Версия для печати 9120 Материалы по теме
Финансы-2005
Исполнение Министерством образования и науки РФ федерального бюджета в 2005 году осуществлялось с учетом введения новой бюджетной классификации. Кроме того, наше министерство работало в рамках эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированного на результаты.
Следует отметить, что по итогам участия в эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированного на результаты, нашему министерству как участнику эксперимента, занявшему третье место, было выделено дополнительное бюджетное финансирование на 2005 год в объеме 21,4 млн. рублей. Эти средства были направлены на выполнение мероприятий по повышению результативности бюджетных расходов и качества контроля за соблюдением бюджетного законодательства в установленной сфере деятельности.
Целью финансирования Минобрнауки России в 2005 году было решение стратегических целей и тактических задач в сфере образования, молодежной политики, науки, технологий и инновационной деятельности.
Объем финансирования в целом по разделу «Образование» составил в 2005 году 160,5 млрд. рублей (0,76% к ВВП, 4,5% к расходам федерального бюджета). Рост по сравнению с 2004 годом – 34,5%. Доля Минобрнауки России составляет 55,4% – 89,0 млрд. рулей.
Общий объем ассигнований по гражданской науке составил в 2005 году 58,3 млрд. рублей (в 2004 году – 46,2 млрд. рублей). Рост по сравнению с 2004 годом – 26,2%.
В 2005 году продолжалась реализация ряда федеральных целевых программ, важнейшими из которых являются сфера образования и сфера науки и инноваций.


ФЦП в сфере образования

Федеральная программа развития образования в 2000–2005 годах
В рамках программы осуществлялись:
– практическая реализация основных направлений образовательной политики Российской Федерации, общесистемного комплексного развития и модернизации образовательной отрасли страны; обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
– создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
– формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
– разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
– обеспечение контроля качества образования;
– разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников и другие.
Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2002–2005 годы
Важнейшая цель программы – поддержка духовного, художественного, научного и культурного достояния России. Осуществлялась задача реализации языковой политики и функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, национального языка русского народа, языка межнационального общения в странах ближнего зарубежья, языка международного общения в зарубежных государствах. Проводились мероприятия, направленные на обновление содержания и методов обучения русскому языку, усиление роли русского языка в сфере образования, реализован комплекс мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и российской культуры.
Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 годы)»
Реализация мероприятий программы была направлена на создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества. Продолжилось решение основных задач, среди которых духовно-нравственное, интеллектуальное воспитание молодежи; воспитание культуры здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; создание условий для творческого развития молодых граждан России; формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и других.

ФЦНТП в сфере науки и инноваций

Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002–2006 годы. В рамках программы осуществлялись мероприятии, направленные на развитие и использование научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы РФ, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.
Основная задача ФЦНТП – сконцентрировать ресурсы на проектах, имеющих наибольшее значение для повышения качества жизни населения, конкурентоспособности экономики и безопасности страны, развития высокотехнологичных и наукоемких производств.

2006 год: расходы на науку и образование

Объем финансирования в целом по разделу «Образование» составит в 2006 году 201,6 млрд. рублей (0,83% к ВВП, 4,7% к расходам федерального бюджета). Рост по сравнению с 2005 годом – 25,6%. Доля Минобрнауки России составляет 58,6% – 118,0 млрд. рублей.
На реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 24,98 млрд. рублей, в том числе по разделу «Образование» – 13, 295 млрд. рублей, по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» – средства, передаваемые субъектам РФ, – 11,685 млрд. рублей.
Наибольший удельный вес в расходах на образование занимает Рособразование как основной орган государственной власти, подведомственный министерству, отвечающий за исполнение функций по оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и молодежной политики. Расходы федерального бюджета по Рособразованию по разделу «Образование» в 2006 году значительно возрастут. На 2006 год предусмотрен объем финансирования 111,7 млрд. рублей, что значительно превышает объем 2005 года.
Основной особенностью финансового года является организация бюджетного финансирования блоков мероприятий приоритетного национального проекта «Образование».
Политика государства в области развития науки и технологий направлена на создание задела для перехода на инновационный путь развития экономики России. Задача развития отечественной науки и технологий отнесена к числу высших приоритетов Российского государства.
В связи с этим федеральный бюджет на 2006 год по подразделам «Фундаментальные исследования» и «Прикладные научные исследования» объемно и структурно сформирован с учетом обеспечения бюджетным финансированием реализации основного программного документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом РФ 30 марта 2002 года № Пр-576).
Общий объем ассигнований по гражданской науке в соответствии с принятыми решениями предусмотрен в сумме 72,4 млрд. рублей (в 2005 году – 58,3 млрд. рублей). Рост по сравнению с 2005 годом – 24,2%, в том числе 27,5% – фундаментальные исследования, 20,9% – прикладные научно-исследовательские работы.
Выдержаны параметры бюджетного финансирования, предусмотренные нормативными документами, по:
– Российскому фонду фундаментальных исследований – 6% (4283,2 млн. рублей) от расходов федерального бюджета на науку,
– Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – 1,5% (1075,5 млн. рублей),
– Российскому гуманитарному научному фонду – 1% (717,0 млн. рублей).

