Политика№8 Август 2009 — 10 сентября 2009

Вологодская область: муниципалитеты будут объединяться

Версия для печати 6184 Материалы по теме
артамонова
Вопросы повышения качества управления муниципальными финансами и увеличения налоговых и неналоговых поступлений в муниципальные бюджеты остро стояли и раньше, а теперь, в условиях кризиса, в связи с резким снижением доходной части бюджетов эти проблемы и вовсе становятся трудно разрешимыми. О том, как сотрудничает Департамент финансов Вологодской области с муниципалитетами, об успехах и перспективах этого сотрудничества мы попросили рассказать заместителя начальника Департамента финансов Вологодской области Валентину АРТАМОНОВУ.

— Валентина Николаевна, в целях реализации норм Бюджетного кодекса РФ между правительством Вологодской области и рядом муниципальных образований заключены соглашения. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— Департамент финансов области определил перечень муниципальных образований, которые в последние два года имеют уровень «дотационности» свыше 70 %. Таких муниципальных образований в нашем регионе 293.
В течение ноября-декабря 2008 года специалисты департамента провели аудит проектов бюджетов муниципальных образований на 2009 год и плановый период 2010–2011 годов. По результатам анализа с этими муниципальными образованиями были заключены соглашения по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Основные требования предполагают:
  • увеличение объема поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет (не менее 10 % от прогнозируемого объема доходов);
  • оптимизацию налоговых льгот, установленных решениями органов власти местного самоуправления;
  • сокращение объемов недоимки по платежам в местный бюджет;
  • направление налоговых и неналоговых доходов на выплату текущей заработной платы работникам бюджетной сферы и отчислений во внебюджетные фонды — не менее 60 %, на оплату энергоресурсов не менее 20 %;
  • выплату в установленные сроки заработной платы работникам бюджетной сферы и отсутствие по состоянию на первое число каждого месяца просроченной задолженности;
  • погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным из областного бюджета на покрытие временного кассового разрыва;
  • проведение мероприятий по оптимизации расходов местного бюджета;
  • установление экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и др.
Ежеквартально мы проводим мониторинг выполнения муниципальными образованиями требований, установленных соглашениями. В случае невыполнения соглашения по повышению эффективности использования бюджетных средств департамент финансов определил для себя право приостанавливать или даже сокращать межбюджетные трансферты местным бюджетам до полного устранения выявленных нарушений. Однако пока таких случаев в нашей области не было.

— Какие задачи определены для муниципальных образований в области бюджетной политики в условиях выхода из финансового кризиса?
— Наша область оказалась в составе девяти регионов, наиболее пострадавших от финансового кризиса. Доходная база бюджета области сократится с 45,8 млрд руб. в 2008 году до 27,1 млрд руб. в 2009 году, или на 19,7 млрд руб. (60 %), в основном за счет снижения доходов по налогу на прибыль.
Для смягчения влияния финансового кризиса на местные бюджеты и сохранения доходной базы для выполнения расходных обязательств мы проводим с муниципальными образованиями следующие мероприятия.
1Продолжена практика реализации муниципальными образованиями мероприятий по привлечению дополнительных доходов. На местах приняты Программы мероприятий по привлечению дополнительных доходов. Экономический эффект от реализации мероприятий оценивается в целом по муниципалитетам в объеме 324 млн руб.
2 В рамках мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования экономики проводится оптимизация расходов, повышается эффективность использования бюджетных средств, в том числе:
  • оптимизируется сеть муниципальных учреждений и предприятий;
  • разрабатываются планы экономии потребления энергоресурсов в муниципальных учреждениях;
  • на комиссиях по обеспечению функционирования экономики и социальной сферы муниципальных районов и городских округов рассматриваются вопросы обоснованности возникновения кредиторской задолженности и меры по ее ликвидации;
  • проводится минимизация дефицитов бюджетов за счет исключения из источников финансирования дефицитов кредитных ресурсов.
Планы оптимизации представили в департамент финансов все муниципальные образования области.
Завершается работа по формированию паспорта каждого муниципального района. Паспорт содержит детальную информацию об исполнении бюджетов за два предыдущих года и ожидаемую оценку текущего года. Проводится постоянный мониторинг исполнения местных бюджетов на основании анализа данных паспортов. Аналогичные паспорта мы сформируем для сельских и городских поселений.

— Существуют ли механизмы стимулирования повышения качества управления муниципальными финансами?
— В целях повышения качества управления финансами муниципальных образований впервые в текущем году в региональном фонде софинансирования областного бюджета предусмотрены субсидии муниципальным образованиям на поощрение за качественное управление муниципальными финансами в размере 5 млн руб. Основой проведения оценки является система индикаторов, отражающих отдельные факторы финансового положения муниципального образования и качества управления финансами муниципальных образований. Таких индикаторов 26. Основные из них:
зависимость местного бюджета от безвозмездных поступлений, рост собственной доходной базы;
уменьшение недоимки;
доля просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений в общем объеме расходов;
  • уменьшение просроченной кредиторской задолженности по оплате труда, начислениям на оплату труда, по оплате коммунальных услуг;
  • отношение муниципального долга, краткосрочных долговых обязательств, объема выданных муниципальных гарантий к доходам муниципального образования;
  • соблюдение норм Бюджетного кодекса в части дефицита и объема муниципального долга;
  • доля расходов на муниципальное управление;
  • установление стандартов качества предоставления муниципальных услуг и др.
По итогам полугодия, девяти месяцев и года проводится рейтинг муниципальных образований. По результатам годовой оценки осуществляется поощрение за качественное управление муниципальными финансами.
По итогам оценки 2008 года было определено пять победителей. Это вызвало большой интерес у муниципальных образований — многие хотели узнать, как сложилась оценка по их бюджетам, и сравнить ее с оценками других муниципалитетов.
Полученные средства муниципальные образования смогут направить на развитие и укрепление материальной базы, на мероприятия, связанные с повышением качества управления муниципальными финансами, и на материальное стимулирование.

— Какие перспективы развития местного самоуправления вы видите?
— С 1 января 2006 года в области функционировало 344 сельских и городских поселения. Как правило, сельские поселения не имеют экономической и финансовой базы и являются высоко дотационными (в среднем 90 %). Расходы на содержание органов управления в таких поселениях неэффективны.
В сложных экономических условиях, на наш взгляд, необходимо проводить работу по объединению поселений. При объединении повышается эффективность использования и управления финансовыми ресурсами. Сокращение расходов на содержание аппарата позволит направить высвобождаемые средства на решение вопросов благоустройства, освещения улиц, содержания дорог. К январю 2010 года в Вологодской области останется 274 поселения. В ближайшие четыре года в регионе должно остаться 174 поселения.
Сегодня основной задачей является обеспечение финансовой самостоятельности поселений, а это можно реализовать, по нашему мнению, через совершенствование администрирования местных налогов. В целях укрепления доходной базы местных бюджетов необходимо ввести налог на недвижимость. Налог объединит существующие налоги на землю и недвижимое имущество и будет взиматься с рыночной стоимости недвижимости. Конкретную ставку налога будет определять местная власть в рамках установленного диапазона. Для введения налога на недвижимость требуется скорейшее принятие нормативных актов по регулированию оценочной деятельности на территории РФ и формированию кадастра объектов недвижимости.
Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами является внедрение в бюджетный процесс разработки критериев качества предоставления услуг, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления муниципальных услуг.

— Сейчас много говорится о выравнивании бюджетной обеспеченности и на региональном, и на муниципальном уровне. Что вы предпринимаете в этом направлении?
— Выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляется в нашем регионе путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений. Основой распределения финансовых ресурсов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований области является закрепление доходных полномочий за каждым уровнем власти и разграничение расходных полномочий, а также необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований области для сокращения различий в уровнях социальной обеспеченности населения.
Расчет объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных районов, городских округов и поселений формализован и осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными законом области «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области». Оценка затрат на исполнение расход­ных полномочий для формирования межбюджетных отношений производится по перечню вопросов местного значения, определенному статьями 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ и закона области «О нормативах расходных потребностей».
Действие в течение ряда лет закона области «О нормативах расходных потребностей» позволило достаточно объективно сформировать расходную базу местных бюджетов при распределении межбюджетных трансфертов. Теперь это может стать основой для оценки объема финансовых ресурсов, необходимых для исполнения расход­ных обязательств, возложенных на органы местного самоуправления.
В целях оказания на условиях софинансирования финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований на реализацию закрепленных за ними наиболее значимых приоритетных расходных обязательств в областном бюджете предусматриваются субсидии, передаваемые через Региональный фонд софинансирования расходов. Перечень приоритетных расходных обязательств устанавливается постановлением правительства области. Это в основном инвестиции в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципальных образований, на организацию питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, разработку генеральных планов поселений и схем территориального планирования муниципальных районов, обеспечение условий для развития на территории муниципальных образований физической культуры, спорта и другие.

— Вологодская область всегда очень активно участвовала в законотворческой деятельности на федеральном уровне. Какие предложения по наиболее актуальным вопросам межбюджетных отношений сегодня отстаивает ваш регион?
— Для построения эффективной системы межбюджетных отношений и обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований мы считаем необходимым внести поправки в Бюджетный кодекс РФ в части:
1 предоставления права субъектам Российской Федерации устанавливать единые нормативы отчислений налоговых доходов в местные бюджеты в зависимости от типа муниципального образования;
2 сохранения за субъектами Российской Федерации права замены расчетных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными (дифференцированными) отчислениями от налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет;
3 дополнения нормами, направленными на развитие форм межмуниципального сотрудничества, в частности, предусматривающими возможность передачи межбюджетных трансфертов бюджетами одного типа бюджетам другого для решения совместных вопросов местного значения;
4 пересмотра механизма «отрицательного трансферта» с целью создания дополнительных стимулов для муниципальных образований к увеличению доходной базы путем установления прогрессивной шкалы изъятия.

— Уважаемая Валентина Николаевна, в этом году у вас очень важный юбилей — 30 лет работы в финансовых органах. Журнал «Бюджет» поздравляет Вас, желает успехов в работе и надеется на дальнейшее сотрудничество!
Поделиться