Виктор МАТЧИН, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области, председатель методического совета территориальных управлений Росфиннадзора в ЦФО
Деятельность территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Центральном федеральном округе имеет специфику, обусловленную прежде всего демографическими и экономическими особенностями названного округа, которые определяют структуру и объем расходов средств федерального бюджета на его территории.
В Центральном федеральном округе проживает около 25% населения страны и производится треть валового внутреннего продукта. Как известно, основу экономики ЦФО составляет промышленный сектор с исторически сложившейся специализацией в области машиностроения, нефтехимии, легкой промышленности, а также активно развивающиеся агропромышленные регионы Центрального Черноземья с развитым сельским хозяйством и пищевой промышленностью, дающие около 20% от совокупного производства по России. Округ обладает самым мощным в стране научно-техническим потенциалом. На его территории решается немало вопросов обеспечения обороноспособности государства.
Таким образом, приходящийся на долю этого округа объем средств федерального бюджета является немалым и используется для решения социальных вопросов, развития отраслей экономики, в частности агропромышленного комплекса, развития науки и техники, обеспечения обороноспособности государства и др.
Объем контроля использования средств федерального бюджета, осуществляемого территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Центральном федеральном округе, составляет около 30% от общего объема средств федерального бюджета, проверяемых территориальными органами Росфиннадзора в целом. При этом финансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, выявляются у 60% проверенных организаций. Сумма устраненных в результате деятельности территориальных органов Росфиннадзора в ЦФО финансовых нарушений по средствам федерального бюджета в предыдущем году превысила 11 млрд руб., что составляет почти треть общей суммы по этому показателю в целом по Росфиннадзору.
По интегральному показателю деятельности за I полугодие 2006 г. четыре территориальных управления в ЦФО (Белгородское, Московское областное, Калужское и Смоленское) отмечены в первой десятке территориальных органов Росфиннадзора.
По материалам проверок за 2005 г. 247 юридических и физических лиц привлечено к административной ответственности по фактам нецелевого использования федерального бюджета, возбуждено 193 уголовных дела; органами прокуратуры вынесено 128 протестов представлений, постановлений и предостережений; более 650 должностных лиц привлечено к дисциплинарной, а 270 человек – к материальной ответственности.
В производстве территориальных управлений Росфиннадзора в ЦФО в 2005 г. находилось 1 528 дел об административных правонарушениях (нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования), в I полугодии 2006 г. – 1 037 аналогичных дел, по результатам рассмотрения которых предъявлено штрафных санкций на общую сумму свыше 1 400 млн руб.
Проведение административной реформы на федеральном уровне, реформирование межбюджетных отношений и финансово-бюджетной системы в целом обусловливают и новые направления дальнейшего развития государственного финансового контроля на территории ЦФО, как и всей системы государственного финансового контроля России.
Можно выделить три основных направления по совершенствованию этой важной функции государства:
осуществление, наряду с обычным контролем по правомерному и целевому использованию бюджетных средств, контроля эффективности их расходования;
принятие национальных стандартов государственного финансового контроля, определяющих единые принципы и требования при проведении контрольных мероприятий;
внесение изменений в бюджетное законодательство по вопросам функционирования государственного и муниципального финансового контроля, а также совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования его деятельности.
В декабре 2005 г. по распоряжению руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С. Ю. Павленко был образован методический совет территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Центральном федеральном округе в количестве семи человек. В настоящее время в него входят руководители территориальных управлений в Брянской (В. И. Коршунов), Калужской (Л. П. Картузов), Рязанской (А. И. Гуторов), Тульской (В. Н. Ростовцев) и Ярославской (В. Ф. Глазунова) областях.
Совет является постоянно действующим совещательным органом, на который возложена задача по подготовке предложений, обеспечивающих согласованные, последовательные и результативные решения в области организации, методики контрольной и надзорной деятельности, а также реализации результатов контроля и надзора. Он призван способствовать достижению целей совершенствования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы в финансово-бюджетной сфере, а также в области валютного контроля, усиления правового обеспечения государственного финансового контроля в условиях рыночных отношений, строгого соблюдения правовых процедур, повышения уровня ответственности органов финансового контроля за качество и объективность контроля.