Новые ФЦП
В связи с тем, что в 2005 году завершилась реализация Федеральной программы развития образования на 2000–2005 годы, федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002–2005 годы, были подготовлены и приняты новые федеральные целевые программы.
«Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы» Основная стратегическая цель программы – обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Стратегическими задачами программы являются:
– совершенствование содержания и технологий образования;
– развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
– повышение эффективности управления в системе образования;
– совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Федеральная целевая программа «Русский язык (2006–2010 годы)»
Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2006–2010 годы синтезировала апробированные в рамках названных программ подходы в целях концентрации ресурсов и оптимизации управленческих решений.
Стратегическими задачами программы являются:
– обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка РФ;
– укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
– создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа;
– обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ;
– обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;
– обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом.

Финансирование ФЦП

В федеральном бюджете на 2006 год предусматривается сохранение тенденции увеличения объема финансирования федеральных целевых программ, государственным заказчиком-координатором которых является Минобрнауки России, а государственными заказчиками – федеральные агентства, подведомственные Минобрнауки России.
На реализацию федеральных целевых программ министерству как субъекту бюджетного планирования было выделено из федерального бюджета 21 293,5 млн. рублей против 18 269,28 млн. рублей в 2005 году (рост на 16,6% по сравнению с 2005 годом) и 11 185,69 млн. рублей в 2004 году.
При этом на федеральные целевые программы, государственным заказчиком-координатором которых является министерство, выделено в 2006 году 16 260,8 млн. рублей (рост на 15% по сравнению с 2005 годом), в 2005 году – 14 143,7 млн. рублей, в 2004 году – 9 116,06 млн. рублей.
В 2006 году министерству, подведомственным службам, агентствам и особо значимым главным распорядителям необходимо:
– В кратчайшие сроки осуществить проведение конкурсов (торгов) по закрепленным направлениям бюджетного финансирования с целью своевременного и эффективного использования бюджетных средств.
– Разработать и представить в Минфин России и в Минэкономразвития России в установленном порядке и сроки перспективный финансовый план на 2007–2009 годы и бюджетные проектировки по министерству на 2007 год.
– Подготовить доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования и представить его в Правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов.
– В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 440 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации» организовать работу по созданию и ведению реестра расходных обязательств.

Новые приоритеты

Новый этап социально-экономического развития страны, обеспечение конкурентоспособности российской экономики, основанной на знаниях, выдвигает на первый план ряд новых приоритетов развития образования, одобренных Правительством РФ в декабре 2004 года.
На данном этапе модернизации образования предусматривается осуществить:
– разработку и введение новых образовательных стандартов и технологий, позволяющих поднять качество подготовки специалистов;
– постепенное введение двухуровневого высшего профессионального образования – бакалавриата и магистратуры с сохранением для отдельных вузов (медицинских, художественных, музыкальных) прежней моноуровневой схемы;
– укрепление и обновление материальной базы образовательных учреждений, создание условий для обеспечения современного образовательного процесса;
– изменение подходов в организации оплаты труда педагогических работников, существенное повышение ее уровня за результаты работы.
Новый мощный импульс развитию системы образования должен придать приоритетный национальный проект «Образование», направленный на обеспечение системных изменений по основным направлениям развития образования России, а также эффективное содействие становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
Решение этих проблем невозможно без изменения организационно-управленческих и финансовых механизмов деятельности образовательных учреждений.
Наряду с продолжением работы по реструктуризации и оптимизации сети образовательных учреждений планируется расширение их самостоятельности путем введения новых организационно-правовых форм (автономных учреждений), позволяющих, в частности, привлечь в образование, прежде всего высшее профессиональное, частный и корпоративный капитал.
Серьезным перспективным направлением обеспечения повышения эффективности использования бюджетных средств, позволяющим привлечь в систему высшего образования на 1 рубль бюджетных средств 4–5 рублей из заемных источников, является развитие образовательного кредитования. Предполагается провести в 2006–2008 годах эксперимент по отработке механизма образовательного кредитования, условия которого в настоящее время разрабатываются созданной при министерстве межведомственной рабочей группой с участием представителей Государственной думы, Совета Федерации, федеральных министерств, ректорского сообщества, науки и бизнеса. Мы предполагаем, что в данном эксперименте примут участие ведущие вузы не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других регионов.
Предусматривается также формирование госзаказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием с учетом потребности рынка труда, трудоустройства выпускников вузов, а также демографической ситуации (вы знаете, что в среднесрочной перспективе будет иметь место значительное сокращение выпуска учащихся из 9 и 11-х классов общеобразовательных школ).
В связи с этим предусматривается дальнейшая оптимизация сложившегося соотношения приема на бюджетные места.

