В Калининграде до 2008 г. была принята схема управления городом, при которой полномочия главы города и мэра были возложены на одно должностное лицо. Новый глава администрации Ф. Ф. Лапин (занимавший ранее пост министра экономики правительства Калининградской области) предложил изменить структуру администрации города. Суть изменений — в исключении дублирования функций различными подразделениями и придании системе управления логической завершенности. Самые серьезные изменения коснулись финансово-экономического блока.
Светлана МУХОМОР, заместитель главы, председатель Комитета экономики,
финансов и контроля администрации городского округа «Город Калининград»
На практике в структуре муниципальных образований и субъектов РФ принято разделять финансы и экономику. Между творчески мыслящими экономистами и хорошо умеющими считать финансистами, несмотря на общую область деятельности, в силу имеющейся специфики всегда существовали некоторое недопонимание и конкуренция. Первые, строя свои прогнозы с учетом политической коньюнктуры, иногда разрабатывают планы социально-экономического развития, отрываясь от реальности, что приводит к невозможности их выполнения. Вторые, обладая максимально высокой степенью осведомленности о проблемах и противоречиях существующей системы и в силу своего прагматизма, не всегда способны более широко взглянуть на поставленные задачи.
В существовавших условиях глава администрации решил слить экономический и финансовый блоки и подчинить экономические желания нашим финансовым возможностям. Так был создан Комитет экономики, финансов и контроля численностью 147 человек, который объединил несколько существовавших ранее структурных подразделений администрации.
Объединение в одном структурном подразделении администрации городского округа нескольких направлений деятельности, обеспечивающих экономическое планирование и прогнозирование, бюджетное планирование, размещение муниципального заказа, исполнение бюджета и контроль за использованием бюджетных ресурсов, с одной стороны, может показаться спорным в связи с очень широким диапазоном решаемых задач. Но, с другой стороны, такое объединение, позволяя обеспечить более тесную взаимосвязь и четкую координацию деятельности по обеспечению финансовыми ресурсами наиболее важных направлений социально-экономического развития, представляется вполне оправданным.
В построенной системе в единое целое объединен и взаимоувязан весь комплекс действий администрации городского округа, направленных на обеспечение устойчивого экономического развития, начиная от разработки стратегии развития, построения долгосрочных планов, расчетов финансовых нормативов и решения оперативных и среднесрочных задач посредством формирования и исполнения бюджета и заканчивая обеспечением полного и всеобъемлющего контроля, позволяющего оперативно реагировать на сбои, возникающие в системе.
Разработанные управлением экономического развития оценки и прогнозы развития городского округа, являющиеся основой для составления проектов бюджета, направляются в управление планирования бюджета. Управление планирования бюджета включает в себя три самостоятельных отдела: отдел доходов, отдел расходов городского хозяйства, отдел расходов социальной сферы и свода бюджета.
Следующий этап управления финансовыми средствами — размещение муниципального заказа на работы и услуги для муниципальных нужд. Проведение торгов (конкурсов и аукционов) осуществляет управление муниципального заказа, которое состоит из двух отделов: отдела формирования муниципального заказа и отдела по проведению торгов. Управление обеспечивает ведение сводного реестра закупок муниципального образования, что является одним из показателей для проведения анализа качества планирования и исполнения бюджета.
Функции исполнения бюджета возложены на управление казначейского исполнения бюджета, которое по своей сути является муниципальным казначейством и исполняет расходную часть бюджета на основе сводной бюджетной росписи. Также это управление производит платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетополучателей, осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета города и соблюдением финансовой дисциплины муниципальными учреждениями и организациями, финансируемыми из городского бюджета. Управление состоит из двух отделов: исполнения бюджета и операционно-кассового обслуживания.
Организацию и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности по исполнению доходной и расходной части бюджета Калининграда, учет муниципального долга осуществляет управление учета и отчетности, состоящее из двух отделов: отдела учета доходов и расходов и отдела сводной отчетности и методологии учета.
Для решения задачи в сфере контрольно-ревизионной деятельности для обеспечения эффективной работы по осуществлению последующего контроля за исполнением бюджета городского округа и контроля в сфере размещения муниципальных заказов в новой структуре сформировано контрольно-ревизионное управление. Оно состоит из четырех отделов: контроля в сфере образования, контроля в социальной сфере, контроля в непроизводственной сфере и контроля муниципальных заказов.
Следует отметить, что все подразделения комитета объединены одним программным продуктом, который позволяет обеспечить тесную техническую связь и доступ к информационным ресурсам.
