- создание эффективного инструмента контроля и мониторинга исполнения местных бюджетов;
- предоставление всем бюджетным учреждениям республики возможности использовать в своей работе современные информационные технологии;
- организация легитимного электронного документооборота со всеми участниками бюджетного процесса на территории республики.
Конечно, для создания подобного решения нам понадобилась помощь квалифицированного исполнителя, имеющего необходимый опыт и ресурсы. С этой целью был проведен открытый конкурс с приглашением лидеров среди разработчиков программного обеспечения в сфере управления финансами. Победитель, компания «Бюджетные и финансовые технологии», в тесном взаимодействии с рабочей группой Министерства финансов участвовала в реализации и внедрении новой информационной системы на территории республики. Особо хочется отметить: работы были организованы и выполнены таким образом, что, приступив к ним осенью 2008 г., уже с начала 2009 г. мы одновременно приступили к исполнению республиканского и 132 местных бюджетов на новом программном продукте.
Пользователями системы являются участники бюджетного процесса как субъекта, так и всех муниципальных образований на его территории — распорядители и получатели бюджетных средств. За счет гибкого распределения доступа к данным в рамках информационной системы пользователи могут работать только с той информацией, к которой доступ предусмотрен их полномочиями. Распределением доступа в Министерстве финансов занимается отдел методологии и анализа бюджетного процесса, который отвечает за унификацию процессов управления всеми бюджетами региона. Общее количество бюджетных учреждений, в настоящий момент уже подключенных к системе, — 479, при этом общее количество работающих пользователей превысило тысячу человек. Ежедневно в системе обрабатывается свыше 14 тыс. электронных документов по всем бюджетам. Учитывая существующие в республике ограничения по организации каналов связи для подключения всех участников бюджетного процесса к централизованной информационной системе, мы сформулировали для разработчика системы особые требования по условиям работы автоматизированных рабочих мест. В результате мы получили систему, которая позволяет нам организовать комфортную работу пользователя в режиме онлайн. Хочу отметить, что за счет организации работы информационных систем на единой серверной платформе, размещенной в Министерстве финансов, мы значительно снизили трудоемкость операций, связанных с обслуживанием систем.
Новые возможности
Созданная централизованная система позволила нам значительно упростить процедуру получения информации по исполнению консолидированного бюджета республики. Это стало возможным благодаря тому, что учет всех операций по исполнению местных бюджетов ведется в единой базе данных. Используя реализованные в системе мультибюджетные отчетные формы и интерактивные таблицы, наши сотрудники получили возможность в режиме реального времени осуществлять мониторинг исполнения местных бюджетов. За счет своевременной оценки остатков на счетах бюджетов мы планируем оперативно пересматривать планы по осуществлению межбюджетных трансфертов и за счет этого повысить оборачиваемость бюджетных средств. Также новый программный продукт предоставил распорядителям бюджетных средств инструмент оценки финансовой ситуации в своей отрасли.Хочется отметить реализованный в системе уровень контроля на всех этапах подготовки и обработки электронных документов. В рамках задачи совершенствования процесса исполнения бюджета мы стремились максимально исключить влияние человеческого фактора при работе с информационной системой. Поэтому в части реализации автоматизированного контроля к разработчикам системы предъявлялись особые требования. Одной из важных задач проекта являлось повышение компьютерной грамотности и внедрение современных информационных технологий в работу сотрудников бюджетных учреждений. В 2009 г. мы планируем завершить работы по внедрению легитимного электронного документооборота финансовых органов с бюджетополучателями на территории республики с последующим отказом от использования дублирующих бумажных документов. Для нашей республики это большой шаг вперед, который позволит значительно повысить оперативность проведения операций и снизить накладные расходы. Одновременно с этим проделанная работа закладывает базу для дальнейшей автоматизации сопутствующих задач хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Госзаказ