За истекший период 2006 г. методическим советом во исполнение плана работы, утвержденного руководителем Росфиннадзора, осуществлен ряд мероприятий, внесших реальный вклад в совершенствование организации и методик контрольной и надзорной деятельности, а также реализации результатов контроля и надзора. В увязке с направлением работы центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по разработке стандартов контроля в финансово-бюджетной сфере, стандартизации действий ревизующих и их документирования советом рассмотрены и представлены в Росфиннадзор предложения по проекту общего порядка (стандартов) осуществления финансового контроля контрольными органами исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Во исполнение поручения руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора советом подготовлен проект порядка осуществления проверок исполнения органами финансового контроля органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре, который будет использован для организации работы Росфиннадзора на этом важном участке работы, определяющем качество последующего финансового контроля на территории РФ.
Кроме того, совет анализирует практику контрольной и надзорной деятельности территориальных управлений в Центральном федеральном округе. На этой основе осуществляется подготовка проектов методических документов по контрольной и надзорной деятельности. Ежеквартально формируются обобщенные и аналитические материалы о практике применения территориальными управлениями норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующих административную ответственность юридических и физических лиц за нецелевое использование бюджетных средств и нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также обзорно-аналитические материалы судебной арбитражной практики и практики судов общей юрисдикции в Центральном федеральном округе по рассмотрению проблемных вопросов контрольной и надзорной деятельности.
Не менее одного раза в квартал составляются обзорно-аналитические материалы по результатам проведения территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Центральном федеральном округе проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также по проблемным вопросам применения положений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Эти материалы направляются в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и территориальным управлениям для обмена опытом, выработки наиболее рациональных подходов к организации, проведению и реализации результатов контрольной и надзорной деятельности.
Прежде всего, практическую пользу от данного направления работы совета извлекают для своей деятельности непосредственно территориальные управления Росфиннадзора в Центральном федеральном округе.
До конца 2006 г. предстоит обсуждение на заседании совета практики организации и проведения ревизий и проверок организаций оборонного комплекса.
Не остался в стороне совет и при подготовке центральным аппаратом Росфиннадзора типового соглашения о взаимодействии территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с органами финансового контроля исполнительной власти в субъектах Федерации. По единодушному мнению руководителей территориальных управлений Росфиннадзора в ЦФО, создание методического совета было правильным шагом, который будет способствовать решению новых задач.
В настоящее время территориальные органы Росфиннадзора в Центральном федеральном округе особое внимание уделяют решению задач, поставленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с посланием Президента России Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. по обеспечению своевременного и эффективного контроля за использованием средств федерального бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов. Активно проводится работа по организации взаимодействия и координации деятельности территориальных управлений с органами государственной власти субъектов Федерации на территории ЦФО, налоговыми, таможенными, правоохранительными органами и органами прокуратуры в целях повышения эффективности государственного финансового контроля.
Справка «Бюджета»
Виктор Кузьмич МАТЧИН, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области, председатель методического совета территориальных управлений Росфиннадзора в ЦФО
Родился 29 декабря 1948 г. в Белгородской области. В 1974 г. окончил Московский финансовый институт, специальность «Экономист по финансам и кредиту», в 1982 г. получил вторую специальность «Экономист по международным экономическим отношениям».
В 1974–1998 гг. работал в аппарате главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Московской области на должностях контролера-ревизора, начальника организационно-инструкторского отдела, заместителя главного контролера-ревизора, главного контролера-ревизора.
С 1986 г. – главный контролер-ревизор КРУ Минфина России по Московской области.
С 1998 по 2004 г. – руководитель КРУ Минфина России в Московской области.
В настоящее время занимает должность руководителя Территориального управления Росфиннадзора в Московской области.
Государственный советник Российской Федерации 3 класса. Заслуженный экономист Российской Федерации. Отмечен наградами Министерства финансов РФ и Правительства Московской области.