В рамках поставленных задач был проведен анализ реализации 21 действующей программы, выявлены их основные недостатки, определены подходы к оценке степени достижения целей, заложенных в программах. В рамках принятых порядков разработаны и утверждены 12 новых муниципальных программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета городского округа на 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг.
Проделан большой объем работы по оптимизации деятельности муниципального сектора экономики Калининграда. Следствием этого стало принятие решения о возобновлении работы Балансовой комиссии при городской администрации — коллегиального, постоянно действующего органа по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, планов (программ) их развития. Основной задачей работы комиссии станет повышение эффективности контроля за результатами деятельности муниципальных предприятий.
Комитет в 2008 г. осуществлял работу по организации и развитию потребительского рынка, внешнеэкономическому сотрудничеству Калининграда и реализации четырех международных проектов. Усилена работа по контролю за эффективным использованием средств городского бюджета.
В процессе исполнения бюджета доходная часть городской казны увеличена на 565,3 млн руб. за счет налоговых и неналоговых доходов и за счет остатков средств на 1 января 2008 г. на счете городского бюджета (687,6 млн руб.). В основном средства направлены на обеспечение жизнедеятельности города, на объекты инвестиционной программы, на капитальный ремонт улично-дорожной сети. Однако мировой финансовый кризис внес свои поправки в ожидаемые оценки и прогнозы: по итогам исполнения бюджета за 2008 г. город недополучил 113,3 млн руб., или 2,3 % налоговых и неналоговых доходов.
Формирование бюджета на трехлетний период — 2009 г. и плановый период 2010–2011г.г. осуществлялось до начала проявлений экономического кризиса на основе положительных тенденций в экономике. Но негативные явления в отраслях экономики региона и города, конечно же, сказались и на поступлении доходов в бюджет городского округа в текущем году: за январь-февраль 2009 г. недополучено запланированных доходов на сумму 128,1 млн руб., или 22 %. Например, несмотря на то что в 2009 г. норматив отчислений по НДФЛ увеличился с 30 % до 40 %, с начала года в городской бюджет поступило платежей лишь на 2,7 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Важно отметить, что в текущем году уменьшен норматив отчисления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 90 % до 45 %. При этом в сравнении с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых нормативах в бюджет с начала 2009 г. поступило налогов на совокупный доход на 15 млн руб. (или 10,8 %) меньше. Сложившаяся диспропорция объясняется снижением деловой активности в городе.
Для укрепления доходной базы бюджета расширено участие частных предпринимателей в обеспечении нужд городского округа путем приватизации унитарных предприятий. Активизирована работа Межведомственной комиссии при главе администрации городского округа по мобилизации доходов. В целях роста налогового потенциала городские власти разработали ряд мер по мобилизации доходов в бюджет городского округа прежде всего за счет легализации «теневых» доходов хозяйствующих субъектов. В соответствии с трехсторонним соглашением по регулированию социально-трудовых отношений между правительством Калининградской области, территориальными органами профсоюзов и объединениями работодателей с 1 января 2009 г. на территории области был установлен минимальный размер оплаты труда — 6 тыс. руб., ниже которого работодатели не могут выплачивать работникам заработную плату.
Обеспечивается своевременное исполнение обязательств перед предприятиями жизнеобеспечения организациями, финансируемыми из городского бюджета. В целях снижения риска неисполнения обязательств перед бюджетом недобросовестными поставщиками и подрядчиками по заключенным муниципальным контрактам было принято решение отказаться от практики авансирования работ и поставки товаров и услуг для муниципальных нужд. Расходование средств ведется только на текущее содержание муниципальных учреждений и органов местного самоуправления. Приостановлено повышение заработной платы муниципальных служащих.
Принят и ряд других конкретных мер, направленных на преодоление последствий кризиса. Складывающаяся ситуация отслеживается системно. В целом, оценивая обстановку в городском округе, можно констатировать, что она остается контролируемой и управляемой, а принимаемые меры дают положительный эффект. Несмотря на все экономические сложности, удается обеспечить поступление налогов в бюджет в текущем году на уровне прошлого года.
В условиях недопоступления в 2009 г. запланированных доходов было бы правильным и рациональным сократить расходы и снизить дефицит бюджета до минимального уровня. Однако этого пока не удается сделать, учитывая обязательства города по софинансированию объектов Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2014 г., объем которых составляет 693 млн руб., или 71 % всей инвестиционной программы городского округа. Уменьшить же текущие расходы на содержание городской инфраструктуры очень сложно, хотя отслеживается каждая заявка на финансирование и согласовывается размещение муниципального заказа каждого получателя бюджетных средств.
