Версия для печати 10014 Материалы по теме
максимов
Роль муниципальных финансов в жизни городского сообщества трудно переоценить, поскольку оказание всего спектра муниципальных услуг каждой из отраслей городского хозяйства невозможно без движения бюджетных средств.
Андрей МАКСИМОВ, начальник МУ «Муниципальное казначейство
г. Ростова-на-Дону»

Основным приоритетом деятельности администрации Ростова-на-Дону на протяжении последних лет является социальное, культурное и экономическое развитие города. Задача же Муниципального казначейства — содействие достижению целей администрации города путем совершенствования процедур администрирования бюджетных средств участниками бюджетного процесса города, обеспечения эффективности и результативности бюджетных расходов.
В последние годы структурные показатели бюджета города характеризовались перманентным ростом. Так, рост доходной части бюджета в 2007 году по отношению к 2006 году составил 148,8 % (см. табл. 1). В 2008 году обеспечено исполнение доходной части бюджета города в сумме 18 204,7 млн руб., темп роста к 2007 году составил 140,6%, к отчету за 2005 год — 251,8 %. Расходная часть бюджета за 2008 год исполнена в сумме 17 570,8 млн руб., темп роста к 2007 году составил 144,2 %.

Таблица 1. Структурные показатели бюджета г. Ростова-на-Дону за период 2006–2008 гг.

Наименование

Исполнение (млн руб.)

Темп роста (%)

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2006

к 2005

гг.

2007 к 2006 гг.

2008

к

2007 гг.

Доходы – всего

8 701,9

12 945,1

18 204,7

120,4

148,8

140,6

в том числе налоговые и неналоговые доходы

4 765,6

7 768,2

11 306,0

209,6

163,0

145,5

Расходы – всего

8 634,1

12 183,1

17 570,8

120,8

141,1

144,2


Полученные доходы бюджета на протяжении ряда лет позволили исполнять действующие и вновь принимаемые бюджетные обязательства и не допускать просроченной кредиторской задолженности.

Социальному развитию — приоритет

Еще раз отметим, что бюджет Ростова-на-Дону имеет социально ориентированный характер. Так, по разделу «Образование» расходы бюджета города за 2006–2008 годы к отчетным данным за 2005 год увеличились в 2,3 раза и составили по отчету за 2008 год 4193,7 млн руб. В учреждениях образования проведены мероприятия, направленные на повышение эксплуатационной надежности зданий и оснащение учебным и технологическим оборудованием. За три года (2006–2008) на эти цели было направлено 1313,5 млн руб. (в том числе в 2008 г. — 689,8 млн руб.). Такие меры позволили провести комплексный капитальный ремонт в 11 общеобразовательных школах, семи детских садах, двух учреждениях дополнительного образования.
В рамках социальной поддержки детства бесплатным горячим питанием ежегодно обеспечивается в среднем семь тыс. школьников из малообеспеченных семей. Для этого из бюджета за три года было выделено 76 млн руб. (в том числе в 2008 г. — 31,8 млн руб.). Кроме того, на протяжении ряда лет учащимся 1–4 классов муниципальных школ (более 30 тыс. человек) для дополнительного питания бесплатно предоставляются молочные продукты, в 2008 году объем расходов на эти цели составил 34,5 млн руб.
Большое внимание оказывается организации отдыха детей и обеспечению занятости детей и подростков летом. Для этого в течение трех последних лет направлено средств в сумме 65,8 млн руб. (в том числе в 2008 г. — 27,7 млн руб.).
По отрасли «Здравоохранение» за 2006–2008 годы расходы бюджета к отчетным данным за 2005 год увеличились в 1,7 раза и составили в 2008 г. 2036,8 млн руб. На укрепление материально-технической базы городских лечебно-профилактических учреждений за названный период из бюджета города направлено 1313,1 млн руб., в том числе на приобретение оборудования — 805,9 млн руб., капитальный ремонт — 507,2 млн руб.
Только за прошлый год в муниципальных учреждениях здравоохранения на 20 % обновлены основные фонды, на что израсходовано 661,4 млн руб. Оснащение лечебных учреждений новым диагностическим, эндоскопическим, лабораторным, реанимационным оборудованием и санитарным автотранспортом позволило не только повысить качество медицинского обслуживания горожан, но и обеспечить недопущение случаев материнской смертности, снижение на 29 % показателей младенческой смертности, на 10 % — случаев смертности в трудоспособном возрасте.
Стоит заметить, что в период с 2006 по 2008 годы к отчетным данным за 2005 год объем бюджетных ассигнований в структуре расходов бюджета города увеличился по следующим направлениям:
  • развитие социальной сферы — в два раза;
  • поддержка жилищного хозяйства, капитальный ремонт жилого фонда — в 2,5 раза;
  • капитальное строительство (в том числе объектов социальной сферы) — в 15,2 раза;
  • мероприятия в области транспорта — в 11,6 раза.