Деятельность территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Центральном федеральном округе имеет специфику, обусловленную прежде всего демографическими и экономическими особенностями названного округа, которые определяют структуру и объем расходов средств федерального бюджета на его территории.
В Центральном федеральном округе проживает около 25% населения страны и производится треть валового внутреннего продукта. Как известно, основу экономики ЦФО составляет промышленный сектор с исторически сложившейся специализацией в области машиностроения, нефтехимии, легкой промышленности, а также активно развивающиеся агропромышленные регионы Центрального Черноземья с развитым сельским хозяйством и пищевой промышленностью, дающие около 20% от совокупного производства по России. Округ обладает самым мощным в стране научно-техническим потенциалом. На его территории решается немало вопросов обеспечения обороноспособности государства.
Таким образом, приходящийся на долю этого округа объем средств федерального бюджета является немалым и используется для решения социальных вопросов, развития отраслей экономики, в частности агропромышленного комплекса, развития науки и техники, обеспечения обороноспособности государства и др.
Объем контроля использования средств федерального бюджета, осуществляемого территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Центральном федеральном округе, составляет около 30% от общего объема средств федерального бюджета, проверяемых территориальными органами Росфиннадзора в целом. При этом финансовые нарушения в использовании средств федерального бюджета и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, выявляются у 60% проверенных организаций. Сумма устраненных в результате деятельности территориальных органов Росфиннадзора в ЦФО финансовых нарушений по средствам федерального бюджета в предыдущем году превысила 11 млрд руб., что составляет почти треть общей суммы по этому показателю в целом по Росфиннадзору.
По интегральному показателю деятельности за I полугодие 2006 г. четыре территориальных управления в ЦФО (Белгородское, Московское областное, Калужское и Смоленское) отмечены в первой десятке территориальных органов Росфиннадзора.
По материалам проверок за 2005 г. 247 юридических и физических лиц привлечено к административной ответственности по фактам нецелевого использования федерального бюджета, возбуждено 193 уголовных дела; органами прокуратуры вынесено 128 протестов представлений, постановлений и предостережений; более 650 должностных лиц привлечено к дисциплинарной, а 270 человек – к материальной ответственности.
В производстве территориальных управлений Росфиннадзора в ЦФО в 2005 г. находилось 1 528 дел об административных правонарушениях (нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования), в I полугодии 2006 г. – 1 037 аналогичных дел, по результатам рассмотрения которых предъявлено штрафных санкций на общую сумму свыше 1 400 млн руб.
Проведение административной реформы на федеральном уровне, реформирование межбюджетных отношений и финансово-бюджетной системы в целом обусловливают и новые направления дальнейшего развития государственного финансового контроля на территории ЦФО, как и всей системы государственного финансового контроля России.
Можно выделить три основных направления по совершенствованию этой важной функции государства:
осуществление, наряду с обычным контролем по правомерному и целевому использованию бюджетных средств, контроля эффективности их расходования;
принятие национальных стандартов государственного финансового контроля, определяющих единые принципы и требования при проведении контрольных мероприятий;
внесение изменений в бюджетное законодательство по вопросам функционирования государственного и муниципального финансового контроля, а также совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования его деятельности.
В декабре 2005 г. по распоряжению руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С. Ю. Павленко был образован методический совет территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Центральном федеральном округе в количестве семи человек. В настоящее время в него входят руководители территориальных управлений в Брянской (В. И. Коршунов), Калужской (Л. П. Картузов), Рязанской (А. И. Гуторов), Тульской (В. Н. Ростовцев) и Ярославской (В. Ф. Глазунова) областях.
Совет является постоянно действующим совещательным органом, на который возложена задача по подготовке предложений, обеспечивающих согласованные, последовательные и результативные решения в области организации, методики контрольной и надзорной деятельности, а также реализации результатов контроля и надзора. Он призван способствовать достижению целей совершенствования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы в финансово-бюджетной сфере, а также в области валютного контроля, усиления правового обеспечения государственного финансового контроля в условиях рыночных отношений, строгого соблюдения правовых процедур, повышения уровня ответственности органов финансового контроля за качество и объективность контроля.