Бюджет Калининграда на 2009 г. и плановый период 2010–2011гг. сформирован с дефицитом соответственно 8 %, 6 %, 4 %. При этом муниципальный долг на 1 января 2009 г. уже сложился на достаточно высоком уровне — 2370,8 млн руб., из которого 1533,2 млн руб. — обязательства по погашению ранее привлеченных кредитов. Ситуация в банковском секторе экономики в настоящее время очень сложная. Привлечение кредитных ресурсов для муниципального образования становится серьезной проблемой, а долгосрочные заимствования на срок свыше года практически невозможны. Цена ресурсов постоянно возрастает. Кроме того, кредитные организации согласно внутренним инструкциям не хотят предоставлять средства на погашение заимствований, как того требует Бюджетный кодекс. Комитет в январе текущего года провел открытый аукцион по привлечению кредитных средств для городского бюджета в объеме 1300 млн руб. по пяти лотам. По итогам размещения муниципального заказа было заключено только два контракта на сумму 550 млн руб. сроком до одного года. В таких условиях управление муниципальным долгом становится серьезной проблемой.
Опыт работы новой структуры комитета в течение 10 месяцев показал ее эффективность. Учитывая наличие сложностей в условиях набирающего силу экономического кризиса, снижение точности прогнозов и возрастание неопределенности, подобная централизация управленческих функций оказывается оправданной вдвойне.
Светлана МУХОМОР, заместитель главы, председатель Комитета экономики,
финансов и контроля администрации городского округа «Город Калининград»
На практике в структуре муниципальных образований и субъектов РФ принято разделять финансы и экономику. Между творчески мыслящими экономистами и хорошо умеющими считать финансистами, несмотря на общую область деятельности, в силу имеющейся специфики всегда существовали некоторое недопонимание и конкуренция. Первые, строя свои прогнозы с учетом политической коньюнктуры, иногда разрабатывают планы социально-экономического развития, отрываясь от реальности, что приводит к невозможности их выполнения. Вторые, обладая максимально высокой степенью осведомленности о проблемах и противоречиях существующей системы и в силу своего прагматизма, не всегда способны более широко взглянуть на поставленные задачи.
В существовавших условиях глава администрации решил слить экономический и финансовый блоки и подчинить экономические желания нашим финансовым возможностям. Так был создан Комитет экономики, финансов и контроля численностью 147 человек, который объединил несколько существовавших ранее структурных подразделений администрации.
Задачи Комитета экономики, финансов и контроля
Комитет экономики, финансов и контроля администрации Калининграда стал уполномоченным органом, выполняющим функции управления денежными средствами муниципальной казны. Комитет осуществляет бюджетный процесс в городском округе, разрабатывает прогноз социально-экономического развития городского округа, составляет среднесрочный финансовый план, готовит проект бюджета, размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, обеспечивает казначейское исполнение бюджета. Также в задачи Комитета экономики, финансов и контроля входит предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета городского округа, разработка и утверждение цен (тарифов) на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, развитие международных и внешнеэкономических связей.Объединение в одном структурном подразделении администрации городского округа нескольких направлений деятельности, обеспечивающих экономическое планирование и прогнозирование, бюджетное планирование, размещение муниципального заказа, исполнение бюджета и контроль за использованием бюджетных ресурсов, с одной стороны, может показаться спорным в связи с очень широким диапазоном решаемых задач. Но, с другой стороны, такое объединение, позволяя обеспечить более тесную взаимосвязь и четкую координацию деятельности по обеспечению финансовыми ресурсами наиболее важных направлений социально-экономического развития, представляется вполне оправданным.
В построенной системе в единое целое объединен и взаимоувязан весь комплекс действий администрации городского округа, направленных на обеспечение устойчивого экономического развития, начиная от разработки стратегии развития, построения долгосрочных планов, расчетов финансовых нормативов и решения оперативных и среднесрочных задач посредством формирования и исполнения бюджета и заканчивая обеспечением полного и всеобъемлющего контроля, позволяющего оперативно реагировать на сбои, возникающие в системе.
Структура Комитета экономики, финансов и контроля
В составе комитета образовано шесть управлений:- экономического развития,
- планирования бюджета,
- муниципального заказа,
- казначейского исполнения бюджета,
- учета и отчетности,
- контрольно-ревизионное,
Разработанные управлением экономического развития оценки и прогнозы развития городского округа, являющиеся основой для составления проектов бюджета, направляются в управление планирования бюджета. Управление планирования бюджета включает в себя три самостоятельных отдела: отдел доходов, отдел расходов городского хозяйства, отдел расходов социальной сферы и свода бюджета.