Совершенствование бюджетного планирования

В последние годы в городе проводится основательная работа по совершенствованию программно-целевых методов бюджетного планирования на основе оценки результативности расходов. Был разработан и утвержден порядок составления долгосрочных городских целевых программ и ведомственных целевых программ. Кроме того, в связи с передачей долгосрочных городских целевых программ в ведение администрации города была осуществлена их ревизия. В настоящий момент в городе действует 27 долгосрочных городских целевых программ, подавляющее большинство из которых носит социальную направленность. Так, целый ряд реализуемых программ ориентирован на модернизацию городской инфраструктуры, направлен на защиту окружающей среды и сохранение культурного наследия.
Особого внимания заслуживает действующая в городе система мер по поддержке малого предпринимательства. Начиная с 1996 года в Ростове-на-Дону разрабатывались городские целевые программы, направленные на развитие данных субъектов экономики. В настоящее время в городе запущена долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которой предусмотрено предоставление субсидии начинающим предпринимателям для организации собственного дела.
В 2009 году рост расходов (за исключением субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов бюджетной системы), имеющих программный характер, по отношению к 2008 году составил 117,7 %. В свете задач, поставленных в бюджетном послании Президента Российской Федерации, будет продолжена работа по увеличению в структуре бюджета города расходов на финансирование принятых программ.
Перспективные направления институциональной политики в бюджетной сфере также находят отражение в процессе управления Ростовом-на-Дону. Так, в конце 2008 года шесть муниципальных образовательных учреждений преобразованы в муниципальные автономные учреждения. В целях организации и систематизации процедурных аспектов работы по созданию и функционированию муниципальных автономных учреждений администрацией города был разработан порядок составления муниципального задания, выпущены методические рекомендации по его формированию.

Антикризисные меры

Следует отметить, что сложная ситуация в экономике России, несомненно, коснулась и Ростова-на-Дону. Постановлениями мэра города М. А. Чернышева определены антикризисные меры, предусматривающие введение жесткого режима экономии и усиление контроля за эффективным расходованием бюджетных средств. В условиях сокращения основных бюджетообразующих показателей главным распорядителям бюджетных средств и подведомственным им учреждениям в декабре 2008 года было вменено:
  • принятие мер по сокращению расходов на содержание аппарата управления;
  • оптимизация действующих и ограничение объема принимаемых бюджетных обязательств на 2009 годи плановый период.
В итоге корректировки доходной части бюджета сокращены расходные обязательства города на 2006 млн руб., в том числе расходы на содержание органов местного самоуправления — на 127,3 млн руб.
При этом в полном объеме предусмотрены средства на оплату наиболее важных расходных обязательств, в том числе: заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом введенной с 1 января 2009 года новой системы оплаты труда, расходы на предоставление муниципальных услуг, связанных с содержанием лечебно-профилактических, детских дошкольных и общеобразовательных учреждений. Сохранены все гарантии отдельным категориям граждан по предоставлению мер социальной поддержки.
В условиях, когда, с одной стороны, происходит сокращение основных бюджетообразующих факторов, а с другой стоит необходимость исполнения городом публичных и иных расходных обязательств, как нельзя лучше зарекомендовала себя используемая в городе схема доведения объемов финансирования до получателей бюджетных средств под заявку на оплату возникшего денежного обязательства. Данная схема кассового обслуживания исполнения бюджета города позволяет нивелировать остатки на лицевых счетах получателей средств бюджета города, что само по себе определяет оперативный потенциал управления финансами города. Наличие в ежедневном доступе к распределению между получателями бюджетных средств всей совокупности бюджетных ресурсов города, находящихся на счете бюджета, обеспечивает:
  • ежедневную ликвидность счета бюджета города; 
  • маневренность распоряжения городскими бюджетными ресурсами;
  • эффективность принятия управленческих решений по оплате денежных обязательств муниципальных учреждений в условиях ограниченности бюджетных средств.
Кроме того, применение данной схемы кассового обслуживания исполнения бюджета города вкупе с принятыми дополнительными мерами в сфере размещения муниципального заказа, усилением кассовой дисциплины предупреждает образование кредиторской задолженности у муниципальных учреждений.