Финансовый план на 2006–2008 годы
Впервые в 2005 году министерство как субъект бюджетного планирования разрабатывал перспективный финансовый план на 2006–2008 годы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118.
Перспективный финансовый план разрабатывался исходя из необходимости создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ и федерального бюджета, макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики, исполнения действующих и принимаемых обязательств.
При планировании основное внимание уделялось обоснованию конечных результатов. Были установлены долгосрочные переходящие лимиты ассигнований, которые в дальнейшем будут ежегодно корректироваться.
Перспективный финансовый план на 2006–2008 годы формировался в мае 2005 года, был одобрен Правительством РФ в июне 2005 года. Однако принятые в последующем решения Президента РФ и Государственной думы РФ требуют уточнения перспективного финансового плана. В феврале 2006 года на совещании Правительства РФ были рассмотрены предложения Минфина РФ по вопросу уточнения перспективного финансового плана на 2006–2008 годы. В частности по нашему министерству учтена дополнительная потребность:
1. по национальному проекту «Образование»;
2. по межбюджетным трансфертам (субвенции вновь образованным наукоградам (Пущино и Бийск);
3. по доплатам за ученую степень кандидата и доктора наук (соответственно с 900 до 3000 рублей в месяц, с 1500 до 7000 рублей в месяц), а также индексации заработной платы работников, оплачиваемых по ЕТС (изменение индексации в 2006 г.: с 1 мая  – 15%, с 1 октября  – 11%, 2007–2008 гг. – досчет базы);
4. в связи с изменением параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006–2008 гг. необходимо уточнить расходы по текущему содержанию в связи с изменением уровня потребительских цен (уровень инфляции на 2006 год – 9%, 2007 год – 7,5%, 2008 год – 5,5%);
5. по расходам инвестиционного характера. Дополнительная потребность на реализацию федеральных целевых программ;
6. по иным мероприятиям – повышение размера стипендий студентам вузов с 1 сентября 2007 года.
Андрей ПЕТРОВ,
директор Департамента экономики и финансов
Министерства образования и науки РФ

Справка «Бюджета»

петров1
Андрей Юрьевич ПЕТРОВ, директор Департамента экономики и финансов Министерства образования и науки РФ
Родился 19 декабря 1954 г. в городе Люберцы Московской области.
В 1976 г. окончил Московский институт народного хозяйства им. Плеханова по специальности «Финансы и кредит».
1976–1981 гг. – экономист, эксперт Бюджетного управления Минфина СССР.
1981–1984 гг. – заместитель начальника Финансового управления Министерства плодоовощного хозяйства РСФСР.
1984–1989 гг. – референт, старший специалист Отдела совершенствования управления народным хозяйством Управления делами Совета министров СССР.
1989–1991 гг. – главный специалист Государственной комиссии Совета министров СССР по экономической реформе.
1991–1992 гг. – заведующий сектором бюджета и налогов Отдела финансов, бюджета и ценообразования Управления делами Администрации Президента РСФСР.
1992 г. – заведующий сектором финансов Отдела финансов Аппарата Правительства РФ.
1992–1993 гг. – заведующий сектором Отдела финансов, бюджета и денежного обращения Аппарата Правительства РФ.
1993–1994 гг. – помощник Председателя Совета министров – Правительства РФ в группе анализа и планирования.
1994–1996 гг. – начальник Департамента финансов, бюджета и денежного обращения Аппарата Правительства РФ.
1996–1997 гг. – первый заместитель Министра финансов Российской Федерации.
1997–2004гг. – заместитель Министра финансов РФ.
с 2004 г – директор Департамента экономики и финансов Министерства образования и науки РФ.
В 1997 г. награжден медалью «В память 850-летия Москвы».
В 1999, 2001, 2003 гг. объявлены благодарности Президента РФ.
В 2005 г. награжден медалью «Орден за заслуги перед Отечеством II степени».
Женат, имеет двоих детей. В свободное время увлекается живописью, чтением художественной литературы и изучением мировой истории.

Поделиться