Следующий этап управления финансовыми средствами — размещение муниципального заказа на работы и услуги для муниципальных нужд. Проведение торгов (конкурсов и аукционов) осуществляет управление муниципального заказа, которое состоит из двух отделов: отдела формирования муниципального заказа и отдела по проведению торгов. Управление обеспечивает ведение сводного реестра закупок муниципального образования, что является одним из показателей для проведения анализа качества планирования и исполнения бюджета.
Функции исполнения бюджета возложены на управление казначейского исполнения бюджета, которое по своей сути является муниципальным казначейством и исполняет расходную часть бюджета на основе сводной бюджетной росписи. Также это управление производит платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетополучателей, осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета города и соблюдением финансовой дисциплины муниципальными учреждениями и организациями, финансируемыми из городского бюджета. Управление состоит из двух отделов: исполнения бюджета и операционно-кассового обслуживания.
Организацию и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности по исполнению доходной и расходной части бюджета Калининграда, учет муниципального долга осуществляет управление учета и отчетности, состоящее из двух отделов: отдела учета доходов и расходов и отдела сводной отчетности и методологии учета.
Для решения задачи в сфере контрольно-ревизионной деятельности для обеспечения эффективной работы по осуществлению последующего контроля за исполнением бюджета городского округа и контроля в сфере размещения муниципальных заказов в новой структуре сформировано контрольно-ревизионное управление. Оно состоит из четырех отделов: контроля в сфере образования, контроля в социальной сфере, контроля в непроизводственной сфере и контроля муниципальных заказов.
Следует отметить, что все подразделения комитета объединены одним программным продуктом, который позволяет обеспечить тесную техническую связь и доступ к информационным ресурсам.
Итоги деятельности
Комитет в новом его статусе в 2008 г. проанализировал сложившуюся ситуацию в муниципальном секторе экономики и финансов, произвел оценку основных направлений деятельности и эффективности проводимых мероприятий, качества исполнения бюджета городского округа. Впервые был разработан и направлен на утверждение в окружной Совет бюджет городского округа на трехлетний период — 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг.В рамках поставленных задач был проведен анализ реализации 21 действующей программы, выявлены их основные недостатки, определены подходы к оценке степени достижения целей, заложенных в программах. В рамках принятых порядков разработаны и утверждены 12 новых муниципальных программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета городского округа на 2009 г. и плановый период 2010–2011 гг.
Проделан большой объем работы по оптимизации деятельности муниципального сектора экономики Калининграда. Следствием этого стало принятие решения о возобновлении работы Балансовой комиссии при городской администрации — коллегиального, постоянно действующего органа по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, планов (программ) их развития. Основной задачей работы комиссии станет повышение эффективности контроля за результатами деятельности муниципальных предприятий.
Комитет в 2008 г. осуществлял работу по организации и развитию потребительского рынка, внешнеэкономическому сотрудничеству Калининграда и реализации четырех международных проектов. Усилена работа по контролю за эффективным использованием средств городского бюджета.
В процессе исполнения бюджета доходная часть городской казны увеличена на 565,3 млн руб. за счет налоговых и неналоговых доходов и за счет остатков средств на 1 января 2008 г. на счете городского бюджета (687,6 млн руб.). В основном средства направлены на обеспечение жизнедеятельности города, на объекты инвестиционной программы, на капитальный ремонт улично-дорожной сети. Однако мировой финансовый кризис внес свои поправки в ожидаемые оценки и прогнозы: по итогам исполнения бюджета за 2008 г. город недополучил 113,3 млн руб., или 2,3 % налоговых и неналоговых доходов.
Формирование бюджета на трехлетний период — 2009 г. и плановый период 2010–2011г.г. осуществлялось до начала проявлений экономического кризиса на основе положительных тенденций в экономике. Но негативные явления в отраслях экономики региона и города, конечно же, сказались и на поступлении доходов в бюджет городского округа в текущем году: за январь-февраль 2009 г. недополучено запланированных доходов на сумму 128,1 млн руб., или 22 %. Например, несмотря на то что в 2009 г. норматив отчислений по НДФЛ увеличился с 30 % до 40 %, с начала года в городской бюджет поступило платежей лишь на 2,7 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Важно отметить, что в текущем году уменьшен норматив отчисления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 90 % до 45 %. При этом в сравнении с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых нормативах в бюджет с начала 2009 г. поступило налогов на совокупный доход на 15 млн руб. (или 10,8 %) меньше. Сложившаяся диспропорция объясняется снижением деловой активности в городе.
