного А. Ш. Юнусова, на данный момент уже более 1,5 тысячи школьников получили практический опыт в различных профессиональных сферах благодаря реализации проекта. «Узнав про проект, многие дети Чеченской Республики изъявили желание участвовать в проектных активностях. Благодаря поддержке общества „Знание“ мы продолжаем развивать и расширять границы проекта, делая его доступным для большего числа участников», — резюмировал он.
А. Ю. Ольховая
Победители 2025 года
Конкурс управленческих инноваций проводит издательский дом «Бюджет» при поддержке Финансового университета при Правительстве РФ и Союза развития государственных финансов. Партнерами конкурса, как и в прошлом году, выступили НПО «Криста» и БФТ‑Холдинг. БФТ также наградил лауреатов своей специальной номинации «За существенный вклад в цифровизацию ключевых направлений государственного управления».
Гран-при:
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Проект «Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР)»
- Комитет финансов Ленинградской области. Проект «Экосистема бюджетно-финансовых сервисов»
- Министерство информационного развития и связи Пермского края. Проект «Рейтинг по цифровизации муниципальных образований Пермского края»
- Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Проект «Экосистема управления транспортом и дорожным хозяйством»
- Мэрия города Грозного. Проект «Родительский альянс: коллаборации будущего»
Номинации:
1. Практики повышения эффективности деятельности органов власти
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Проект «Ведомственный контроль локальных проектов»
- Главное стратегическое управление администрации губернатора Вологодской области. Проект «Проектный офис территориального развития»
- Исполнительный комитет города Казани. Проект «Разработка Стратегии устойчивого развития Казани — 2030»
- Администрация города Южно-Сахалинска. Проект «Переход с функционального на процессный подход в управлении»
2. Практики развития и укрепления бюджетной системы
- Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области. Проект «Совершенствование государственного финансового контроля в условиях его цифровой трансформации»
- Министерство финансов Республики Крым. Проект «Школьное и студенческое инициативное бюджетирование как способ вовлечения молодого поколения в принятие управленческих решений»
- Департамент финансов города Москвы. Проект «Марафон финансовой грамотности»
- Администрация Сургутского района. Проект «Инновационная бюджетная политика: ключ к достижению целей Стратегии социально-экономического развития Сургутского района»
3. Практики повышения открытости (прозрачности) деятельности органов власти и вовлечения граждан
- Администрация городского округа Стрежевой. Проект «Слышим. Вовлекаем. Действуем»
- Администрация городского округа Стерлитамак. Проект «Совет директоров — партнерство во благо города»
- Администрация города Белгорода. Проект «Городской конкурс „Я МОГУ“ для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим „Налог на профессиональный доход“»
4. Практики внедрения цифровых технологий в управлении
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Проект «Федеральная государственная информационная система „Единая система предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов)“»
- Министерство цифрового развития и связи Нижегородской области. Проект «Централизованная система учета земельно-имущественного комплекса для муниципальных образований»
- Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района. Проект «Цифровой Нижнекамск»
5. Практики внедрения новых подходов к предоставлению услуг
- Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Проект «Трансформация архивной отрасли Московской области»
- Министерство сельского хозяйства Красноярского края. Проект «Государственная информационная система, обеспечивающая подачу в электронной форме заявлений на получение мер государственной поддержки субъектами агропромышленного комплекса Красноярского края»
- Министерство цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области. Проект «Жизненная ситуация „Для СВОих“: предоставление мер социальной поддержки участникам СВО и членам их семей в МФЦ в рамках комплексного запроса»
6. Практики развития кадрового потенциала органов власти и учреждений
- Федеральная антимонопольная служба. Проект «Наставничество пресс-секретарей территориальных органов ФАС России»
- Агентство труда и занятости населения Красноярского края. Проект «Лаборатория клиентоцентричности службы занятости населения Красноярского края»
- Управление образования администрации Тимашевского муниципального района. Проект «Инновационные формы методической работы — эффективный инструмент управления, повышения квалификации и развития творческих способностей педагогов дошкольного образования»
7. Практики развития отраслей экономики и городского хозяйства
- Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Проект «Новый Дальний. Развивая современные города»
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Проект «Регистрация железнодорожного подвижного состава»
- Министерство экологии Челябинской области. Проект «Мониторинг захламленности контейнерных площадок, автоматизация учета и оснащения контейнерами»
- Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации города Краснодара. Проект «Система мониторинга транспорта»
- Администрация городского округа «Город Саратов». Проект «Улучшение инфраструктурного и социально-экономического состояния города инструментами проектной деятельности»
- Администрация города Челябинска. Проект «Цифровая модель сетей подвижной связи города Челябинска»
8. Практики развития отраслей социальной сферы и демографии
- Министерство социальной защиты населения Вологодской области. Проект «Совершенствование процесса предоставления и повышения качества социального обслуживания населения через инновации в управлении подведомственными организациями»
- Департамент физической культуры и спорта Тюменской области. Проект «Экспериментальная площадка по разработке моделей и механизмов вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом по месту жительства»
- Агентство проектного управления Приморского края. Проект «Социальная реабилитация участников СВО»
- Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Проект «Культурно-массовые мероприятия „Городские променады“»
- Администрация Благовещенского района Республики Башкортостан. Проект «Инвестиции в будущее»
Специальная номинация БФТ-Холдинга «За существенный вклад в цифровизацию ключевых направлений государственного управления»
- Комитет финансов Ленинградской области
- Министерство цифрового развития и связи Нижегородской области
Поделиться:
Ректор Финансового университета С. Е. Прокофьев
Проект «Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР)»
Рисунок 1. Объем уплаченных отчислений по федеральным округам за II квартал 2025 г., млн руб.
Проект «Экосистема бюджетно-финансовых сервисов»
Рисунок 2. Единая платформа бюджетно-финансовых сервисов Ленинградской области
Проект «Экосистема управления транспортом и дорожным хозяйством»
Рисунок 3. Проблематика транспортной отрасли и дорожного хозяйства
Проект «Родительский альянс: коллаборации будущего»

