С 1 января 2009 г. введены в действие положения ст. 69.2, 174.2 Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми при составлении проектов бюджетов всех уровней для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг должно использоваться государственное (муниципальное) задание. Таким образом, законодательно, причем в обязательном порядке, в отличие, к примеру, от ведомственных целевых программ, введен в действие один из основных инструментов, реализующих метод БОР.
На уровне регионов существует определенная готовность к использованию новых методов БОР. А вот есть ли такая готовность в муниципальных образованиях?
Опыт Республики Алтай как субъекта РФ известен. Практика этого региона оценена как положительная и коллегами из других регионов России, и представителями Министерства финансов РФ. Но перешли ли к выполнению требований законодательства при планировании местных бюджетов? На этот и другие вопросы мы попросили ответить Инну ЗИМИНУ, начальника финансового управления МО «Город Горно-Алтайск».
— Инна Валентиновна, осталось совсем немного времени до передачи проекта бюджета-2010 г. Горно-Алтайск в представительный орган. Есть уверенность, что подготовленный финансовым управлением Горно-Алтайска документ будет соответствовать новым требованиям БК РФ?
— Уверенность есть. Нами предпринят ряд мер для обеспечения формирования проекта бюджета на 2010 г. с учетом новых требований. Подготовлена необходимая нормативная база, проведены обучающие семинары для специалистов финансового управления, распорядителей бюджетных средств и учреждений.
Поначалу мы планировали использовать для сбора муниципальных заданий Excel-форму. Однако анализ документооборота, включая необходимость контроля над исполнением доведенных заданий, показал, что Excel не подходит. Это значит, что подготовка муниципальных заданий, планирование на их основе ассигнований, расчет стоимости услуг, последующий мониторинг выполнения заданий должны осуществляться с применением автоматизированной системы.
С высокой степенью эффективности выполняет эти задачи Бюджетная Информационная Система «БИС-ГМЗ» — продукт компании «Р.О.С.Т.У.», — уже применяемая в нашем финансовом управлении. Система проста в установке, не перенасыщена излишними функциями, специалисты, занятые подготовкой бюджета, быстро адаптировались к работе с ней.
Сейчас ГРБС определяют перечень показателей качества услуг и разрабатывают проекты муниципальных заданий.
— Какие нормативные документы понадобилось принять для встраивания в бюджетный процесс муниципальных заданий?
— Прежде всего разработаны и утверждены Положение о порядке формирования и ведения реестра муниципальных услуг, Перечень услуг, оказываемых населению города, Положение о порядке формирования и финансового обеспечения муниципального задания, Положение о показателях, характеризующих качество оказываемых муниципальных услуг.
Своевременную подготовку перечисленных документов обеспечило наше взаимодействие с компанией «Р.О.С.Т.У.». Таким образом, впервые в своей практике мы получили не только требуемый программный продукт, но и методологическую составляющую, в комплексе обеспечивающие выполнение поставленной задачи.
Актуальным стал и межведомственный регламент взаимодействия всех участников процесса в автоматизированной системе, переданный нам специалистами компании.
— Инна Валентиновна, выделите главное — чем должен отличаться проект бюджета-2009 от проекта бюджета-2010?
— Раз главное, то коротко: проект бюджета-2010 в обязательном порядке должен быть сформирован не только в разрезе кодов бюджетной классификации, но и в разрезе муниципальных услуг.
— Итак, готовность к формированию муниципальных заданий есть, но не станет ли формальным такой процесс? Какую пользу можно извлечь из нововведений бюджетного законодательства?
— Как уже отмечалось в нашем разговоре, формирование муниципальных заданий, их доведение до непосредственных исполнителей — бюджетных учреждений предполагает и контроль над их выполнением. А поскольку процесс автоматизирован, учитывая свойство территориальной распределенности системы «БИС-ГМЗ», не составит сложности «мониторить» процесс выполнения доведенных заданий. Собранные в системе данные можно сравнить и на их основе сделать вывод о ходе оказания идентичных услуг. Причем анализу подлежат не только очевидные параметры, но и такие «глубинные», как соотношение прямых и косвенных расходов, запланированных на выполнение задания.
По результатам анализа можно делать выводы. Если задание выполняется успешно, следовательно, учреждение подлежит стимулированию. Если же наоборот, идет невыполнение, это сигнал к принятию мер конструктивного характера: изменению параметров задания, а следовательно, изменению финансирования, применению мер административного воздействия к руководителям учреждений.
— Появились ли у вас какие-либо вопросы при реализации требований Бюджетного кодекса?
— Конечно да. Озвучу главный, решение которого зависит не столько от наших действий, сколько от действий федерального центра. Новый инструмент — «муниципальное задание» — затрагивает в законодательстве лишь процесс планирования бюджета. Как встраивать его в процесс исполнения — вопрос без ответа. То, что это нужно делать, — бесспорно, мониторинг выполнения заданий без мониторинга финансовых показателей, с ним связанных, — полумера в реформировании.
— Какие рекомендации вы можете дать своим коллегам в свете проделанной вами работы?
— В первую очередь обратить внимание на сроки и не откладывать решение этой задачи на завтра. Финансистам и в районах, и в городских округах, и в поселениях нужно четко осознать, что от формирования с этого года муниципальных заданий никуда не уйти. Почему этим должны заниматься именно финансисты? Ответ очевиден: планировать бюджет с учетом параметров этих самых заданий — наша функция.
Стоит учесть, что задача эта не тривиальная, новая для всех, к тому же требующая оперативного решения и поэтому помощи извне.
— Бюджетная политика — №7 Июль 2009 — 15 августа 2009