Антикризисные меры
В рамках антикризисных мер за период с начала текущего года проводится работа по поддержке социальной сферы, рынка труда, стабилизации в городском округе доходов населения. Так, в целях содействия сокращению последствий спада экономической активности Комитет экономики, финансов и контроля в полном объеме обеспечивает софинансирование за счет средств бюджета городского округа объектов федеральных и областных программ, прочих инфраструктурных объектов адресной инвестиционной программы, мероприятий муниципальных программ, которые направлены на социальную поддержку населения и создание рабочих мест. В этих же целях в городе организовано проведение ярмарок, сезонной торговли.Для укрепления доходной базы бюджета расширено участие частных предпринимателей в обеспечении нужд городского округа путем приватизации унитарных предприятий. Активизирована работа Межведомственной комиссии при главе администрации городского округа по мобилизации доходов. В целях роста налогового потенциала городские власти разработали ряд мер по мобилизации доходов в бюджет городского округа прежде всего за счет легализации «теневых» доходов хозяйствующих субъектов. В соответствии с трехсторонним соглашением по регулированию социально-трудовых отношений между правительством Калининградской области, территориальными органами профсоюзов и объединениями работодателей с 1 января 2009 г. на территории области был установлен минимальный размер оплаты труда — 6 тыс. руб., ниже которого работодатели не могут выплачивать работникам заработную плату.
Обеспечивается своевременное исполнение обязательств перед предприятиями жизнеобеспечения организациями, финансируемыми из городского бюджета. В целях снижения риска неисполнения обязательств перед бюджетом недобросовестными поставщиками и подрядчиками по заключенным муниципальным контрактам было принято решение отказаться от практики авансирования работ и поставки товаров и услуг для муниципальных нужд. Расходование средств ведется только на текущее содержание муниципальных учреждений и органов местного самоуправления. Приостановлено повышение заработной платы муниципальных служащих.
Принят и ряд других конкретных мер, направленных на преодоление последствий кризиса. Складывающаяся ситуация отслеживается системно. В целом, оценивая обстановку в городском округе, можно констатировать, что она остается контролируемой и управляемой, а принимаемые меры дают положительный эффект. Несмотря на все экономические сложности, удается обеспечить поступление налогов в бюджет в текущем году на уровне прошлого года.
В условиях недопоступления в 2009 г. запланированных доходов было бы правильным и рациональным сократить расходы и снизить дефицит бюджета до минимального уровня. Однако этого пока не удается сделать, учитывая обязательства города по софинансированию объектов Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2014 г., объем которых составляет 693 млн руб., или 71 % всей инвестиционной программы городского округа. Уменьшить же текущие расходы на содержание городской инфраструктуры очень сложно, хотя отслеживается каждая заявка на финансирование и согласовывается размещение муниципального заказа каждого получателя бюджетных средств.
Бюджет Калининграда на 2009 г. и плановый период 2010–2011гг. сформирован с дефицитом соответственно 8 %, 6 %, 4 %. При этом муниципальный долг на 1 января 2009 г. уже сложился на достаточно высоком уровне — 2370,8 млн руб., из которого 1533,2 млн руб. — обязательства по погашению ранее привлеченных кредитов. Ситуация в банковском секторе экономики в настоящее время очень сложная. Привлечение кредитных ресурсов для муниципального образования становится серьезной проблемой, а долгосрочные заимствования на срок свыше года практически невозможны. Цена ресурсов постоянно возрастает. Кроме того, кредитные организации согласно внутренним инструкциям не хотят предоставлять средства на погашение заимствований, как того требует Бюджетный кодекс. Комитет в январе текущего года провел открытый аукцион по привлечению кредитных средств для городского бюджета в объеме 1300 млн руб. по пяти лотам. По итогам размещения муниципального заказа было заключено только два контракта на сумму 550 млн руб. сроком до одного года. В таких условиях управление муниципальным долгом становится серьезной проблемой.
Опыт работы новой структуры комитета в течение 10 месяцев показал ее эффективность. Учитывая наличие сложностей в условиях набирающего силу экономического кризиса, снижение точности прогнозов и возрастание неопределенности, подобная централизация управленческих функций оказывается оправданной вдвойне.