Людмила Васильевна СТАРОСТИНА, первый заместитель министра финансов Нижегородской области
В настоящее время в рамках проводимой бюджетной реформы, использования методов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Министерство финансов Нижегородской области ведет работу по внедрению новых методов и подходов к планированию бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг. Данный переход вызван необходимостью строгой экономии бюджетных средств, оптимизацией расходов на содержание бюджетной сети, а также обусловлен требованиями законодательства.
Однако переход к финансированию государственных (муниципальных) услуг не может быть выполнен одномоментно и требует выполнения ряда мероприятий, часть из которых должна быть глубоко проработана методологически. Министерство финансов Нижегородской области в данном направлении провело следующую работу:
- сформирован перечень бюджетных услуг, по которым должен проводиться учет потребности в их предоставлении;
- разработаны подходы к параметрам качества, определен порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых услуг принятым стандартам;
- проведена оценка выполняемых функций и решаемых задач органов исполнительной власти Нижегородской области и описаны основные функции и задачи субъектов бюджетного планирования, результаты реализации функций;
- разработаны количественные показатели для оценки функций и задач субъектов бюджетного планирования;
- разработаны положения и методика оценки эффективности областных и ведомственных целевых программ;
- сформированы доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности и параметры среднесрочного финансового плана на основе реестра расходных обязательств областного бюджета.
Порядок формирования государственного задания основывается на действующих положениях Бюджетного кодекса, устанавливает форму государственного задания, порядок, сроки его реализации и финансового обеспечения.
Методические подходы к оценке стоимости государственных услуг
Методические рекомендации по оценке стоимости государственных услуг включают в себя два подхода (учетно-подушевой и нормативно-подушевой) и позволяют осуществить поэтапный переход к новым методам планирования расходов. Основным методом расчета стоимости услуг, реализующим положения Бюджетного кодекса о планировании бюджетных ассигнований в соответствии с государственными заданиями, является нормативно-подушевой метод планирования расходов учреждений. Данный метод основан на расчете нормативно-финансовых затрат на единицу потребителя на основании установленных нормативов и требований к качеству оказания услуги.В Нижегородской области модель и методы нормативно-подушевого финансирования были реализованы в образовании. А в настоящее время в рамках развития проекта внедрения модели БОР область ее применения будет расширена. Отрасли образования и здравоохранения являются пилотными для перехода на планирование по оказываемым услугам, и расходы их подведомственной сети учреждений будут в первую очередь спланированы в рамках государственных заданий. Остальные социально-значимые отрасли также готовятся к поэтапному переходу на новый уровень планирования расходов в разрезе бюджетных услуг.
Методические рекомендации, разработанные Министерством финансов Нижегородской области, предполагают необходимость разработки органами исполнительной власти области Порядка определения расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в перечень государственных услуг Нижегородской области, с использованием нормативно-подушевого метода расчета.
Проблемы перехода к нормативно-подушевому финансированию
Понимая сложность одномоментного перехода к нормативно-подушевому методу во всех отраслях, Министерство финансов Нижегородской области в Методических рекомендациях по расчету стоимости государственных услуг, допускает использование при формировании государственных заданий на 2010 год альтернативного, учетно-подушевого метода расчета стоимости государственных услуг.Учетно-подушевой метод планирования расходов на оказание государственных услуг также подразумевает расчет стоимости государственной услуги на единицу ее оказания, но определяется исходя из суммы сложившихся фактических затрат на единицу государственной услуги в бюджетных учреждениях. Данный подход будет использоваться на переходном этапе главными распорядителями бюджетных средств до принятия ими порядка определения нормативных затрат с учетом отраслевых особенностей подведомственной сети.
На текущий момент главными проблемами перехода от сметного финансирования к финансированию бюджетных услуг мы считаем:
- отсутствие единых государственных стандартов оказания услуг;
- невозможность выполнения всех регламентированных требований по процессу оказания государственной услуги в рамках существующего бюджета;
- невозможность резкого изменения объемов финансирования бюджетных учреждений в связи с переходом на нормативно-подушевое финансирование;
- незаинтересованность ГРБС и ПБС в нововведениях из-за возможных рисков перехода.