25 апреля 2024 года
Регистрация
Экономика№2 Февраль 2009 — 31 марта 2009

Финансовая система МО город Губкинский: вчера, сегодня, завтра

Версия для печати 6513 Материалы по теме
гривник
О финансовой составляющей жизни города Губкинского рассказывает Алина ГРИВНИК, заместитель главы администрации города, начальник департамента финансов и налоговой политики администрации города.

— Алина Анатольевна, каковы особенности исполнения бюджета города в 2008 году? Насколько исполнение было напряженным?
— За последние пять лет рост доходной базы городского бюджета увеличился в 1,7 раза. На сегодняшний день в результате проводимой налоговой политики бюджет муниципального образования полностью зависит от отчислений, производимых по нормативам от федеральных и региональных налогов. В общем объеме доходов городского бюджета поступления налогов и неналоговых доходов составляют 31 %, остальные 69 % — финансовая помощь из бюджета субъекта РФ.
Налоговая реформа привела к отмене существенной части местных налогов, которые пополняли местный бюджет. В 2008 г. доля местных налогов в составе собственных доходов равнялась 0,3 %, тогда как в 2001 г. эта доля составляла 26 %! Данный показатель уменьшался с каждым годом, почти не оставив органам местного самоуправления закрепленных на постоянной основе налогов. Удельный вес неналоговых доходов, основная доля которых поступает от использования муниципального имущества, составляет 6,7 % от собственных доходов.
В 2008 г. в городской бюджет поступило 675,4 млн руб. собственных средств и 1 434,9 млн руб. средств вышестоящих бюджетов, из которых на исполнение государственных полномочий направлено 393,8 млн руб. Расходы городского бюджета в 2008 г. возросли на 17 % по сравнению с 2007 годом. На 1 января 2009 г. у городского бюджета отсутствует задолженность по привлеченным средствам и выданным гарантиям.
Напряженность исполнения расходов бюджета на 2008 год частично связана с положениями Федерального закона № 94-ФЗ, предусматривающего длительную процедуру размещения заказа и необходимость подготовки большого объема документации как получателями бюджетных средств, так и уполномоченным органом по размещению муниципального заказа. В то же время проведение конкурсов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд экономит бюджетные средства. В муниципальном образовании начата апробация автоматизированной системы «Муниципальный заказ», что позволит осуществить тесную увязку осуществления закупок с казначейской формой исполнения бюджета.

— Расскажите, пожалуйста, о мерах, принимаемых администрацией города, по дополнительной мобилизации средств в городской бюджет.
— Меры по дополнительной мобилизации финансовых ресурсов в городской бюджет принимались в соответствии с утвержденным планом мероприятий, направленных на повышение эффективности и результативности работы органов местного самоуправления в области управления бюджетным процессом. Эффект от реализации данных мероприятий составил в 2008 г. 42,0 млн руб. В течение ряда лет в городе работает межведомственная комиссия по выявлению и пресечению фактов уклонения от уплаты налогов в бюджет. В результате работы этой комиссии в доходную часть бюджета дополнительно поступило около 4 млн руб.
На протяжении нескольких лет в подготовке решения по утверждению значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 совместно участвуют представители муниципалитета, Губкинского Союза предпринимателей и муниципального Фонда поддержки предпринимательства. Выработка совместных предложений позволяет обеспечить благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. В результате этой работы было увеличено число субъектов малого и среднего предпринимательства, ежегодно увеличивается объем перечислений в бюджет. За 2007 г. в доходную часть городского бюджета от субъектов малого и среднего бизнеса поступило 68,5 млн руб., а в 2008 г. объем поступлений составил уже 77,2 млн руб.
На формирование доходов бюджета и их непосредственное исполнение большое влияние оказывают те процессы, которые сегодня происходят в экономике нашей страны. И здесь очень важно взаимодействие специалистов в области экономики и финансов муниципалитета с экономическими службами предприятий, находящихся на территории города. Благодаря слаженной работе в условиях нестабильного развития экономики страны удается вовремя осуществить расчет прогноза доходов бюджета и смягчить последствия в результате недополучения доходов.

— Что вы можете сказать о роли ДРОНДов в деле качественного и эффективного управления бюджетным процессом?
— В 2006 г. в целях повышения качества управления бюджетным процессом, обеспечения принципа сбалансированности бюджета, который является важным условием осуществления полномочий органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения, департаментом финансов была выдвинута инициатива. Суть ее — в подготовке и составлении субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) главных распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии с выполнениями стратегических целей социально-экономического развития города на 2007–2009 гг. Результаты данной работы позволяют более качественно и эффективно формировать проект бюджета муниципального образования.
В рамках дальнейшего совершенствования управления муниципальными финансами в ноябре 2008 г. муниципалитет принял  решение о начале реализации программы по реформированию муниципальных финансов. Реализация данной программы позволит в полной мере внедрить в жизнь муниципальных структур принцип результативного бюджетирования.

— В чем, по вашему мнению, заключается роль трехлетнего бюджета в деле экономического развития города?

— В соответствии с политикой региональных властей и принятым решением на уровне муниципалитета начиная с 2008 г. формируется трехлетний городской бюджет. Среднесрочное планирование бюджета позволяет определять приоритеты и разрабатывать программы, выходящие за рамки бюджетного года, более четко и прозрачно формировать основные направления бюджетных средств. Расходная часть муниципального бюджета традиционно имеет социальную направленность.
Особенностью формирования расходов городского бюджета является разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. За последние годы структура расходов существенно не изменилась. Основную долю составляют расходы на ЖКХ — 25 %, образование — около 24 %, здравоохранение — 14 %, социальную политику — 14 %.

— А какие задачи город планирует решать в области бюджетной политики в 2009 году?

— Бюджет 2009 г. предполагает повышение самостоятельности главных распорядителей бюджетных средств и их ответственности за использование финансовых ресурсов, а также разработку и формирование для подведомственных учреждений муниципальных заданий по оказанию муниципальных услуг надлежащего качества с учетом потребностей населения. Будет осуществляться переход на оказание услуг населению автономными учреждениями, продолжится дальнейшее внедрение в процесс финансирования программно-целевого метода, запланированы и другие мероприятия по переходу к бюджетированию, ориентированному на результат.
К сожалению, сложные процессы, происходящие сегодня в экономике страны, а следовательно, в регионе и в городе, не позволяют в полной мере осуществить переход на новые отраслевые схемы оплаты труда всех работников бюджетной сферы. Однако с 1 января 2009 года на отраслевую систему оплаты труда переведены работники в сфере образования.
Сегодня главная задача финансистов — сохранить объемы и качество оказываемых муниципальных услуг и продолжить работу по совершенствованию этих направлений. В поиске решений назревших проблем существенную поддержку нам оказывает Департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. Наши коллеги, понимая насущные проблемы города, стараются не только своевременно помогать финансовыми ресурсами, но и оказывать методическую помощь, что не может не сказываться на качестве работы финансовой службы города.
Еще один вопрос, требующий решения в ближайшее время, — повышение квалификации муниципальных служащих, дальнейшая автоматизация системы планирования.
Все те меры, которые городские власти принимают для развития и совершенствования финансовой системы города, направлены на гармоничное развитие города Губкинского, обеспечение безопасности и комфортности проживания горожан, повышения их уровня жизни.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно