Александр ТКАЧЕВ, глава администрации (губернатор) Краснодарского края
Не сбавлять обороты
Российская экономика в последние пять лет была на подъеме. Но даже на фоне положительных перемен, происходивших по всей стране, Краснодарский край значительно опережал среднероссийский уровень. Судите сами, только за последние шесть лет валовой региональный продукт (ВРП) Кубани увеличился почти в два раза. Край стабильно входит в первую десятку регионов России по данному показателю. Среднегодовой рост ВРП составил 107–108 %, а в 2008 г. вырос по отношению к 2007 г. на 9 %.Регион по праву считается южными «инвестиционными воротами» России. По объему привлекаемых инвестиций край занимает первое место в ЮФО и входит в число лидеров среди российских регионов. Доля инвестиций в ВРП составляет 41 %. Это один из самых высоких показателей в стране.
2008 г. также прошел при положительной динамике всех основных секторов экономики. Повысился уровень жизни населения края. Наиболее интенсивно развивались сельское хозяйство, розничная торговля, строительство, промышленное производство. Год был отмечен рекордным в истории края урожаем многих сельскохозяйственных культур. Увеличилась заработная плата у населения, и вместе с тем повысился потребительский спрос. Как результат — собственные доходы консолидированного бюджета края составили более 110 млрд руб. По сравнению с 2007 г. прирост составил 20 млрд руб., или 22,3 %.
Позитивные изменения коснулись и демографических показателей. Численность населения края продолжает увеличиваться. Во-первых, за счет миграционного прироста, во-вторых, повысилась рождаемость. Удалось сократить смертность, в том числе и младенческую.
Как и в предыдущие годы, в 2008 г. значительные усилия органов государственной власти края были сосредоточены на сохранении и укреплении здоровья населения Краснодарского края. Мероприятия краевых целевых программ в области здравоохранения направлены на снижение уровня заболеваемости жителей Кубани, повышение доступности и качества медицинской помощи.
Особое внимание уделяется интересам, благополучию и здоровью детей. Оказывается адресная социальная помощь детям из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В 2008 г. такую помощь получили свыше 26 тыс. человек.
В прошлом году продолжалось обновление материально-технической базы образовательных учреждений Краснодарского края. За счет средств краевого бюджета закуплены учебники и учебно-методическая литература в количестве более 250 тыс. экземпляров, новая школьная мебель для оснащения 2,8 тыс. учебных кабинетов.
Любой успех — это в первую очередь плод серьезной работы. За цифрами экономического роста стоит тот базис, который позволяет экономике Кубани выдерживать испытание мировым финансовым кризисом с наименьшими потерями. Для нас сегодня самое главное — это чтобы край, набравший столь внушительные обороты, не останавливался на достигнутом.
Перспективы дальнейшего развития
В 2009 г. финансовый кризис, к сожалению, уже не позволяет ряду секторов экономики сохранять прежнюю динамику развития. Но накопленный опыт даже в условиях нехватки денег поможет пережить это тяжелое время. Сейчас опасно ошибиться в определении приоритетов и потерять то, что нельзя будет восполнить. Поэтому главная цель — не просто сохранить стабильность в регионе, но и обеспечить максимально возможный рост экономики Кубани, повысив ее конкурентоспособность. В 2009 г. планируется сохранить объем инвестиций и объем производства в сельском хозяйстве на уровне 2008 г. и обеспечить прирост ВРП на 0,1 %. Не допустить сокращения — трудная задача, но от ее решения зависит благополучие Краснодарского края.При разработке плана антикризисных мер была предусмотрена оптимизация расходов бюджета на 2009 г. Но при этом неизменным осталось выполнение всех обязательств в социальной сфере. Более того, объем расходов краевого бюджета на выплату пособий, льгот, компенсаций, субсидий и на другие меры социальной поддержки жителей края ежегодно возрастает более чем на 1 млрд руб. Все полномочия по осуществлению социальных выплат реализуются органами социальной защиты населения без сбоев, денежные средства на это поступают своевременно и в полном объеме. Продолжается строительство центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Планируется возведение перинатального центра.
Новые рабочие места
Сегодня все силы брошены на стабилизацию ситуации на рынке труда и социальную поддержку граждан. С началом финансового кризиса выявились серьезные перекосы на рынке труда. Количество вакансий снизилось, а численность граждан, уволенных по сокращению численности или штата, увеличилась практически вполовину. На 1 апреля 2009 г. уровень регистрируемой безработицы составил уже 1,2 %. Благодаря разработанным антикризисным мерам, предусмотренным краевой целевой программой «Содействие занятости населения Краснодарского края» на 2008–2010 гг. и ведомственной целевой программой «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Краснодарского края», будет трудоустроено более 15 тыс. кубанцев.Но мы понимаем, что роль государства в регулировании рынка труда не должна ограничиваться созданием и обеспечением работы службы занятости населения. Важную роль играет создание новых рабочих мест и финансовая поддержка так называемых градообразующих предприятий.
В этом году планируется завершить строительство нескольких производственных и торговых объектов, которые уже в ближайшее время дадут краю новые налоговые поступления и рабочие места. На Кубани должно быть реализовано 25 крупных проектов общей стоимостью 33,8 млрд руб. Они имеют статус приоритетных и получили право на поддержку краевой власти. Реализовав их, мы получим около 3,5 тыс. рабочих мест.
Доступное жилье в кризис
Жилье и в кризис должно быть доступным. Но для этого население должно быть платежеспособным. Администрация Краснодарского края уделяет самое пристальное внимание развитию ипотечного рынка Кубани. Только в 2008 г. 44 тыс. жителей Краснодарского края для улучшения жилищных условий получили банковские кредиты на сумму, превышающую 26 млрд руб. Столь высокие показатели были обеспечены благодаря ставшей популярной в крае системе государственной поддержки населения. Всего за период с 2005 по 2008 г. государственную поддержку из краевого бюджета получили более 6 тыс. кубанских жителей на сумму 1,6 млрд рублей.Сейчас решается задача стимулирования платежеспособного спроса жителей края при одновременном сбалансированном увеличении объемов ввода жилья. В 2009 г. программой «Жилище» на 2009–2010 гг. предусмотрено предоставление гражданам субсидий для оплаты части стоимости жилья. Она выделяется кубанцам как первоначальный взнос при получении ипотечного кредита на приобретение или строительство жилья. На эти цели в краевом бюджете предусмотрено около 1 млрд руб. В текущем году планируется оказать государственную поддержку более чем 2 тыс. кубанских семей.
Инвестиционная политика
В крае проводится последовательная инвестиционная политика. Для инвесторов создаются максимально комфортные условия. Это позволило с 2003 по 2008 г. привлечь в экономику Краснодарского края порядка 984 млрд руб. инвестиций. К концу 2008 г. объем накопленного иностранного капитала составил 3,8 млрд долл. и увеличился по сравнению с 2007 г. на 6,1 %. В прошлом году иностранные инвестиции поступали из 37 стран, основными из которых были Кипр, Казахстан, Великобритания, Швеция, Турция.По данным национального агентства «Эксперт РА», опубликованным в декабре прошлого года, Краснодарский край в рейтинге наиболее инвестиционно привлекательных регионов в ЮФО за 2007–2008 гг. занял первое место в номинации «За минимальный интегральный инвестиционный риск в своем федеральном округе» и второе место в номинации «Регионы России с минимальным уровнем инвестиционного риска».
По оценкам экспертов, инвестиционное законодательство Краснодарского края — одно из лучших в стране. На Кубани принят целый ряд законодательных актов и нормативных документов, защищающих и гарантирующих права инвесторов. В качестве основных форм государственной поддержки инвесторов краевым законодательством предусмотрены:
- налоговые льготы (освобождение от уплаты налога на имущество);
- предоставление гарантий краевого бюджета;
- субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели;
- понижающий коэффициент по арендной плате за землю на период проектирования и строительства.
Большое значение власти края придают и презентационной деятельности. Регион на протяжении последних лет является постоянным участником крупных отечественных и международных конгрессно-выставочных мероприятий. Большой популярностью пользуется у российских и зарубежных бизнесменов Международный инвестиционный форум «Сочи», который проводится у нас с 2002 года.
Итогом столь активной работы краевой администрации стал приход на Кубань крупных инвесторов. В крае создано более 1000 предприятий с участием партнеров из более чем 70 стран: Франции, Германии, США, Швеции, Турции, Нидерландов и т. д. Стратегическими партнерами региона во всех отраслях экономики стали компании с мировым именем — «Кнауф», «Клаас», «Филипп Моррис», «Бондюэль», «Секаб», «Вим Билль Данн», «Метро Кэш энд Керри», «Нестле», «Рэдиссон», «Тетра Пак» и др.
Развитие предпринимательства
В новых экономических условиях малому и среднему бизнесу отведена особая роль. Сегодня основным резервом развития экономики страны и регионов является именно предпринимательство. Ведь это наиболее гибкая часть бизнес-сообщества, способная мобильно адаптироваться к меняющимся условиям и буквально с нуля создавать новые предприятия и рабочие места.В Краснодарском крае малый и средний бизнес уже сегодня дает треть валового регионального продукта. Он обеспечивает работой половину занятого в экономике населения края. Оборот в целом по краю в прошедшем году увеличился на 30 % и превысил 1 трлн руб. Это почти 60 % краевого товарооборота. Наиболее интенсивно развивается малое и среднее предпринимательство в потребительской сфере, промышленности и строительстве, а также в туристско-рекреационном комплексе.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, по итогам 2008 г. по краю не отмечается снижения численности работающих в малом и среднем бизнесе. Сегодня по основным показателям в данной сфере Краснодарский край входит в четверку лидеров России наряду с Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом, а в ЮФО занимает первое место. Пять лет подряд Кубань получает звание «Лучший субъект России по развитию малого и среднего предпринимательства».
Таких результатов регион сумел достичь благодаря созданной в крае эффективной законодательной базе и системе реальной государственной поддержки предпринимательства. С 2006 по 2008 г. на Кубани действовала краевая целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства. В 2009 г. утверждена и успешно реализовывается долгосрочная краевая целевая программа господдержки на 2009–2012 гг. Ее общий объем финансирования за счет краевого бюджета — 340 млн руб. Программой предусмотрена возможность получения предпринимателями финансовой помощи в виде компенсации своих затрат по кредитам, сертификации и презентационной деятельности. Будет субсидироваться часть затрат бизнесменов, связанных с использованием лизингового оборудования и подключением к инженерным сетям, приобретением необходимого офисного и производственного оборудования.
Для того чтобы обеспечить предпринимателям доступ к финансам, создается краевой гарантийный фонд. За счет его средств предпринимателям, решившим взять кредит в банке, будет предоставлена недостающая часть залога. Кроме того, создан региональный венчурный фонд. Его средства будут распределяться среди субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере для реализации инновационных проектов.
Олимпиада — путевка в будущее
Значение Олимпиады для комплексного развития Краснодарского края трудно переоценить. Безусловно, такое событие, такой исторический шанс выпадают нечасто. И задача региона — воспользоваться этим подарком судьбы, направить всю подготовку к Олимпиаде на благо жителей Кубани.Работа по подготовке к Олимпийским играм ведется комплексно и в соответствии с предусмотренными сроками. Краснодарский край, Сочи и в целом Юг России к 2014 г. получат развитую сеть современных автомобильных и железных дорог, модернизированную инженерную инфраструктуру, увеличатся энергетические, телекоммуникационные мощности, появятся современные отели, благоустроенная береговая линия и многое-многое другое.
Олимпийский проект придаст мощный импульс развитию традиционных отраслей экономики края, связанных с обслуживанием отдыхающих. Если сегодня в Сочи ежегодно отдыхают около 4 млн человек, то к 2014 г. ожидается, что ежегодный поток туристов достигнет 7 млн человек. Сейчас городу требуются качественные гостиничные услуги, современные выставочные площади, где могли бы проводиться развлекательные и спортивные мероприятия. Сегодня неудовлетворенный спрос на подобные услуги оценивается приблизительно в 7 млрд долл. в год. Эксплуатация же объектов, возведенных к Олимпиаде, позволит удовлетворить этот спрос.
Модернизация и строительство инфраструктуры Сочи предусмотрены краевой целевой программой «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта (2008–2013 гг.)». Главной ее целью является формирование нового облика города-курорта в соответствии с его особым статусом — столицы зимних Олимпийских игр, создание современной инфраструктуры и системы жизнеобеспечения города. И, естественно, обеспечение комфортных условий для проживания населения и гостей курорта.
В рамках краевой целевой олимпийской программы в текущем году планируется построить восемь многоярусных автостоянок, отремонтировать 48,5 км внутригородских дорог, произвести капитальный ремонт четырех учреждений образования, 10 — здравоохранения, трех объектов культуры и четырех — физкультуры и спорта. До конца года будут капитально отремонтированы 150 жилых домов, уличное освещение и другие инженерные сети.
Олимпийский проект — тот стратегический резерв, который поможет краю и стране в целом в непростой ситуации мирового кризиса. Это своеобразный катализатор развития экономики за счет стимулирования внутреннего спроса. Для возведения олимпийских объектов активно используются тысячи единиц отечественной строительной техники, понадобится более 20 млн тонн стройматериалов и оборудования, будет создано 100 тыс. рабочих мест. Только на объектах госкорпорации «Олимпстрой» будет работать порядка 57 тыс. строителей.
Но уже сейчас определены основные направления эффективного постолимпийского использования спортивных и инфраструктурных объектов. При этом участие бюджетного финансирования будет минимальным. Кроме того, в настоящее время разрабатывается программа олимпийского наследия. Она должна обеспечить устойчивый круглогодичный спрос на все построенные к Зимним играм-2014 объекты. И нет никакого сомнения, что все это положительно скажется как на доходах бюджета, так и на развитии экономики края в целом.