Нижегородская область стала центром финансовой грамотности России. Регион одержал победу в Первом Всероссийском конкурсе «Столица финансовой культуры — 2025». Развитие направления, победоносный проект, а также обязанности, которые на себя берет столица финкультуры России, мы обсудили с министром финансов Нижегородской области Ольгой Юрьевной Сулимой.
— Ольга Юрьевна, что стало главным катализатором развития финансового просвещения на территории Нижегородской области?
— Финансовое просвещение граждан — это в первую очередь забота государства о благополучии своих жителей. Она выражается в информировании об институтах и инструментах финансового рынка, о развитии экономики и бизнеса, о возможных вариантах грамотного планирования личных финансов и правилах личной финансовой безопасности. Финансовая грамотность сегодня пронизывает все аспекты нашей жизни, начиная с самых простых бытовых решений и заканчивая важнейшими вопросами управления бюджетом. Каждый день жители Нижегородской области сталкиваются с выбором: как правильно распределить средства, как экономить, как обезопасить свои финансы. И наша задача состоит в том, чтобы каждый человек мог принимать такие решения с уверенностью и пониманием.
Главным толчком к организации системной работы по повышению финансовой грамотности, консолидации усилий различных структур, работающих в этом направлении, стало принятие на федеральном уровне Стратегии повышения финансовой грамотности. В рамках ее реализации в Нижегородской области создана методологическая база и образовательная инфраструктура, элементы финансовой грамотности внедрены на всех уровнях образования.
В регионе работают координационный совет, который определяет стратегический вектор развития финансовой культуры, экспертный совет, в состав которого входят представители всех министерств, вузов, а также участники финансового рынка. Здесь рождается большинство инициатив — самых креативных и ориентированных на практику. Мы приняли региональную программу повышения финансовой грамотности и финансовой культуры, аналогичные программы или планы мероприятий реализуются во всех муниципалитетах региона. В области создана система финансового просвещения для всех социальных групп: школьников, студентов, людей старшего возраста, пенсионеров. Развивается цифровая инфраструктура.
— Как меняется вовлеченность в тему жителей Нижегородской области?
— Это важный вопрос, потому что все наши усилия имеют смысл только тогда, когда жители региона активно включаются в процесс. И здесь мы наблюдаем очень позитивную динамику. На старте реализации стратегии тема финансовой грамотности была уделом узких специалистов и энтузиастов, сейчас она стала гораздо ближе и понятнее обычным людям. Раньше люди начинали искать информацию, только когда уже попадали в трудную ситуацию: не могли выплатить кредит, становились жертвами мошенников. Посещаемость мероприятий по финансовой грамотности была низкой, часто по принуждению. Сейчас мы видим активный интерес. Жители области заранее интересуются, как спланировать бюджет, куда инвестировать, как накопить на пенсию.
Резко выросла посещаемость и активность как на онлайн-, так и на офлайн-мероприятиях. Значительное количество просмотров фиксируем на специализированном портале Нижегородской области финграмотность.рф, в социальных сетях регионального Министерства финансов, Волго-Вятского главного управления Банка России. Популярностью пользуются интернет-ресурсы Минфина России, НИФИ, Центробанка.
Одна из самых активных групп населения — взрослое работающее население — в первую очередь интересуется конкретными финансовыми инструментами: ипотекой, рефинансированием, инвестициями, налоговыми вычетами, а также информацией об используемых мошеннических схемах. Для студентов и молодежи финансовая грамотность стала частью образа современного успешного человека. Они активно используют финансовые приложения, интересуются криптовалютой и фондовым рынком. Старшее поколение, пенсионеры хотят научиться пользоваться онлайн-банком, чтобы безопасно оплачивать ЖКУ, распознавать новые виды телефонного мошенничества.
Рост вовлеченности показывает, что у людей сформировалась устойчивая потребность управлять своими финансами осознанно. Они уже не ждут, когда с ними что-то случится, а сами идут за знаниями, чтобы строить свое надежное финансовое будущее.
— У Нижегородской области много крайне интересных проектов финансового просвещения. Какие из них лично вы считаете наиболее значимыми? Как удалось их создать?
— Конечно, заметных результатов в сфере повышения финансовой грамотности мы добиваемся благодаря слаженной работе большой региональной команды. В области обеспечена координация работы исполнительных органов власти, местного самоуправления, территориальных подразделений ФОИВ и нижегородских вузов, органов правопорядка.
Одна из ведущих ролей в работе по повышению финансовой грамотности принадлежит Волго-Вятскому главному управлению Банка России и Министерству финансов Нижегородской области. Большую роль в генерации новых проектов играет и действующий в области экспертный совет. Он внедряет современные форматы работы — семинары, дискуссии, фасилитационные сессии, — которые не только помогают в разработке новых проектов и решений, но и включены в федеральный каталог лучших региональных практик.
На мой взгляд, наиболее интересным нашим проектом можно назвать Марафон финансовой грамотности — это проект областного Минфина, цикл программ по финансовой грамотности на региональном телевидении «Финансовый ЗОЖ», тематические спектакли молодых нижегородских команд и студентов. Также не могу не отметить проекты Волго-Вятского ГУ Банка России «Город финансовых знаний» и «Территория финансовой культуры», видеопроект «Профессионалы против мошенников». Эти проекты обеспечивают большой охват жителей региона и получили много положительных отзывов от участников.