За истекший период 2006 г. методическим советом во исполнение плана работы, утвержденного руководителем Росфиннадзора, осуществлен ряд мероприятий, внесших реальный вклад в совершенствование организации и методик контрольной и надзорной деятельности, а также реализации результатов контроля и надзора. В увязке с направлением работы центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по разработке стандартов контроля в финансово-бюджетной сфере, стандартизации действий ревизующих и их документирования советом рассмотрены и представлены в Росфиннадзор предложения по проекту общего порядка (стандартов) осуществления финансового контроля контрольными органами исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Во исполнение поручения руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора советом подготовлен проект порядка осуществления проверок исполнения органами финансового контроля органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре, который будет использован для организации работы Росфиннадзора на этом важном участке работы, определяющем качество последующего финансового контроля на территории РФ.
Кроме того, совет анализирует практику контрольной и надзорной деятельности территориальных управлений в Центральном федеральном округе. На этой основе осуществляется подготовка проектов методических документов по контрольной и надзорной деятельности. Ежеквартально формируются обобщенные и аналитические материалы о практике применения территориальными управлениями норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующих административную ответственность юридических и физических лиц за нецелевое использование бюджетных средств и нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также обзорно-аналитические материалы судебной арбитражной практики и практики судов общей юрисдикции в Центральном федеральном округе по рассмотрению проблемных вопросов контрольной и надзорной деятельности.
Не менее одного раза в квартал составляются обзорно-аналитические материалы по результатам проведения территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Центральном федеральном округе проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также по проблемным вопросам применения положений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Эти материалы направляются в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и территориальным управлениям для обмена опытом, выработки наиболее рациональных подходов к организации, проведению и реализации результатов контрольной и надзорной деятельности.
Прежде всего, практическую пользу от данного направления работы совета извлекают для своей деятельности непосредственно территориальные управления Росфиннадзора в Центральном федеральном округе.
До конца 2006 г. предстоит обсуждение на заседании совета практики организации и проведения ревизий и проверок организаций оборонного комплекса.
Не остался в стороне совет и при подготовке центральным аппаратом Росфиннадзора типового соглашения о взаимодействии территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с органами финансового контроля исполнительной власти в субъектах Федерации. По единодушному мнению руководителей территориальных управлений Росфиннадзора в ЦФО, создание методического совета было правильным шагом, который будет способствовать решению новых задач.
В настоящее время территориальные органы Росфиннадзора в Центральном федеральном округе особое внимание уделяют решению задач, поставленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с посланием Президента России Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. по обеспечению своевременного и эффективного контроля за использованием средств федерального бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов. Активно проводится работа по организации взаимодействия и координации деятельности территориальных управлений с органами государственной власти субъектов Федерации на территории ЦФО, налоговыми, таможенными, правоохранительными органами и органами прокуратуры в целях повышения эффективности государственного финансового контроля.
Справка «Бюджета»
Виктор Кузьмич МАТЧИН, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области, председатель методического совета территориальных управлений Росфиннадзора в ЦФО
Родился 29 декабря 1948 г. в Белгородской области. В 1974 г. окончил Московский финансовый институт, специальность «Экономист по финансам и кредиту», в 1982 г. получил вторую специальность «Экономист по международным экономическим отношениям».
В 1974–1998 гг. работал в аппарате главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Московской области на должностях контролера-ревизора, начальника организационно-инструкторского отдела, заместителя главного контролера-ревизора, главного контролера-ревизора.
С 1986 г. – главный контролер-ревизор КРУ Минфина России по Московской области.
С 1998 по 2004 г. – руководитель КРУ Минфина России в Московской области.
В настоящее время занимает должность руководителя Территориального управления Росфиннадзора в Московской области.
Государственный советник Российской Федерации 3 класса. Заслуженный экономист Российской Федерации. Отмечен наградами Министерства финансов РФ и Правительства Московской области.