Ориентир на качество и результативность

Придерживаясь приоритетов, декларируемых государственной политикой в области бюджетного управления, в Ростове-на-Дону разработаны механизмы по применению ряда систем показателей результативности, направленных на повышение эффективности деятельности органов и должностных лиц администрации города, в частности: глав районов города, муниципальных служащих, являющихся руководителями отраслевых и территориальных органов администрации города. Применение показателей результативности, несомненно, является тактическим шагом в рамках выбранной стратегии управления городом, ориентированной на реализацию принципов результативности, прозрачности, достоверности и оперативности принятия решений.
В 2007 году Ростов-на-Дону перешел на трехлетнее бюджетное планирование, формирование и исполнение бюджета, что повлекло за собой ревизию нормативно-правовой базы. В частности, разработаны методические рекомендации по вопросам формирования проекта бюджета города на среднесрочную перспективу, пересмотрен порядок составления и ведения бюджетных смет, обновлена методическая база, регламентирующая вопросы составления бюджетных росписей и бюджетных заявок участниками процесса исполнения бюджета города.
С 1 апреля 2008 года вступил в силу вновь утвержденный порядок составления и ведения кассового плана бюджета города, реализующий систему оперативного планирования расходов и прогнозирования ликвидности счета бюджета города. Данный порядок обеспечил формализацию и гибкость осуществления краткосрочного планирования исполнения бюджета города. Кроме того, он предоставил главным распорядителям бюджета города мобильный инструмент по востребованию и осуществлению кассовых выплат, значительно расширив их оперативные полномочия. При этом на основе показателей исполнения кассового плана стало возможным проводить объективную оценку деятельности субъектов бюджетного процесса за требуемый период как по качеству кассового планирования, так и по структуре исполнения бюджетных обязательств.
Внедрение в бюджетный процесс нового порядка исполнения бюджета города по расходам обеспечило переход с частичного на сплошной учет всех бюджетных обязательств. Необходимость предоставления исчерпывающей информации по обязательствам способствовала повышению ответственности бюджетных учреждений города в части своевременного исполнения договорных обязательств. Это положительно сказалось на состоянии расчетов муниципальных учреждений с контрагентами.
В настоящее время Муниципальное казначейство внедряет программный комплекс по планированию бюджета города, который позволит:
  • скоординировать и формализовать процесс бюджетного планирования в городе;
  • обеспечить единое информационное пространство для бюджетных учреждений в ходе бюджетного планирования;
  • облегчить составление проекта бюджета на поливариативной основе;
  • упростить многократное взаимодействие и минимизировать технические ошибки в ходе производимых операций при бюджетном планировании.

Финансовый контроль

Свойственная финансам контрольная функция осуществляется Муниципальным казначейством путем проведения предварительного, текущего и последующего видов контроля. В 2008 году в ходе предварительного финансового контроля специалистами Муниципального казначейства были проверены и зарегистрированы около 15 тыс. бюджетных обязательств по представленным на регистрацию муниципальным контрактам. При проведении текущего финансового контроля специалистами Муниципального казначейства были проверены и обработаны более 300 тыс. платежных документов. В 2008 году контрольно-ревизионный отдел Муниципального казначейства провел проверки в 89 муниципальных учреждениях.
Неоспоримым преимуществом при организации бюджетного процесса в городе с учетом его административно-территориального деления является принятый Муниципальным казначейством курс на автоматизацию. Автоматизированная система исполнения бюджета города работает с 2000 года. В 2003 году Ростов-на-Дону был одним из первых городов в стране, который перешел на обслуживание в органы Федерального казначейства по схеме, отличной от традиционной. В 2006 году завершен переход на электронный документооборот между получателями бюджетных средств, Муниципальным казначейством и органами Федерального казначейства по Ростовской области в части исполнения бюджета.
Избранная городом схема кассового обслуживания исполнения бюджета, автоматизация всего документооборота как внутри финансового органа, так и между всеми его участниками дают возможность оперативного и достоверного краткосрочного планирования расходов бюджета на основе сбора и консолидации заявок бюджетных учреждений на расходование средств. Также это позволяет планировать и учитывать исполнение расходной части бюджета с любой детализацией в разрезе каждого получателя бюджетных средств.
Активно занимаясь вопросами модификации бюджетного устройства, организацией бюджетного процесса в городе, в 2008 году МУ «Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону» инициировало участие города во всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами». По итогам конкурса администрация города Ростова-на-Дону была удостоена диплома третьей степени. Признание качества финансовой работы администрации города Ростова-на-Дону на всероссийском уровне создает дополнительные стимулы по дальнейшему развитию бюджетной политики и механизмов ее реализации с учетом изменений в бюджетном законодательстве РФ.
Поделиться