— Какие ваши проекты вызывают наибольший интерес у коллег из других регионов? Есть ли случаи тиражирования их в других субъектах РФ?
— Ежегодно инициативы Нижегородской области включаются в федеральный каталог лучших региональных практик, масштабируются и внедряются в других регионах. Мы первыми запустили «вагоны финансовой грамотности» в метро и на детской железной дороге, где пассажиры узнают, как защитить сбережения и избежать мошенничества. Мы активно используем пиар, рекламу и другие каналы, чтобы донести знания до всех социальных групп.
В число лучших региональных практик России вошли региональный просветительский проект коротких видеороликов «Я знаю», «Город финансовых знаний», детский конкурс пластилиновой анимации «Планета финансов», «Финансовая грамотность для социальных работников», «Тьюторы на предприятиях 2.0», экспертный совет по финансовой грамотности в формате «мозгового штурма», комплексная программа по повышению финансовой грамотности людей с РАС, просветительские видеоролики по противодействию финансовому мошенничеству совместно с хоккейным клубом «Торпедо», просветительский проект «Финансовая библиотека». Проекты «Тьюторы на предприятиях 2.0» и «Территория финансовой культуры» уже реализуются в большинстве субъектов ПФО.
— Нижегородская область победила в Первом Всероссийском конкурсе «Столица финансовой культуры — 2025». Расскажите, с каким проектом приняли в нем участие?
— В 2024 году Минфин России и Центральный банк РФ инициировали общероссийский конкурс «Столица финансовой культуры», реализуемый в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности до 2030 года. Цель конкурса — поддержка регионов, активно внедряющих эффективные программы финансового образования и способствующих формированию ответственного финансового поведения граждан.
Конкурс проходил в два этапа. На первом этапе жюри рассмотрело заявки от 21 региона, оценивая программы повышения финансовой грамотности и инфраструктуру финансового просвещения. В финал вышли 12 субъектов, представивших новые просветительские инициативы, которые планируется реализовать в случае победы. В итоге два региона — Нижегородская область и Красноярский край — получили статус «Столица финансовой культуры».
Мы представили проект «Резидент столицы финансовой культуры». Его цель — популяризация финансовой культуры и киберграмотности с помощью игровых, интерактивных и соревновательных элементов для формирования у жителей навыков осознанного управления своими деньгами.
В рамках реализации проекта мы создали интерактивный портал «Резидент столицы финансовой культуры» и мобильное приложение. Авторизация на портале осуществляется через «Госуслуги», доступ открыт для граждан и гостей региона, достигших
Для продвижения проекта мы организовали информационную кампанию. Разработали плакаты, видеоролик в формате сторителлинга, ряд других материалов. Трансляция идет на билбордах, в общественном транспорте, на объектах транспортной инфраструктуры, в СМИ, на цифровых ресурсах, в государственных и муниципальных учреждениях. Вопросы продвижения портала проработаны с амбассадорами проекта, в список которых вошли лидеры общественного мнения региона: известные спортсмены, лидеры волонтерского движения, члены правительства области, представители общественных организаций, блогеры.
Сейчас проект находится в активной стадии работы, ежедневно к нам присоединяются новые резиденты, проявляют большую активность по зарабатыванию баллов действующие резиденты. На данный момент у нас зарегистрировано уже более 65 тысяч человек, материалы портала просмотрены свыше 2,1 миллиона раз, в рамках проекта проведено более 900 мероприятий, активным резидентам вручено три тысячи призов.
— Что делает регион в качестве столицы финансовой культуры?
— Победа в первом конкурсе не только большая честь, но и серьезная ответственность. Конечно, успех в конкурсе подтвердил высокий уровень и качество проектов по финансовой грамотности и культуре, реализуемых в Нижегородской области. У нас есть современная инфраструктура, мощная поддержка со стороны правительства и активное участие образовательных и общественных организаций. А главное — наши жители искренне заинтересованы в повышении своих финансовых знаний и готовы участвовать в развитии региона.
Однако сегодня Нижегородская область становится центром финансового просвещения уже для всей страны. В статусе столицы мы активно продвигаем повестку финансового просвещения во все крупные мероприятия, проходящие в регионе, в том числе федерального уровня. Это, в частности, «Цифровая индустрия промышленной России», Слет Всемирного фестиваля молодежи, Международный молодежный форум, Всероссийский форум молодых государственных и муниципальных служащих «ГосСтарт» платформы «Росмолодежь».
Мы уверены, что наш опыт, наши инициативы и наши проекты помогут не только Нижегородской области, но и всей стране двигаться вперед в развитии финансовой культуры. Регион готов делиться своими достижениями, оказывать консультативную поддержку другим субъектам РФ и стать настоящим лидером в этой важной сфере. Мы делаем реальные шаги для создания основ и возможностей для формирования у россиян ключевых элементов финансовой культуры, а это и есть главная цель Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года.
Подготовила А. Ю. Ольховая
Поделиться:
Финансовая грамотность для школьников
Рисунок. Портал «Финансовая грамотность. Нижегородская область»
Региональный этап по финансовой грамотности среди лиц пенсионного возраста
Победа в конкурсе «Столица финансовой культуры — 2025»
Экспертный совет по продвижению проекта «Резидент столицы финансовой культуры»