В рамках создаваемого единого информационного комплекса мы предъявляли к разработчикам требования по созданию и внедрению системы автоматизации процесса государственных закупок. В республике в целях совершенствования процедур формирования и размещения госзаказа с 2008 г. образован Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по размещению заказов для государственных нужд. Система автоматизации процесса государственных закупок, с которой работают сотрудники Комитета, и система исполнения республиканского бюджета интегрированы, что позволило нам обеспечить полноценный контроль в части принятия и исполнения обязательств, возникающих по результатам проведения закупочных процедур.Автоматизация процесса планирования бюджета
В настоящее время в рамках данного проекта идет работа по внедрению системы автоматизации процесса планирования республиканского бюджета. В рамках этих работ мы планируем провести оценку используемых на сегодняшний день в Министерстве финансов методик планирования и усовершенствовать используемые подходы. Интегрированы система планирования бюджета, система автоматизации процесса государственного заказа и система исполнения республиканского бюджета, что значительно упрощает как процессы планирования (за счет использования результатов финансовой деятельности предыдущих лет), так и процессы формирования бюджета (за счет исключения дублирующих операций).Итоги
Оценивая проделанную работу, хочется отметить, что основные задачи, стоявшие в рамках проекта, решены, а именно:- организация центра контроля за исполнением бюджетов муниципальных образований;
- получение оперативной отчетности по исполнению местных бюджетов;
- унификация правил и норм управления муниципальными финансами;
- экономия бюджетных средств.
Справка "Бюджета"
Азрет Алиевич БИШЕНОВ,
министр финансов Кабардино-Балкарской Республики
В 1976 г. окончил Московский технологический институт пищевой промышленности, специальность «Экономист», Доктор экономических наук.
1976–1980 гг. — старший экономист Нальчикского комбината хлебопродуктов.
1983–1989 гг. — начальник планово-экономического отдела Управления хлебопродуктов КБР.
1989–1990 гг. — инструктор социально-экономического отдела горкома КПСС Нальчика.
1990–1991 гг. — ведущий специалист комиссии по экономической реформе СМ КБР.
1991–1996 гг. — председатель комитета по управлению городским имуществом Фонда имущества Нальчика.
1996–2004 гг.— заместитель главы города Нальчика.
2004–2005 гг. — заместитель министра финансов КБР.
С 2005 г. по настоящее время — министр финансов КБР.
Награжден почетной грамотой Правительства КБР.
Компания БФТ успешно завершила внедрение централизованного решения в КБР
Алена Сало, гениральный директор компании "БФТ"
Компания «БФТ» благодарна Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики за возможность участия в столь интересном проекте. Это первый в России опыт централизованного исполнения всех бюджетов на территории субъекта, до настоящего времени все решения по автоматизации являлись децентрализованными. Реализация проекта стала возможной благодаря использованию нашей компанией инновационных решений при разработке централизованной системы. Эти решения позволили обеспечить необходимый уровень быстродействия при обработке в системе операций всех бюджетов и одновременной работе в режиме реального времени всех бюджетополучателей на территории республики.
В реалиях сегодняшнего дня, когда финансовым органам субъектов необходимо уделять особое внимание вопросам контроля исполнения местных бюджетов (письмо Минфина России от 7 апреля 2009 г. № 06-06-13 с рекомендациями по обеспечению исполнения бюджетов в условиях кризиса), разработанное нами совместно с Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики централизованное решение предоставляет качественно новый инструмент реализации данной задачи. Хотим подчеркнуть, что данное решение полностью соответствует требованиям Бюджетного кодекса и Федерального закона № 131-ФЗ, обеспечивая самостоятельность местных бюджетов. Это важно в рамках мероприятий Минфина России, направленных на устранение существующих нарушений требований бюджетного законодательства (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13 февраля 2009 г. № 06-02-11/65 и № 42-7.4-05/5.3-76 о передаче функций по исполнению местных бюджетов). Наша компания готова более подробно рассказать о данном решении всем заинтересованным сторонам.