В июне 2009 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла пакет законопроектов, которые в значительной степени изменят нынешнюю систему пенсионного обеспечения. Комитет по труду и социальной политике Госдумы провел круглый стол по обсуждению данных законопроектов.
В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители правительства, внебюджетных социальных фондов, общественных организаций. Председатель правления Пенсионного фонда А. В. Дроздов, открывая круглый стол, отметил, что в случае принятия законов Пенсионный фонд будет готов к их реализации с 1 января 2010 г.
На обсуждение были представлены проекты федеральных законов, внесенных Правительством Российской Федерации: «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования”».
Председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике А. К. Исаев отметил, что законопроекты предусматривают реформирование системы социального страхования и изменение порядка выплаты пенсий и некоторых видов социальных пособий. «Сделан серьезный шаг на пути построения социального государства», — отметил депутат.
Одним из ключевых нововведений, которые в 2010 г. ожидают нынешних и будущих пенсионеров, является валоризация (процесс переоценки) пенсионных прав граждан. С 1 января 2010 г. пенсионные права, приобретенные до 2002 г., будут дополнительно проиндексированы на 10 % плюс 1 % дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанного в советское время, то есть до 1991 г. На это единовременно увеличенное «тело» пенсии будут распространяться все плановые индексации пенсии. Валоризация обеспечит более справедливую оценку трудового вклада людей, работавших в советский период. Для граждан валоризация произойдет автоматически.
Второе серьезное изменение — переход от единого социального налога к системе фиксированных взносов во внебюджетные социальные фонды. Будет введен единый порядок индексации базовой и страховой частей пенсии (сейчас они индексируются отдельно). Существующий сейчас ЕСН будет заменен тремя отдельными страховыми платежами в фонды пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.
В 2010 г. страховые платежи, в отличие от ЕСН, будут взиматься не по регрессивной, а по единой «плоской» ставке и лишь с предельной суммы годового дохода до 415 тыс. руб. Напомним, что сейчас страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования рассчитываются по следующей схеме: 20 % от совокупного годового дохода работника в пределах 280 тыс. руб., 56 тыс. руб. + 7,9 % — с суммы, превышающей 280 тыс. руб., и 81 280 руб. + 2 % — с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
«Единый социальный налог — это безвозмездный платеж. Средства от его уплаты поступают в доход государства, которое определяет исходя из своих возможностей пенсионное обеспечение гражданина. В этой ситуации каждый человек понимает, что его будущая пенсия зависит не от фактически уплаченных взносов, а от возможностей бюджета», — сказал А. К. Исаев. Переход к страховым взносам, по словам председателя комитета, делает платеж адресным, а систему понятной и для работника, и для работодателя, позволит более полно учитывать пенсионные права каждого гражданина и избежать «уравниловки» при расчете пенсий. В отличие от налога, который идет в федеральный бюджет (только потом деньги поступают в Пенсионный фонд), страховой взнос — это возвратный, фактически «персональный» платеж, который сразу будет поступать на индивидуальный пенсионный счет гражданина в ПФР, а потом вернется к нему в виде пенсии.
Законопроекты позволят сформировать устойчивую систему социальных фондов, сделать их самостоятельнее, ликвидировать бедность среди пенсионеров и поэтапно добиться того, чтобы нынешние пенсионеры получали пенсию, равную двум с половиной прожиточным минимумам, а будущие — не ниже 40 % утраченного заработка.
По словам А. К. Исаева, целесообразно окончательно определить правовой статус фондов, рассмотреть вопрос об оптимизации налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Сделать это, по его мнению, можно за счет снижения ряда отраслевых тарифов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Учитывая, что повышение тарифов страховых взносов с 2011 г. коснется и бюджетных организаций, необходимо предусмотреть это при расчете трансфертов субъектам РФ.
По мнению заместителя министра здравоохранения и социального развития Ю. В. Воронина, страховая система, переход к которой предусматривают законопроекты, «устроена объективно: чем выше вклад, тем выше выплаты». Он также отметил, что размер тарифа, который будет действовать с 2011 г. (34 %), сопоставим с аналогичными тарифами в развитых европейских странах. Кроме того, это не самый высокий тариф в истории России. Заместитель министра напомнил, что до 2001 г. тариф страховых взносов во все внебюджетные фонды составлял 37 %, а до 2005 г. — 35,6 %. «Рост расходов на рабочую силу стимулирует увеличение производительности труда», — аргументировал Ю. В. Воронин.
Председатель Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока В. Н. Пивненко предложила изменить подход к валоризации «северных» пенсий и при переоценке пенсионных прав за каждый год советского стажа прибавлять не по одному проценту, а по полтора. «Тогда мы навсегда закроем проблему северных пенсий», — сказала она.
Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей М. В. Москвина предложила не фиксировать в законе о страховых взносах размеры тарифов. «Для того чтобы определить размер тарифов, должны быть соответствующие проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, как минимум должно быть понятно, какие обязательства финансируются из средств страховых взносов, перечисляемых работодателями. Это должны быть взносы на конкретные виды страхования, а не в целом в фонды как в учреждения». Кроме того, по словам М. В. Москвиной, в формировании страховых взносов наряду с работодателями должны участвовать и работники.
Первый заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике И. Н. Габдрахманов, назвав законопроекты правильными, заметил, что предложенные в них нормы будут эффективно работать, только если экономика будет развиваться.
— Социальная сфера — №7 Июль 2009 — 20 июня 2009